Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 ноября 2012 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бугаева Галина Александровна
студент 2 курса, кафедра рекламы и журналистики, ИИИиСГН ИрГТУ, г. Иркутск
E-mail: glychitak@mail.ru
Урбанаева Евгения Геннадьевна
научный руководитель, ст. преподаватель кафедры социологии и социальной работы ИИИиСГН ИрГТУ, г. Иркутск
Журналистика появилась в середине XVII века и почти с самого начала женская пресса обладала скромным местом в мире периодической печати. На то есть свои причины — женщины были малограмотны, у них не было возможности диктовать свои потребности и участвовать в общественной жизни. Долгое время женщины были домашней вещью, прислугой или рабой. Однако постепенная репрезентация слабого пола в истории привела к осознанию места и роли женщин в процессах воспроизводства и функционирования в социальной системе. Постепенно появились и потребности в женских публикациях и изданиях.
С течением времени роли женщин расширялись от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития эти роли модифицируются, меняется их вес в обществе и в общественном сознании. Вместе с ними меняется и развивается женская пресса, ее стиль и направленность.
Одним из первых в истории женской прессы появился английский «Дамский вестник» (TheLadies` Mercury) в 1693 году. В это время в Англии был период сильной монархической власти, где ни виги, ни тори не получали на длительный срок устойчивого большинства в парламенте. В связи с этим у читателей сформировалось политизированное сознание. Появившаяся периодическая печать отталкивалась от понимания аудитории как группы, обладавшей компетентным мнением и даже способной влиять на ход событий. Считалось, что и мужчины, и женщины достаточно информированы в политических вопросах. Для стимулирования растущего рынка не только читателей, но и читательниц Джон Антон (который также выпускал «Афинский вестник» (AthenianMercury) для широкого круга читателей) создал свой «Дамский вестник».
Мужчины уже тогда верили в живой и быстрый ум женщин и их аналитические способности. Учитель математики Джон Типпер издавал газету «Дамский дневник» (Ladies` Diary), страницы которой были заполнены задачами и головоломками. Стил и Джозеф Эддисон стремились сделать жизнь своих читателей и читательниц более культурной и утонченной и издавали газеты «Зритель» (Spectator), «Сплетник» (Tatler), «Опекун» (Guardian) [1, с. 437]. Растущая вера в женщин, их ум и способность мыслить побудила самих дам к самостоятельной издательской деятельности. Женщины стали писать для женщин. Это новый виток в развитии истории журналистики. Первой издательницей женской газеты стала англичанка Мэри де Ларивьер Менли. Под псевдонимом «миссис Крекенторп» в 1709 г. она создала газету «Сплетница» (FemaleTatler). Это было сатирическое издание, жестко ориентированное на поддержку тори. В газете разоблачались интриги и скандалы, связанные с находившимися у власти вигов. За «клевету» Мэри Мэнли была арестована, а ее газета передана в «общество скромных дам», где «Сплетница» стала обычной и скучной [1, с. 437].
К 1740-м гг. политический климат в Англии изменился. Власть перешла к вигам, некогда оживленные дебаты партиями утихли, и журналистика стала менее политизированной. В связи с этим 1744 г. в Англии появилось одно из самых популярных изданий 40-х гг. XVIII в. — «Зрительница» (FemaleSpectator) Элизы Хейвуд. Известная женщина-журналистска обратилась к новым темам того времени — брак, мораль, философия, история, география и математика. Издательница и три другие анонимные журналистки побуждали своих читательниц к чтению и другим видам тренировки ума вместо маскарадов и пустых игр. Элиза Хейвуд стремилась, по ее словам, сделать знание модой. В своей следующей газете «Послание для дам» (EpistlesfortheLadies; 1749—1750 гг.) она подчеркивала, что занятия наукой полезны и естественны для женщин. Много внимания Э. Хейвуд уделяла советам, как найти подходящего мужа. И даже здесь делался акцент на серьезность, отказ от легкомыслия ради прочного и длительного брака [1, с. 439].
