Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 декабря 2012 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Нтакийича Н., Бархатова А. СОВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МИГРАНТАМИ И МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: https://sibac.info/archive/social/6.pdf (дата обращения: 18.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МИГРАНТАМИ И МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Нтакийича Наоми

студент 3 курса, филологический факультет КУЛ (Католический университет Лёвена), г. Лёвен, Бельгия

Бархатова Анастасия

студент 3курса, факультет европейских языков ИГЛУ, г. Иркутск, Россия

Е-mail: 

Ушева Татьяна Федоровна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент ИГЛУ, г. Иркутск, Россия

 

В настоящее время на территории города Иркутска проживает много людей разных национальностей (русские, буряты, украинцы, татары и т. д.). Это связано с постоянным притоком населения из различных регионов России и других стран, то есть с процессом миграции.

«Миграция — это любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности» [9]. Это сложный общественный процесс, выполняющий важные функции в жизни общества и отдельного человека. Миграция способствует обмену трудовыми навыками и производственным опытом, содействует развитию личности, влияет на семейный состав и половозрастную структуру, непосредственно связана с социальной, отраслевой и профессиональной мобильностью населения.

«Историческая роль миграции населения связана с процессами заселения земли, образования и смешения рас и народов; экономическая — с хозяйственным освоением земли, развитием производительных сил, соединением территориально распределенных природных ресурсов и средств производства с рабочей силой; социальная — связана с более полной реализацией потребностей населения в жилье, работе, социально-профессиональном продвижении и т. д.» [8].

Сейчас в России, и в частности в Иркутской области, миграция происходит, главным образом, по причине поиска лучших условий труда. «Среди причин миграции преобладающее значение принадлежит социально-экономическим факторам. Однако в отдельные периоды в разных странах выдвигаются на первое место политические, национальные, религиозные факторы. Во время войн (мировых и локальных) основными контингентами мигрантов становятся беженцы и перемещенные лица» [8].

Неоднозначно складываются отношения местного населения с приезжими. Для понимания этих процессов в октябре — ноябре 2012 года при кафедре психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного лингвистического университета (г. Иркутск) было проведено социально-психологическое исследование «Взаимоотношения местного населения и мигрантов в городе Иркутске».

Актуальность настоящего исследования определяется значительным притоком мигрантов в Иркутский район из стран Кавказа, Средней Азии, Китая, Вьетнама, Кореи за последнее десятилетие [1, с. 213].

Целью данного исследования явилась независимая оценка межэтнических отношений.

В рамках исследования было разработано две анкеты с открытыми вопросами (первая группа вопросов) и альтернативными (вторая группа вопросов) —для местного населения и для иностранцев.

Испытуемым предлагалась анкета с двумя типами вопросов. К первой группе относились вопросы, касающиеся возраста, пола, образования, национальности, профессии. Ко второй группе —вопросы, выявляющие отношение местного населения к приезжим и мигрантов к местному населению.

В исследовании участвовало 80 респондентов, из них граждан города Иркутска и Иркутской области — 61 и иностранных граждан —19. Иностранные граждане составили четыре группы (этническое разделение мигрантов на данные группы на территории Иркутской области сделано по данным государственных органов): «кавказцы» — 15,8 % (азербайджанцы, грузины, чеченцы, армяне), «среднеазиаты» — 26,3 % (киргизы, узбеки, казахи, таджики), «китайцы» — 57,9 % (китайцы, вьетнамцы, корейцы).

Среди опрошенных мигрантов города Иркутска преобладают студенты в возрасте от 19 до 23 лет (57,9 %). Больше половины респондентов (52,6 %) имеют неполное высшее образование.

Среди местных жителей, принявших участие в анкетировании, большинство составляют студенты (58,8 %), а 43,1 % — наемные рабочие.

Проблемы взаимоотношений мигрантов и принимающего общества отразились в следующих результатах. Положительно или нейтрально относятся к проживающим здесь иностранным гражданам 77 %. Отрицательно относятся к мигрантам — 23 % опрошенных. По этнической принадлежности хуже относятся к «кавказцам», чем к «европейцам» и «афроамериканцам». О «среднеазиатах» можно сказать, что большинство местных жителей относятся к ним положительно, но присутствуют и отрицательные оценки.

Возникает вопрос: «Почему именно к этим группам население относятся несколько настороженно?».

В Иркутской области по данным 2010 года проживает 15,928 кавказцев: 6849 армян, 6125 азербайджанцев, 1633 грузин, 712 чеченцев и 610 осетин [7].И настороженное отношение к ним, возможно, связано с тем, что «для защиты своих экономических интересов данная группа создает и финансирует соответствующую криминальную группировку, призванную оградить её от посягательств на свою сферу деятельности и усилить свое социально-экономическое влияние через включение в нее криминального бизнеса. Эти процессы происходят на глазах общества, рождая этническую нетерпимость и этнические конфликты» [1, с. 213].

