Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 декабря 2012 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
НЕМЕЦКАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Маркова Анна Сергеевна
студент 4 курса, кафедра всеобщей и отечественной истории филиала К(П)ФУ, в г. Елабуга
Е-mail: markova-annet@yandex.ru
Галлямова Земфира Виленовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент филиала К(П)ФУ, в г. Елабуга
Одной из важнейших исторических проблем, стоящая на сегодняшний момент в современной науке, является изучение зарубежной разведывательной деятельности. Это связано с тем, что многие документы и отчеты находятся под семью печатями, т. е. в засекреченном виде, а материалов (литературы и источников) очень мало. В связи с этим, изучение данной проблемы, является актуальной и поэтому, мне хотелось бы познакомить вас с немецкой разведывательной деятельностью в начале Великой Отечественной войны.
Адольф Гитлер прейдя к власти, отдал приказ органам военной разведки об активизации немецкой разведки против России. Свою разведывательную деятельность немцы вели, как из самой Германии, так и с территорий других стран. В основном это были дружественные ей государства, такие как: Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Турция, Иран, Афганистан. В них создавались штабы, которые в свою очередь перебрасывали агентов в Советский Союз.
Для решения поставленных задач активно использовались легальные каналы: дипломатические отношения, экономическое сотрудничество, внешняя торговля. Сотрудники германских посольств и консульств собирали разнообразные сведения о России.
Перед началом военных лет в Германии, существовала одна из мощнейших и влиятельных разведывательных организаций, — Абвер, она была организована в 1919 г. Ее возглавляли: генерал-майор Фридрих Гемп (с 1919 до 1927 гг.), майор Гюнтер Шванцс (1928—1929), подполковник Фердинанд фон Бредов (1929—1932), вице-адмирал Конрад Патциг (1932—1934), адмирал Вильгельм Канарис (1935—1943) и с января по июль 1944 года полковник Ганзен (Ханзен) [5, с. 176].
После прихода А. Гитлера к власти, военная разведка Абвер, в 1921 г. превратилась в мощную разветвленную структуру, т. к. раньше она существовала нелегальна. Абвер имела большие связи за рубежом, тем самым обеспечивала военное и политическое руководство сбором сведений и информации о состоянии вооруженных сил предполагаемого противника. Всю секретную информацию, которую имела военная разведка Абвер, получала в основном агентурным путем.
Перед тем как напасть на СССР верховное главнокомандование вермахта провело совещание с руководящими работниками Абвера. На этом совещании речь шла о быстрой победе над противником с помощью военной разведки. Для достижения поставленной цели, начальник штаба оперативного руководства вооруженными силами генерал-полковник Йодль (главный военный советник А. Гитлера), сформулировал новые требования к разведке, где говорилось о том, что генеральному штабу меньше всего нужна информация о доктрине, состоянии и вооружении Красной Армии в целом.
Основная цель Абвера заключалась — следить за всеми изменениями, которые происходили в войсках противника. Генерал-полковник Йодль отводил Абвер от участия в разведывательной деятельности, ограничив его сбором и анализом конкретной оперативно-тактической информации.
Значительная активизация немецкой разведывательной деятельности против СССР происходит на этапе непосредственной подготовки Германии к развязыванию войны. Так, летом 1940 г. германское руководство начала подготовку. В распоряжении начальника Абвера адмирала Канариса оказалась агентура органов военной разведки Польши и других европейских стран, которая широко использовалась для разведки против России.
В период подготовки военной разведки активность органов выросла, в результате чего увеличился масштаб ее деятельности. Подготовка к войне стала принимать более конкретные формы, и становилась все более целенаправленной. По приказанию генерал-лейтенанта Пикенброка, «с августа-сентября 1940 г. отдел «Иностранные армии Востока» значительно умножил задания Абверу, касающиеся СССР: Всем подразделениям Абвера, занимавшимся разведкой против России, было дано указание усилить агентурные действия против Советского Союза» [1].
А. Гитлер 18 декабря 1940 г. подписал директиву № 21 — план «Барбаросса», отсюда следует, что подготовка к войне с Россией приобретает конкретный характер. Теперь она включала в себя детальную (подробную) разработку всех планов войны с указанием сроков ее начала, а также уточнение и проверку мобилизационных планов, планов развертывания и сосредоточения частей, объединений и соединений, видов вооруженных сил, подготовку театра военных действий и войск для наступления, организацию пограничных инцидентов и провокаций.
Одна из основных задач, которая стояла перед органами военной дипломатии в предвоенные годы, была заключена в максимальной скрытности для переброски немецких войск на русско-германскую границу, и обеспечить тем самым внезапность нападения на Советский Союз.