В течение всего XVIII в. газеты, издававшиеся женщинами, появлялись спорадически. Исключением стала французская «Дамская газета» (JournaldesDames). До этой газеты не существовало периодического издания, смело заявлявшего, что его делают «дамы для дам». «Дамская газета» выходила с 1759 по 1778 гг. в течение этих лет газета претерпевала радикальные изменения. Изначально она была задумана своим основателем-мужчиной как безобидная безделица для развлечения светских дам, позже в руках Луи-Себастьена Мерсье она приобрела фрондерский характер. А в период между 1761 и 1775 гг. трое сменявших друг друга женщин-издательниц превратили политически безликое издание в серьезную оппозиционную газету. «Дамская газета» рассматривала социальные проблемы, призывала отказаться от ненужных развлечений и развивать свой ум.
Первая женщина-издательница «Дамской газеты», мадам де Боме, упрекала мужчин за то, что они держат женщин в рабстве и публиковала страстные призывы к женскому равноправию. Она стремилась показать, что подчиненное положение женщин есть всеобщая трагедия, что взаимоуважение между мужчиной и женщиной может привести к такому же уважению между социальными слоями и между народами.
Следующая издательница «Дамской газеты» мадам де Мезоннев общалась со своими читателями в доверительном и сдержанном тоне. Она умела трактовать деликатные проблемы в рамках приличия, балансируя между пикантностью и респектабельностью.
Последняя женщина-издательница «Дамской газеты» баронесса Пренсан, позже известная как мадам де Монтанкло, посвятила свою газету юной дофине Марии-Антуанетте. Мария-Антуанетте наслаждалась пьессами Пьера де Бомарше и не обращала внимания на их революционный потенциал, на мстительный гнев, скрытый под смехом комического поэта и слезами драматурга [1, с. 448].
«Дамская газета» начала обсуждать проблему детей, чего раньше никогда не делала. Мадам де Монтанкло трактовала, что проводить время с детьми это привилегия, а само материнство это право, которое матери должны требовать у власти и общества.
У издательниц «Дамской газеты» были высокие помыслы. Они стремились улучшить участь женщин, демонстрируя на своем примере, что женщины способны сделать общественную карьеру.
В России первые женские издания появились лишь в XVIII в., но регулярно начали издаваться в начале XIX в. Один из них — «Дамский журнал» (1823—1833). Его издатель — князь Петр Иванович Шаликов — хотел угодить нежному полу хотя минутным, но приятным чтением, а также заменить дорогостоящею подписку подобных изданий из-за границы [5, с. 166]. Журнал выходил из литературных изображений. В отличие от зарубежной женской прессы, где дам наставляли на путь науки, в «Дамском журнале» Шаликов успех просвещения представлял через прогресс литературного вкуса в светском обществе. В журнале печатались переводные и оригинальные повести чаще всего сентиментального характера, светские новости, модные заметки, статьи о знаменитых женщинах, в том числе и из истории женского литературного творчества в России. Большой популярностью среди читательниц пользовались романсы, элегии, баллады. Особенно много внимания «Дамский журнал» уделял женщинам-писательницам, в том числе и начинающим.
В XX в. в России полностью поменялась государственная политика. Начиная с 20-х гг. государственные и культурные деятели стали уделять повышенное внимание к проецированию образа нового человека, в том числе и новой женщины. Социальные функции женского образа в эти годы были гиперболизированы и имели декларационный характер. Новая женщина сильно отличалась от своих предшественниц — дореволюционных тружениц. Такое идеологическое воздействие на новую социальную ориентацию сильно повлияло на женскую прессу.
Журнал «Коммунистка», выходивший с 1920 по 1930 гг. представлял собой орган печати отдела ЦК по работе среди женщин и проводил официальный образ советской женщины — активной общественной деятельницы и участницы производственного процесса. В основное содержание журнала входила трактовка вопросов, связанных с работой партии среди женщин. В «Коммунистке» печатались все распоряжения партии, касающиеся работы женотделов, статьи, разъясняющие марксистское видение женского вопроса, рецензии на выходящую литературу, биографии видных коммунисток, передовые статьи, касающиеся важных событий в женском движении. По материалам «Коммунистки» ясно прослеживается политика государства в отношении женщин, степень вовлеченности их в общественную и политическую жизнь, содержание женского вопроса в понимании партии, идеологическая составляющая образа новой женщины.
Изначально журнал был рассчитан на две группы читательниц: на активных коммунисток, уже способных организовывать массы рабочих и крестьян, и на обычных рядовых работниц, которых еще предстояло организовывать. В 1922 г. в журнале даже появился официальный отдел с различными инструкциями, положениями и отчетами. В это же время осознается необходимость издания массового журнала для женщин, более приближенного к обывательскому уровню. Таким в начале 1920-х гг. стал новый журнал «Крестьянка» [4, с. 681]. Он быстро набрал популярность среди читательниц, что подтверждает его успешность, как журнала для работниц.
В 1922 г. вышел в свет журнал «Красная Сибирячка», который выпускался отделом работниц и крестьянок Сиббюро ЦК РКП(б) под заголовком «Художественно-литературный и научно-популярный журнал». Здесь также публиковались статьи по женскому вопросу, но присутствовала и местная специфика, выраженная в ориентации на провинциальную читательскую аудиторию (журнал издавался в Новониколаевске), следовательно статьи исполнялись в менее официальном стиле и в более популярном характере материалов [2, с. 5].
«Красная Сибирячка» с самого начала была массовым изданием, с широкой целевой аудиторией. Ориентирован журнал был на работниц и крестьянок Сибири, являлся своего рода «ликбезом» для политически не просвещенных женщин. «Красная Сибирячка» публиковала большое множество рассказов, стихотворений и документальных очерков: зарисовки тяжелого женского дореволюционного быта, повести о героических буднях участниц гражданской войны и истории из жизни большевистского подполья [4, с. 682].
В целом в периодическом печати того времени активно пропагандируются те социальные преимущества, которые дала женщине революция. Идея равенства с мужчиной, не только политическое, но и семейное, бытовое, пропаганда преимуществ советского образа жизни находили отражение в многочисленных публикациях. Обязательно на первых страницах печаталась оперативная политическая информация: законы, постановления, распоряжения правительства, сообщения о государственно-важных событиях.
В настоящее время женская публицистика приобрела совершенно иной характер. В период с последнего десятилетия ХХ в. женщина стала чувствовать себя более свободной. Она окончательно осознала свое равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье и в личной жизни. Возможно этому содействовало снятие запретов в СМИ на темы интимной жизни, секса и т. п. Женская пресса начала больше акцентировать внимание на роли женщины как подруги, спутницы мужчины, сексуального партнера. Несмотря на это женщина по-прежнему воспринимается обществом как воспитательница детей и хранительница семейного очага [3].
Можно сделать выводы, что роли женщины и отношение к ним в обществе качнулись по закону маятника — от производственных, бесполых к чисто женским, даже физиологическим, сексуальным. Все это отразилось и в средствах массовой информации.
На первое место вышли новые функции прессы, которых не было раньше — помощь в ориентации своих читательниц в новых рыночных условиях, охрана здоровья женщин, их психологическая поддержка, защита гражданских и социальных прав, укрепление авторитета женщин, изменение отношения к ним в обществе и семье, формирование общественного мнения женщин. В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или второстепенными, например, как уже указывалось выше, сексуальные отношения. В современных изданиях велика доля публикаций о моде, одежде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви и сексе, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи.
История развития прессы, не только женской, но и всей в целом, не стоит на месте и постоянно развивается. Однако вопрос дальнейшего развития СМИ очень сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться страна. Однако руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться прежде всего специализированные, узконаправленные издания, ориентированные на те аудиторные и тематические ниши, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой). В регионах скорее всего будет развиваться женская пресса общесоциальной направленности, которой пока мало.
Список литературы:
- Нина Раттнер Гельбарт. «Женщины-журналистки» // История женщин на Западе: в 5 т. Т. III: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; под ред. Н. Земон Дэвис и Ф. Фарж; пер. с англ.; науч. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. — СПб.: Алетейя, 2008. — С. 435—452.: ил. — (Гендерные исследования);
- Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность. М.: Научно-издательский центр «Ладога», 2002. — С. 522;
- Характеристика современной российской женской прессы / рубрика «Издательский бизнес» // planetasmi.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://planetasmi.ru/blogi/comments/2982.html
- Шабатурова Е. А.. «Образ советской женщины 1920-х годов в журналах «Коммунистка» и «Красная Сибирячка» // Гендер и общество в истории / под ред. Л.П. Репиной, А.В. Стоговой, А.Г. Суприянович. — СПб.: Алетейя, 2007. — С. 677—691. — (Серия «Гендерные исследования»);
- Юкина И.И. История женщин России: Женское движение и феминизм в 1850—1920-е годы. Материалы к библиографии. — СПб.: Алетейя, 2003. — С. 166—171;
дипломов
Оставить комментарий