Что же касается «китайцев», то, во-первых, многие воспринимают их как конкурентов на рынке труда. Китайские торговцы мигрируют в Россию с XIX-ого века и в Иркутской области по данным 2010 года проживает 1409 китайцев [2, с. 49], [7]. Большинство из них заняты сферестроительства крупных объектов, в розничной торговле, в сельском хозяйстве.Во-вторых, некоторые «расценивают китайскую миграцию в качестве фактора, грозящего как минимум разрушить этнополитическое равновесие в регионе («Иркутск станет Китай-городом»)» [3].

Стоит также отметить особую роль СМИ в формировании отрицательного отношения к иностранным гражданам. Средства массовой информации часто при описании каких-либо конфликтов используют общее название «кавказцы» и не уточняют конкретную национальность. В статье «В Иркутске кавказцы избили ОМОНовцев» размещённой на информационный портал «БАБР.RU» можно увидеть такой пример: «В результате ссоры, которую, по мнению правоохранительных органов, спровоцировали кавказцы, вспыхнула драка, перешедшая в перестрелку из газового и травматического оружия» [5]. Читая данный пример, мы не имеем точных сведений, представители каких национальностей принимали участие в конфликте. Таким образом, используя такое общее понятие, СМИ формирует негативное отношение ко всем представителям Кавказа. Дело в том, что часто, читая о «кавказцах» люди формируют образ, что, например, армяне вступают во все конфликты, хотя они имеют отношение только к некоторым ситуациям.

О китайцах же СМИ часто говорят, как об огромной угрозе. Такие заявления, как «со всех сторон ехали, шли, плыли, законно и незаконно пересекая прозрачную границу, сами китайцы — тысячи, десятки, сотни тысяч человек...» и «китайская волна до Сибири просто не дошла. А Приморье уже «затоплено» [2, с. 60] являются преувеличенными и создают необъективный образ действительности.

При анализе результатов анкетирования удалось выяснить, что в целом иностранные граждане положительно относятся к местному населению. 79 % респондентов испытывают любопытство и радость при общении с русскими и другими национальностями, проживающими на территории Иркутской области; 68,4 % воспринимают местных жителей, как друзей, родных или интересных знакомых; также 68,4 % имели положительный опыт общения.

Только 10,5 % указывают на то, что ощущают дискомфорт, находясь на «чужой» территории, и такое же количество опрошенных испытывает равнодушие.

Отрицательное отношениеместныхжителей копределённойгруппеобычно провоцирует аналогичную ответную реакцию.Плохоеотношение к иностранным гражданам будет только увеличиватьсоциальное напрежение. Изменить эту ситуацию, возможно, помогутНКО(национально-культурные общества).Эти организациипредставляютразные национальностив Российских городах [4, с. 69]. Положительное влияние оказывает культурное взаимодействиеи организация совместных мероприятий, где местные жители узнаютс особенности другихкультур.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило наличие активных миграционных процессов в городе Иркутске, заинтересованность иностранных граждан и готовность местного населения к взаимодействию.

 

Список литературы:

  1. Воронин О.Л., Воронина А.В. Иммиграционная ситуация в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: данные социально-психологического исследования// «Мост через Амур». Внешние миграции и мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке. Сборник материалов международного исследовательского семинара / Под ред. В.И. Дятлова., англ. пер. О.А. Бакшеевой. —М.: Иркутск: Наталис, 2004.—С. 213—224.
  2. Дацышен В.Г. Гастарбайтеры на востоке России: масштабы явления, перспективы и проблемы // «Мост через Амур». Внешние миграции и мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке. Сборник материалов международного исследовательского семинара / Под ред. В.И. Дятлова, англ. пер. О.А. Бакшеевой. —М.: Иркутск: Наталис, 2004. —С. 52.
  3. Дятлов В. Китайцы в Сибири: отношение общества и политика властей // Перспективы Дальневосточного региона. Население, миграция, рынки труда / Под ред. Г. Витковской и Д. Тренина. —М.: Гендальф, 1999.—С. 85—94.
  4. Дятлов В.И. «Новые диаспоры» и проблема интеграции внешних мигрантов в принимающее общество // Мост через Амур. Внешние миграции и мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке. Сборник материалов международного исследовательского семинара / Под ред. В.И. Дятлова, англ. пер. О.А. Бакшеевой. —М.: Иркутск: Наталис, 2004.—432 с.
  5. Информационный центр «БАБР.RU» [Электронный ресурс] —Режим доступа URL: http://newsbabr.com/print.php?IDE=46990
  6. Иркутская область // Энциклопедия Иркутской области и Байкала [Электронный ресурс]. —Режим доступа URL: http://irkipedia.ru/content/irkutskaya_oblast
  7. Калугина Г. Иркутская область: Реакция на изменения в миграционном законодательстве [Электронный ресурс] // ИА «Фергана.Ру». — Режим доступа URL: http://subscribe.ru/archive/news.world.turkestan/200702/26092652.html
  8. Экономический словарь [Электронный ресурс] —Режим доступа. URL: http://abc.informbureau.com/html/ieadaoess_ianaeaiess.html
  9. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2007. —472 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий