Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 сентября 2019 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Устинова А.М. ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(80). URL: https://sibac.info/archive/social/9(80).pdf (дата обращения: 28.02.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Устинова Алёна Михайловна

студент 3 курса, факультет Гуманитарных Наук и Социальных Технологий, кафедра психологии и педагогики Ульяновского Государственного Университета,

РФ. г. Ульяновск

Методология любого социологического исследования представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, выступающих в форме научно-теоретических подходов. Чаще всего на в социологических исследованиях прибегают именно к системному, структурно-функцональному, институциональному и социокультурному подходам. Одним из малораспространенных, но достаточно эффективных методологических подходов является общностный подход.

Цель исследовательской работы заключается в анализе общностного подхода, как методологической образующей изучения социума.

В первую очередь стоит определиться с тем, что подразумевают под общностным подходом и какова его сущность. Для этого следует обратиться к основам теории и выявить, что понимают под многомерным понятием "социальная общность".

Впервые о социальной общности, как об объекте социологического анализа заговорил Ф. Тённис в 1887 году в своей книге "Общность и общество"[2, с. 10]. Уже в самой первой главе Ф. Тённис изучает главное понятие и описывает проблему пограничности, которая проявляется в разных подходах к  интерпретации терминов "общество" и "общность". Сам автор говорит, что общность - устойчивая и подлинная совместная жизнь, а общество - переходящая и иллюзорная. В связи с чем, по мнению Ф. Тённиса, под общностью следует понимать живой организм, а под обществом - механический агрегат и артефакт.

С течением времени стало появляться множество разных трактовок понятия "социальная общность". Тому подтверждение можно найти в работах американского социолога Д.Хиддери-младшего (подверг анализу 94 трактовки социальной общности), польского социолога Я. Щепаньского ("общность - устойчивая форма совместной жизни"), в "Большом толковом социологическом словаре" Д. Джери и Дж. Джери.

Особое внимание хотелось бы уделить работам отечественных социологов. Для этого следует обратиться к работам В.А. Ядова. Он понимает под социальной общностью  группу человеческих индивидов, объединённых общими интересами, подверженных сходным условиям бытия и деятельностью, составляющих данную общность, их материальной, производственной и прочей составляющей, близких по  направленности взглядов, верований, их представлений о целях и средствах производства»[3, с. 167].

В связи с приведенными выше трактовками целесообразно полагать, что социальная общность – это группа индивидов, взаимосвязанных между собой, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности. Как стоит заметить, в этом определении указано несколько признаков понятия социальной общности, среди которых на первом месте – взаимосвязь ее членов, а далее – общность целей, задач, интересов, условий их жизни и деятельности. Важно отметить, что эти сходства вытекают из взаимодействия людей в действительности и обусловлены ею.

Содержательные характеристики и признаки социальной общности в большей мере зависят от типов, размеров и масштабов, особенностей развития и факторов формирования общностей.

Разработка теории социальных общностей связана с пониманием природы их происхождения и развития. Ещё Ю.Е.Волков, сторонник объективизма говорил, что социальные общности создаются сознательно людьми, и возникают в ходе проявления таких содержательных элементов, как идеи, ценности, интересы, совместная деятельность; где главными, образующими признаками выступают идентификация и самоидентификация, схожие условия жизни и труда, наличие определенных пространственно-временных полей существования, реализация функции самостоятельного субъекта социального и исторического действия и поведения на основе обладания и использования различных ресурсов.  Сторонником такой точки зрения также являлся З. Бауман. В своей книге, посвященной изучению социальной общности, он пишет, что в общности люди понимают друг другу и доверяют друг другу, но как часто бывает, за привилегию принадлежать к обществу, нужно платить, жертвуя собой[4, p. 35].

Таким образом, среди исчерпывающих положений о социальной общности, которые выступают в качестве фиксатора максимально значимой проблематики, выделяют следующие:

 1. Социальная общность - реальное динамичное социальное образование, характеризующее повседневную интеракцию людей в обществе.

2. Социальная общность - связующее звено между личностью и обществом. Вливаясь в социальные общности, индивид осознаёт себя частью общества.

3. Выделяют кратковременные и длительные типы социальных общностей. Чем дольше существует общность, тем с большей вероятностью она обеспечит стабильное развитие социальной системы.

4. Социальная общность выстроена на микро- и макросоциологических подходах в изучении поведения людей и функционировании социальных институтов[1].

Проблематика социальной общности имеет непосредственное отношение к каждому человеку, к его жизни во всех проявлениях. Для личности социальная общность выступает в качестве первичного агента реализации интересов, как сфера самореализации. Тем не менее, не стоит ограничиваться только положительной функцией социальной общности. В определённых обстоятельствах она наоборот может послужить ограничением взаимодействия личности и общества в целом.

На основе выше представленной информации можно говорить об общности и культуре,  как о целостном организме, где дочерним элементом выступает культура. Деятельность, лежащая в основе построения культуры и общности отличается общественным характером, и делает культуру принадлежащей к определённой общественной организации. Такое положение дел говорит о возможности прибегнуть к культурологическому подходу, который будет дополнением к общностному подходу и окажется полезным в осуществлении анализа.

Подводя итог, можно сделать вывод, что применение социокультурного подхода (общностный + культурологический) к исследованию социальной общности, рассмотрение ее сквозь призму ценностно-нормативных характеристик, социокультурных стандартов, стереотипов поведения, особенностей образа жизни открывает новые возможности в изучении конкретных общностей. А проблематика изучения общественной деятельности и образа жизни посредством общностного подхода требует методологической проработки и формирования стратегий развития общностного подхода как автономного.

 

Список литературы:

  1. Зборовский, Г.Е. Общностный подход как методология социологического исследования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2016. – №1 (41). – С. 71–79
  2. Тѐннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2002. – 451 с.
  3. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2006. – 328 с.
  4. Bauman, Z. Community: Seeking Safety in an Insecure World. – Cambridge: Polity Press, 2001. – 168 p
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий