Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2020 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ханько Ю.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(87). URL: https://sibac.info/archive/social/4(87).pdf (дата обращения: 19.09.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Ханько Юлия Владимировна

студент, кафедра социологии, Пермский государственный научный исследовательский университет,

РФ, г. Пермь

THEORETICAL APPROACHES OF STUDYING SOCIAL CONTROL

 

Julia Khan’ko

student, Department of Sociology, Perm State University,

Russia, Perm

 

АННОТАЦИЯ

Цель данной работы заключается в сравнении подходов, объясняющих социальный контроль.  В данной статье рассматриваются теоретические подходы Э. Росса, Т. Парсонса, П. Сорокина и И. Гоффмана к определению понятия социальный контроль. Каждый подход имеет свои уникальные выводы, но в тоже время есть и схожие идеи. Таким образом, социальный контроль следует рассматривать не с точки зрения одного подхода, а c точки зрения совокупности подходов.

ABSTRACT

The purpose of the work is to compare approaches of social control. In this article there are approaches of social control by E. Ross, T. Parsons, P. Sorokin and E. Goffman. Every approach has its unique conclusion, but at the same time has the same ideas. So social control should be concerned as combination of approaches.

 

Ключевые слова: социальный контроль, механизмы социального контроля, вознаграждения и наказания.

Keywords: social control, mechanisms of social control, awards and punishments.

 

Тема социального контроля всегда интересовала учёных, так как нормальное функционирование общества зависит от порядка в нём. Конечно же порядок в обществе поддерживается особыми механизмами, регулирующими поведение людей.  Иногда эти механизмы не срабатывают и требуется разобраться в причинах. Многие социологи изучали проблему социального контроля, в своих теориях они имеют как схожие, так и различные идеи.

Т. Парсонс в своей работе так же как и Э Росс рассуждал о контроле в лице общественного мнения, так он писал, что «другие в таких ситуациях имеют тенденцию часто неосознанно реагировать на такие малые отклонения так, чтобы отбросить девианта назад «в рамки» тактичным несогласием с ним, молчание, которым подчеркивается, что сказанное им не может быть принято, а чаще всего юмором, снимающим напряженность, в результате чего взгляд девианта на себя оказывается гораздо ближе к тому взгляду, которые имеют на него другие» [1, с. 277]. Так, Т. Парсонс говорил о постоянном процессе осуществления социального контроля, который происходит неосознанно со стороны общества. Э. Росс же рассуждал об осознанном осуждении индивида со стороны общества, который выражался в холодном отношении и избегании. Э. Росс писал о том, что публика пропагандировала своё негативное отношение к преступнику, то есть распространяла осуждение. Также осуждение обществом нарушителя порядка влияло не только на него, но и на его отношения в семье, разрушая семейные связи. П. Сорокин утверждал, что «акты преступные, всегда являются для нас «оскорблением» и вызывают в нас некоторую «обиду», неприятность, вражду и злобу по отношению к себе… Эта враждебность и неприятность неизбежно переходят и на субъект преступления, т.е. на того, кто совершил этот акт» [2, c. 170]. Так психические переживания являются последствиями, которые были вызваны противоправными действиями преступника, эти переживания заставляют индивида совершать те или иные санкционные акты в сторону нарушителя. «Они [действия] неизбежно принимают характер отрицательный, направленный и на причинение преступнику страдания, зла и вообще «отмщения за обиду», за преступление» [2, с. 170]. То есть П. Сорокин рассматривал преступление в криминальном аспекте, но не уделял внимание действиям, которые неодобряемы обществом, но не являются криминальными.

П. Сорокин в своей работе «Преступление и кара, подвиг и награда» рассматривает механизмы, влияющие на поведение человека. Социолог выделяет мотивационную и дрессирующую функцию кар и наград. Мотивационная функция предполагает, что кары и награды служат рычагом для совершения или несовершения какого-то действия индивидом. А дрессирующая функция предполагает «привыкание» к выполнению или невыполнению некоторых актов под воздействием кар и наград, то есть индивид привык по определённым правилам и дальнейшее давление на него является уже лишним. Э. Росс в своей работе «Social control: a survey of the foundations of order» выделял общественное мнение, закон и религию как инструменты социального контроля. Общественное мнение в виде порицания, которое разрушает устоявшиеся социальные сферы преступника. Закон как правовая санкция, совершаемая государством. И религия предопределяет определённое поведение и черты характера, которые нравятся богу. Т. Парсонс в своей работе «Социальная система» выделяет несколько элементов механизма социального контроля. Поддержка как «включение или удержание эго (индивид, который совершает действие) в отношениях солидарности так, чтобы у него была основа чувствовать себя безусловно в безопасности» [1, с. 274]. То есть индивид чувствует, что в кризисных для него ситуациях общество может ему помочь, вследствие чего, у индивида не возникает желание совершать действия, противоречащие социальным нормам. Допустимость выражается как «естественная» реакция к ожидаемому отклоняемому поведению, когда индивид находится в напряжении (как проблема приспособления). Ограничения выступают как «отказ другого (общества) подтверждать определённые ожидания, которые у эго возникают под воздействием тревожности навязчивых фантазий, враждебности и сверх защиты» [1, с.274]. Также социолог писал о том, что «многие наиболее фундаментальные элементы социального контроля встроены в ролевую структуру социальной системы таким образом, что ни эго, ни другой не осознают то, что они делают» [1, с. 275]. Так, общество может и не осознавать, что накладывает на индивида санкции. Кроме того, как упоминалось в предыдущей главе, Т. Парсонс выделял три типа социального контроля: изоляция, обособление и реабилитация. Все эти виды направлены на защиту общества от действий преступника путём его исключения и перевоспитания. Итак, П. Сорокин рассматривал рычаги воздействия на общество, которые являются инструментами не только социального контроля, но и разрушения социального порядка. Социолог рассуждал о действиях кар и наград в общем без всяких уточнений, то есть предполагал, что любой мог применить действие кар и наград. Э. Росс же выделил те сферы, которые могут осуществлять социальный контроль. Важным моментом является тот факт, что учёный одним из первых обратил внимание на внутренние факторы регулирования поведения индивида. Т. Парсонс так же говорил о том, что общественное мнение может выражать осуждение в сторону индивида, вследствие чего, индивид видит себя со стороны и понимает, какие действия он может совершать.

Кроме того, нужно упомянуть работу Ирвинга Гофмана «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью», в которой рассматривается важная функция стигмы как неформальной санкции. Стигма является внутренним и внешним регулятором поведения индивида [3]. Так, на индивида накладывается некоторый «ярлык», то есть общество ожидает от него некоторое поведение, которому он должен соответствовать. И с одной стороны, индивид следует поведению в рамках общепризнанных норм, а с другой стороны, индивид, от которого ждут девиантного поведения, ведёт себя соответственным образом. Получается, что стигма может выступать как механизм, поддерживающий порядок в обществе, и как механизм, вызывающий нарушения. Так можно дополнить теорию Э. Росса об общественном мнении как механизме социального контроля. То есть общественное мнение не всегда выступает в качестве регулирующей силы, приводящей к нормальному состоянию общества.

Таким образом, социальный контроль включает в себя множество аспектов. Изначально понятие «социальный контроль» рассматривалось как изменение поведения преступника для возвращения его в «нормальное» общество. В данном случае социальный контроль выступает как механизм наложения санкций для перевоспитания нарушителя, то есть он действует уже после совершения противоправного действия, но не предупреждает совершение этого действия. Также, социальный контроль может осуществляться в виде наказаний и поощрений, они могут быть наложены как формально, так и неформально. Конечно же, должны существовать способы для предотвращения преступных действий, поэтому термин «социальный контроль» начал включать в себя и механизмы и институты, которые воспитывают и мотивируют индивида на действия только в рамках общепризнанных норм.

 

Список литературы:

  1. Парсонс Т. Социальная система: Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2018. 530 c.
  2. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали – М.: Астрель, 2006. 618 с.
  3. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. New York: Prentice-Hall, 1963. 40 p.
  4. Ross E.A. Social control: a survey of the foundations of order. New York: Macmillan, 1950. 463 p.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.