Центром же организации шпионажа и главной базой для опорных пунктов гитлеровской разведки служили в предвоенные годы посольство Германии в Москве и немецкие консульства в Ленинграде, Харькове, Тбилиси, Киеве, Одессе, Новосибирске и Владивостоке [4].
Так, весной 1941 г., под видом туриста Абвер направил в СССР опытного оперативного работника майора Хольтуса, он же доктор Бруно Шульц. Перед ним была поставлена задача — собирать развединформацию о военно-промышленных объектах [6]. Но уже со второй половины 1941 г. немецкая разведка начала активное наступление в приграничные районы СССР. Перед террористами-одиночками и диверсионно-разведывательными группами была поставлена задача: создавать базы и площадки для парашютных десантов, склады оружия; организовывать антисоветские банды; устанавливать ориентиры для воздушных бомбардировок промышленных, транспортных и военных объектов; совершать поджоги, взрывы, отравлять источники воды и нарушать связь; вербовать кадры сигнальщиков для цели указаний авиации [2].
Таким образом, мы можем предположить, что по сравнению с 1939 г. в 1941 г. вторжение немецкой разведки увеличилось в несколько раз. Об этом мы видим из докладной записки верховному командованию вермахта от 4 июля 1941 г. Канариса, т. е. уже через две недели после начала вероломной агрессии: «В распоряжение штабов немецких армий направлялись многочисленные группы агентов из коренного населения — из русских, поляков, украинцев, грузин, финнов, эстонцев и т. п. Каждая группа насчитывала 25 (или более) человек. Во главе этих групп стояли немецкие офицеры. Группы использовали трофейное советское обмундирование, военные грузовики и мотоциклы. Они должны были просачиваться в наш тыл на глубину 50—300 километров перед фронтом наступающих немецких армий, с тем чтобы сообщать по радио результаты своих наблюдений, обращая особое внимание на сбор сведений о русских резервах, о состоянии железных и прочих дорог, а также о всех мероприятиях, проводимых противником» [3].
В своем докладе В. Канарис делает акцент на заброске агентурных групп. Это свидетельствует об уверенности немецкого руководства по отношению к СССР, где они предполагали, что из-за первой неудачей советской армии на границе у них наступит время «развала государства». Отсюда и «национальный состав забрасываемой агентуры, и большое количество шпионско-диверсионных групп, сформированных из личного состава специализированного соединения «Бранденбург-800», и вооруженные банды буржуазных националистов». Кроме этого, в этот период, так же преобладали агенты-одиночки. Они маскировались под видом бойцов Красной Армии, выходящих из окружения красноармейцев отставших от своих частей, беженцев. По своей деятельности шпионам легко удавалось проникать в ближайшие тылы советских войск. Так же засылались поодиночке и агенты Абвера, которые были направлены для выполнения какого-либо важного задания [3].
По свидетельству Шелленберга, материалы немецкой разведки, Адольф Гитлер изучал весьма тщательно, требуя предоставления ему все новых и новых данных о состоянии советских оборонительных сооружений и вооруженных сил.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что немецкая разведывательная деятельность в начале Великой Отечественной войны сыграла немало важную роль для своей страны. Одна из мощнейших разведок в Германии была Абвер. Ее задача состояла в шпионаже и добывании сведений о военной промышленности и о состоянии советской армии, а также в подготовке всего необходимого на территории Советского Союза для переброски агентов. В свою очередь А. Гитлер возлагал большие надежды на секретную службу и поэтому он пытался с помощью ее ослабить положение СССР изнутри и для этого предпринимались различные террористические действия, например, поджигали леса, склады, торфяники, взрывали железные дороги и т. д. В результате всех этих действий и событий, которые были направлены против Советского Союза, Германия объявляет ей войну, что стало следствием развязывания Великой Отечественной войны.
Список литературы:
- Винокуров В. Немецкая разведка к 1941 году не знала русский потенциал // Журнал «Золотой Лев». — 2008. — № 162. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.zlev.ru/162/162_36.htm
- Губернаторов Н. Тайная война — невиданная по размаху и ожесточению // Независимая газета. — 2001. — № 9. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.agentura.ru/text/press/2001/tv.txt
- Действия немецкой разведки в начале Великой Отечественной войны // Федеральный портал — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://protown.ru/information/hide/7046.html
- Действия немецкой разведки перед войной с СССР // Федеральный портал. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://protown.ru/information/hide/7044.html
- Ставицкий В. Игра на чужом поле // Болтромеюк В. С кем мы сражались?: Сборник. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 368 с. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/stav/10.php
- Судоплатов П.А. Немецкие спецслужбы против СССР на кануне нападения // Разные дни тайной войны и дипломатии 1941 год. — 2001. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pseudology.org/Abel/Sudoplatov1941/10.ht
отправлен участнику
Оставить комментарий