Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2019 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ГЕНОЦИД ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается политика национал-социалистов по отношению к еврейскому населению в годы Второй мировой войны. Проводится сравнение акций Холокоста в Западной и Восточной Европе.
Ключевые слова: антисемитизм, геноцид, гетто, «политика окончательного решения еврейского вопроса», Холокост, концентрационные лагеря.
Определение геноцида как убийства, направленного против национальной или этнической группы в целом, впервые дал Лемкин Р. в 1944 г. Геноцид, писал Лемкин, не обязательно предполагает немедленное уничтожение народа или этнической группы, хотя может проявляться и в массовых убийствах. Чаще всего геноцид выступает как «ряд спланированных акций, следующих одна за другой или происходящих одновременно; их цель — уничтожение тех черт народа, которые определяют его своеобразие. Этническая группа лишается возможности вести нормальную жизнь; происходит ликвидация общественных и политических институтов этноса, организуется дискриминация национальной культуры, языка, религии». Ликвидируются условия полноценного экономического существования; представителей народа лишают свободы, здоровья, унижают их человеческое достоинство [5].
Одним из наиболее ярких примеров геноцида является политика нацистов в отношении еврейского населения, причем основной причиной вражды к евреям была исповедуемая ими религия. В период 1930-х годов руководство Германии лишает эту социальную группу многих гражданских, политических и экономических прав и свобод, закладывается нормативно-правовая база политики «окончательного решения еврейского вопроса». В 1937 году начинается процесс «ариизации» еврейской собственности, который не носил характера национализации, поскольку имущество передавалось в частные руки. В целом данный период характеризовался отстранением евреев от культурной и экономической жизни страны.
С началом Второй мировой войны юридическое давление на «неарийцев» усиливается: евреям запрещается выходить на улицу после 9 часов вечера, иметь радиоприемники, они лишаются возможности свободно посещать общественные места, для них вводятся специальные удостоверения личности с пометкой «J», урезаются нормы отпуска продуктов и т.д. Принятие подобных законов продолжало оставаться главным орудием нацистских преследований вплоть до начала тотального истребления евреев в 1942 г.[4, с. 71]. В годы Второй мировой войны евреев насильственно депортировали в расположенные на территории Польши лагеря и гетто, где их массово уничтожали.
Программа геноцида еврейского населения Европы, представляющая собой составную часть Холокоста, явилась результатом Вайзенской конференции 20 января 1942 года. Политика «окончательного решения еврейского вопроса» определяла поведение нацистов и по отношению к еврейскому населению оккупированных территорий.
После начала Второй мировой войны и оккупирования польских земель, на которых проживало около двух миллионов евреев, начинается более жестокий период в нацистской политике. Евреев загоняют в гетто, для жизни в которых были характерны следующие черты: голод и холод, постоянный страх за жизнь и необходимость выполнять каторжные работы.
В концентрационных лагерях заключенных сортировали на тех, кто был пригоден для работы и тех, кто не мог заниматься тяжелым физическим трудом. По этому критерию дети, старики, инвалиды сразу же после прибытия в лагерь отправлялись к газовым камерам и крематориям. Жертв загоняли в так называемую «раздевалку». Им приказывали полностью раздеться, а затем вели якобы в «душ». На самом деле несчастных отправляли в газовые камеры. По приказу открывались баллоны с «Циклоном-Б», и их содержимое через вентиляционные трубы поступало в газовые камеры. Спустя считанные минуты жертвы умирали от удушья и отравления. Потом человеческие тела отправлялись на сожжение в крематории, а полученный пепел использовался в качестве удобрений для сельскохозяйственных полей.
Несмотря на все трудности, выпавшие на долю оккупированного населения, страх за жизнь, имело место и героическое сопротивление угнетаемого народа. Пусть в большинстве случаев эти выступления и не увенчались успехом, но уважения заслуживает моральное состояние, умение сохранить незыблемыми жизненные ценности. Так, один из участников восстания в Варшавском гетто Ария Вилнер написал: «Мы не собираемся спасать себя. Из нас никто не выживет. Мы хотим спасти честь народа»[3, с. 128].
Во времена национал-социализма было уничтожено около 6 млн. евреев [6, с. 137]. По существующим данным, жертвами Холокоста в годы Второй мировой войны пало приблизительно 2,825 млн. евреев, проживавших на территории СССР, также здесь были уничтожены тысячи евреев из оккупированных гитлеровцами стран Европы[2, с. 229]. Только в концентрационном лагере Освенцим-Биркенау погибло от 1,5 до 2 млн. человек[6, с. 137]. В некоторых гетто народ вел подпольные архивы, целью которых являлось сохранение письменных свидетельств об этом страшном для всего человечества времени.
Следует отметить, что действия, проводимые в рамках Холокоста на оккупированных территориях Восточной Европы, отличались от реализации данной программы в Западной и Центральной частях. При этом можно выделить три основных черты несоответствия.
Во-первых, действия представляли общественности как войну за освобождение от сталинизма, советского «еврейского большевизма», «Жидокомунны». Во-вторых, акции холокоста на Востоке проводились открыто, в присутствии нееврейских местных жителей, в то время как на Западе большую часть еврейских жертв окружали и насильственно перевозили в опечатанных поездах в концентрационные лагеря Центральной и Восточной Европы. В-третьих, на Востоке нацисты мобилизовали значительную часть местного населения в качестве соучастников преступлений[1, с. 76-79].
Для историков особый интерес представляет носившая наиболее жестокий характер политика фашистской Германии по отношению к евреям, проживавшим на территории СССР. Особенность действий определялась принадлежностью Советского государства к коммунистическому лагерю, в котором национал-социалисты видели главного противника.
Уничтожение еврейского населения проводилось специально созданными для борьбы с врагами Рейха оперативными группами СС, так называемыми эйнзацгруппами.
В первые месяцы оккупации советские евреи, попав в немецкий тыл, оказались вынужденными участвовать в обрядах иконоборческого насилия — «похоронах Ленина» и «парадах Сталина». Во время этих унизительных акций нацисты заставляли нееврейское местное население насмехаться над еврейскими мужчинами, женщинами и детьми, в то время как те демонтировали символы коммунистической власти.
В большинстве зарегистрированных случаев подобные ритуалы оканчивались тем, что символы коммунизма, в качестве которых использовались статуи Ленина либо Сталина, хоронили рядом с убитыми евреями.
Рассмотренные примеры являются лишь малой частью преступлений германской фашистской власти в отношении евреев. Эта общечеловеческая трагедия заставила мировое сообщество сделать вывод о том, что отношения между этническими группами, населяющими нашу планету, должны строиться на толерантности и не могут включать в себя идею о превосходстве одной расы над другой. В послевоенный период закладываются основы международного законодательства, касающегося прав и свобод отдельно взятой личности и нации в целом, которые являются эталонными и по сегодняшний день.
Список литературы:
- Джеффри Бурдс, Холокост в Ровно. Резня в лесу сосенки ноября 1941 г. (часть I). М: Фонд содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память», 2017. – С. 69-111.
- Ермаков А. М., «Уроки Освенцима»: история Холокоста в современных школьных учебниках ФРГ. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2009. – С.229-235.
- Лучников А. В., Хасин В.Ю., Нацистская расовая политика как апогей национальных идей эпохи модерна. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2018. – С. 122-133.
- Рудая О. И., Антиеврейское законодательство нацистов в годы Второй мировой войны в Германии. Кубань: Кубанский казачий государственный институт пищевой индустрии и бизнеса, 2018. – С. 71-72.
- Саяпин С. Профессор Рафаэль Лемкин // Альманах международного права. – С. 189-194.
- Хдери К.Ю., Роль памяти о Холокосте в отношениях Германии и Израиля. М: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2016. – С. 137-147.
дипломов
Оставить комментарий