Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 декабря 2019 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пономарев А.А. ТРИ СТАДИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ КАК ПРИЧИНА ВОССТАНИЯ МАСС // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(83). URL: https://sibac.info/archive/social/12(83).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТРИ СТАДИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ КАК ПРИЧИНА ВОССТАНИЯ МАСС

Пономарев Андрей Андреевич

студент 4 курса, кафедра философии Омский государственный педагогический университет

РФ, г. Омск

Красноярова Наталия Георгиевна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доцент Омский государственный педагогический университет

РФ, г. Омск

Работа немецкого философа и теоретика культуры Вальтера Беньямина (1892 – 1940) «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», написанная в 1936 году, не утрачивает своей актуальности и в начале XXI века. Автор, на наш взгляд, справедливо отмечает изменение отношения к произведению искусства. Ранее единичное, уникальное, оригинальное, неповторимое и, что самое главное, подлинное творение, имеющее ауру, распадается, посредством тиражирования, на множество копий, которые становятся трансцендентными по отношению к оригиналу. Подлинное трансформируется в неподлинное, продукция – в репродукцию. Культурное и ритуальное основание сменяются политическим, экспозиционным и практическим. Аура определяется философом как «уникальное ощущение дали, как бы близок предмет ни был» [1, с. 292]. Современная автору, равно как и современная нам (усовершенствованная), техника способствует, на первый взгляд, приближению объектов, которые можно рассмотреть вблизи, исследуя каждую, представляющую эстетический или научный интерес, деталь. Однако наблюдение за предметом осуществляет не человек, а, отчужденная от последнего, техника, обладающая более совершенным «глазом». Таким образом, получается, что преодоление ауры как дали с целью приближения и овладения, на деле оказывается отчуждением и отдалением от, и так очень далекой, от человека, природы. Отчуждение пронизывает современное искусство. Беньямин справедливо проводит разделение между театральным актером, живым и контактирующим с живыми (публикой в зале), и актером кино, мертвым и контактирующим с мертвым (техникой, киноаппаратом). «Публика вживается в актера, лишь вживаясь в кинокамеру. То есть она встает на позиции камеры: она оценивает, тестирует» [1, с. 304]. Зритель проходит три стадии отчуждения. На первой стадии, которую мы называем «разрыв», он вынужден отказаться от себя. На второй («роботизация») – взгляд человека становится взглядом техники (камеры) или конкретных технических приемов (монтажа). На третьей («омертвление мертвого») – происходит симуляция коммуникации с исполнителем роли, полностью зависимым от воли иных сил, которыми могут выступать ножницы монтажера, режиссерская воля, различные спецэффекты. Произведение искусства воспринимается не чувственно, а рассудочно, но при этом рассеянно.

Трансформация чувственного восприятия, омертвление искусства приводит к эстетизации фашизмом политической жизни, высшей точкой которой является война. При коммунизме происходит политизация искусства. Безликая масса становится главным героем кинохроники. «Массовые действия, а также война представляют собой форму человеческой деятельности, особенно отвечающую возможностям аппаратуры» [1, с. 327]. Тройное отчуждение зрителя, ликвидация ритуальных и сакральных корней искусства приводят, на наш взгляд, к трансформации человека в массу, являющуюся орудием в руках фашизма. Человек, отказавшийся от собственной свободы и ответственности, может стать участником (героем или антигероем) великих событий только как представитель массы. При этом он имеет то преимущество, что он не несет наказания за свои действия и не вынужден обдуманно осуществлять выбор. Он всегда прав вне зависимости от правоты или неправоты массы.

Безнаказанные массы имеют тенденцию к расширению. Количество, победившее качество, осознает свое всемогущество. Испанский философ  Хосе Ортега-и-Гассет (1883 – 1955) в работе с говорящим названием «Восстание масс» (1930) называет признаки уверенности восставших: разнообразие деятельности и развлечений, научные (расширение границ Вселенной, трансформация атома до «пределов планетной системы») и спортивные достижения, а также производство фильмов и фотографий, развлекающих «рядового человека самыми недоступными ландшафтами» [2, с. 39].Заурядная масса возводит заурядность и количественное преимущество в закон. Данные факторы ведут не только к деградации культуры, но и к ведению захватнических войн.

Начало XX века – время научных достижений. Развитие техники привело к преобразованию искусства, которое в свою очередь привело к изменению зрительского восприятия. Зритель, наблюдающий искусство, искаженное тиражированием, проходит три стадии отчуждения (разрыв, роботизация, омертвление мертвого). Человек делегирует собственную свободу и ответственность безликим и заурядным массам, желая стать участником великих событий (исторических (война) и эстетических (персонаж кинохроники)). Становясь частью массы, имеющей тенденцию к расширению и захвату, индивид не является ответственным за происходящие события. Он всегда в зависимости от презумпции невиновности.       

 

Список литературы:

  1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Судьба и характер. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. – С 284-330.
  2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: Издательство АСТ,  2017. – 256 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий