Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2019 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Квасница Ю.К. ПОИСКИ АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА НИЛА ГЕЙМАНА «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(74). URL: https://sibac.info/archive/social/3(74).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОИСКИ АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА НИЛА ГЕЙМАНА «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ»

Квасница Юлия Константиновна

студент 4 курса, кафедра археологии и исторического краеведения ТГУ,

РФ, г. Томск

«...Может показаться, что государство едино, – но иллюзию единой страны создают только доллары, шоу «Сегодня вечером» и «Макдоналдсы».

– Нил Гейман

 

Культурная идентичность представляет собой осознанное стремление человека причислить себя к определенной культуре. Это набор привычек, вкусов, морально-ценностных ориентиров, которые присущи определенной группе людей, объединенных этнически и исторически общим пониманием и взглядом на эти категории. Формирование культурной идентичности тесно связано с понятием «культурная память», которое подразумевает под собой коллективное осмысление истории, культуры и традиций своей страны [5, с. 347]. Исторически первой формой коллективного сознания, по мнению ряда ученых, является мифология [3]. Она представляет собой целостную картину мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания ещё не различены и не обособлены друг от друга. В свою очередь, фольклор является исторически первым художественным (эстетическим) коллективным творчеством народа, переработавшим мифы, и вобравшим его десакрализированные «осколки» в качестве мифем. Фольклор признается исторической основной мировой художественной культуры и служит инструментом формирования национального характера литературы.

Литература США, пожалуй, является одной из самых молодых национальных литератур. И, в отличие от большинства других, она не имеет в свой основе явных фольклорных корней (индейский и негритянский фольклор хоть и оказал на ее развитие определенное влияние, все же не стал основополагающим ее компонентом, как, скажем, в литературе Латинской Америки). Отчасти это и стало причиной долгих и тяжелых поисков «американского героя» в литературе, которая не могла, подобно прочим литературам мира, обратиться к своим корням (европейские корни сознательно отбрасывались – американские авторы уже в начале XX века перестают воспринимать американскую литературу, как часть европейской).

Становление «американского героя» берет свое начало с выходом романов Марка Твена – «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». По мнению литературоведа А. Краснящих, начиная с Марка Твена, Новый Свет в своем литературном изводе осознает себя иным, отдельным и, главное, молодым по отношению к культуре Старого Света с ее устаревшими принципами и ценностями [2].

Однако создание американского фольклора и «американской мифологии» произойдет гораздо позже, чем сформируется национальный характер американской литературы. На одной из открытых лекций по литературе США прозвучало интересное мнение о том, что первыми, кто населили Америку богами, кто создали ее национальные мифы – стали Говард Лавкрафт, ядро творчества которого составляют, так называемые, «мифы Ктулху»,  а также Нил Гейман со своим романом «Американские боги», и произошло это лишь сравнительно недавно.

Для самих американцев роман Нила Геймана «Американские боги» стал культовым – в рекордные сроки он возглавил списки бестселлеров, получил престижные литературные награды и завоевал восторженные отзывы критиков со всего света [4, с. 105]. История о мужчине по имени Тень, втянутого в водоворот сюрреалистических событий и долгое путешествие по Америке, во время которого ему пришлось познакомиться с теми самыми «американскими богами», стала столь популярна, что легла в основу одноименного высокобюджетного сериала.

Но что вызвало такой ажиотаж к очередному роману в жанре «городского фэнтези», коих немало существовало и до «Американских богов»? Ответ на этот вопрос, вероятно, кроется в том глубоком исследовании американского характера и американской культурной идентичности, которую провел Гейман, и отражение которого легло в основу его романа. Сам Гейман о романе своем говорил, что он видится ему кривым зеркалом реальности, книгой «о пограничной Америке, между тем, что вверху и вокруг. Это о странной мифологической глубине. О том, что может ранить» [6, с. 27]. «Это единственная страна в мире, которая беспокоится о том, что она собой представляет. Остальные знают, кто они такие. Никому никогда не приходилось искать сердце Норвегии. Или разыскивать душу Мозамбика. Они знают, кто они», [1] – заявляет герой «Американских богов», ставя под вопрос само существование американской идентичности в условиях мультикультурализма, плюрализма и  призыва к «социальной гетерогенности».

В своей статье «Смешанная природа американского патриотизма» Уилфред МакКлей приводит известную цитатой детского психолога Эрика Эриксона: «Все, что может показаться поистине американской чертой, может показаться ее одинаково характерной противоположностью» [9, с. 37]. МакКлей расширяет это высказывание, утверждая, что интернационализм и изоляционизм, открытость и замкнутость, космополитизм и локализм, щедрость и ксенофобия, секуляризм и религиозность, картезианская интеллектуальность и популистский антиинтеллектуализм, идеализм и материализм – все это было вплетено и по-прежнему остается вплетенным в саму текстуру американской жизни [9, с. 37].

Некоторые ученые (Филипп Глисон, Скотт Магельссен, Тим Эденсор) в своих работах приходят к выводу о том, что «то, что значит быть американцем», является феноменом нестабильным, меняющимся и мутирующим с течением времени. Мелани Буш обнаружила в разговоре с учениками начальной школы, что они верят в идеалы, на которых основаны США, но так же быстро, как они вступаются за эти ценности, готовы признать их противоречивость [7, с. 212].

Это говорит о том, что черты, которые составляют американский характер, постоянно меняются: они расплывчаты, тонки и трудны для обсуждения – не говоря уже о присущей дуальности Америки, ее способности включать поляризованные концепции в свою самоидентификацию.

В построении Гейманом американской идентичности он инкапсулирует эту дихотомию в две противоборствующие «группировки» – богов «Старого света», некогда прибывших в Америку с первыми европейскими поселенцами, и богов новых, порожденных, так называемой, технической мифологией. [8, с. 16]. И, пускай, в романе не раз демонстрируется, что старые боги изобретательны и легендарны, а новые боги – грубы и глупы, в конечном итоге, оказывается, что старые боги не прочь вступить со своими конкурентами в союз, а их противостояние разыгрывалось лишь для отвода глаз от куда более глобальной цели. И это еще раз подчеркивает удивительное свойство американской нации удерживать в своем сознании антонимичные по своей сути установки, не приводя их при этом к прямой конфронтации, а иногда, синтезируя для получения абсолютно новых и уникальных идей.

Гейман подчеркивает, что новые боги: технологии и средства массовой информации – занимают такое же место в американской культурной самобытности, как ковбои и легендарные герои германо-скандинавской, египетской, славянской, индийской, индейской, кельтской и множества других мифологий. Медиа и Интернет, боги кредитных карт и дешевых мотелей, боги автомашин, «мощный, с серьезными лицами десант, черные краги в крови, и кровь на хромовых зубах: им приносят человеческие жертвы с таким размахом, какой не снился никому со времен ацтеков» [1] – они порождения американского общества и, в равной мере, часть ее культуры, как северный Один и славянский Чернобог, и ирландский Джек с фонарем, и восточная Кали, и все прочие образы, что некогда поглотила формирующаяся американская идентичность [4, с. 106]. Гейман утверждает эту простую истину на протяжении всего романа и предупреждает: самое страшное, что может произойти с американским народом – победа новых богов и гибель и забвение богов старых – исторических и культурных корней американской нации.

В одном из своих интервью Гейман заметил, что одно из самых больших различий между европейцами и американцами заключается в том, что европейцы, хотя и готовы принять изменения, боятся и опасаются этого. С другой стороны, американцы погружаются в перемены и готовы отбросить «иконы», которые считались вечными. Духовность, энергия, компетентность, справедливость – это концепции, которые должны быть вечными в американском опыте, черты, которые Гейман подчеркивает, как необходимые для американской самоидентификации.

В центре любой культуры есть свои мифы: это любимые «детские истории страны», самые популярные сюжеты в литературе и кино, и «колодец», к которому постоянно возвращаются политические спикеры. Джером О. Штеффен утверждает, что «мифы являются общими и важными элементами во всех культурах, потому что они необходимы для сплоченности и единства. Они не только объясняют происхождение, современное состояние и будущее культур, но и обеспечивают духовные связи со сверхъестественным, которые часто содержат определения уникальности и превосходства». [10, с. 27]. Мифология, во всех смыслах и целях, является душой идеологии. Исследуя американский характер и основы американской идентичности, Гейман населяет Америку новыми богами, дает им имена, и утверждает их прочное место в американской системе ценностей. Для американской культуры мифология индивидуальности тесно связана с принципами свободы и демократии: из мифологии независимости возникла мифология американской индивидуальной свободы в целом, особенно свобода выражения, которая означает для многих устойчивую традицию, которая, в свою очередь, является основой американской демократии.

«Люди верят, подумал Тень. Вот в чем все дело. Люди верят. А потом отказываются брать на себя ответственность за то, во что верят; они создают, а потом не доверяют созданному. Люди населяют тьму призраками, богами, электронами, сказками. И это вера, крепкая как скала вера, заставляет вращаться Землю» [1].

 

Список литературы:

  1. Гейман Н. Американские боги//пер. с англ. А. А Комаринец  URL: http://lovereads.me/read/20567/1 (дата обращения: 10.03.2019)
  2. Краснящих А. От Марка Твена до Чака Паланика. Инфантилизм и псевдоинфантилизм в американской литературе//Независимая газета URL: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2015-05-14/4_krasnyash.html (дата обращения: 10.11.2018)
  3. Лозовик Е. В. Миф и сказка в творчестве Нила Геймана // Дискуссия. 2013. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mif-i-skazka-v-tvorchestve-nila-geymana (дата обращения: 09.03.2019).
  4. Наумчик О. С. Принципы мифологизации в романе Нила Геймана «Американские боги» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. – 2016. – №. 7-1 (160), т.1. – С. 105-108.
  5. Согрина В. Е. «Американская мечта» как часть культурной идентичности американцев. Эволюция и развитие понятия // Культурная память и культурная идентичность: материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых ученых (XI Колосницынские чтения). – Екатеринбург, 2016. – Издательство Уральского университета, 2016. – С. 347-351.
  6. Хорошевская Ю. П. ПУТЬ ГЕРОЯ В РОМАНЕ НИЛА ГЕЙМАНА «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2013. – №. 4. – С. 25-33.
  7. Bush M. E. L. American identity and the mechanisms of everyday whiteness //Socialism and Democracy. – 2003. – Т. 17. – №. 1. – С. 209-226.
  8. Hill M. Neil Gaiman's American Gods: An Outsider's Critique of American Culture. – 2005. – 37 с.
  9. McClay W. M. The mixed nature of American patriotism //Society. – 2003. – Т. 41. – №. 1. – С. 37-45.
  10. Steffen J. O. Cycles of Myth Restoration One Approach to Understanding American Culture //Journal of American Culture. – 1993. – Т. 16. – №. 1. – С. 25-33.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.