Статья опубликована в рамках: LXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 февраля 2019 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ НА ЧЕЛОВЕКА
Сегодня, как мы видим, техника развивается стремительно и ее влияние на жизнь человека и природы огромно. В связи с этим встает вопрос о существе техники и той роли, что техника играет в жизни человека. На эти и многие другие вопросы пытается ответить философия техники [2]. В работах многих философов и исследователей Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, К. Ясперса, Х. Шельски, Х. Ортега-и-Гассета, В.Г. Горохова и многих других рассматриваются различные аспекты философии техники, в том числе и этические [2]. Однако существует достаточно мало работ, посвященных вопросам медицинской техники. Одной из работ, в которой поднимаются этико-философские проблемы медицинской техники и намечаются пути преодоления этических коллизий, возникающих при обращении с медицинской техникой, является работа К. Дернера «Хороший врач. Учебник основной позиции врача» [1].
Традиционно сущность техники связывается с трудом, который изначально присущ человеческому существованию. Смысл техники заключается в освобождении человека от стихийных сил природы для реализации своего назначения. Уже К. Ясперс подчеркивал двойственную природу техники. С одной стороны, техника приближает нас к природе, дарит новые возможности, расширяет наши потребности, но с другой стороны, что является довольно частым явлением, она погружает человека в бессмысленное существование, функционирование в виде части механизма, отчуждение в автоматичности. В господстве над силами природы, а иногда и над человеком в ситуации отчуждении проявляется власть техники.
Современное значение слова «техника» включает в себя два момента: 1) родовое понятие по отношению ко всяким орудиям, устройствам, инструментам, машинам и т. д., усиливающим физическую и интеллектуальную мощь человека; 2) способы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение конкретных целей и задач (техника игры на музыкальных инструментах и т. д.). В этом значении слова «техника» и «технология» сближаются.
В медицине техника рассматривается как «удлинение руки лечащего врача» [1, с. 471]. Неслучайно у древних греков слово «техника» было производным от орудий труда и синонимом слова «искусство». В медицине под техникой понимают синтезированные лекарственные средства, диагностические аппараты, генетическое вмешательство.
В медицине также можно отметить двойственную природу существования и функционирования техники. С одной стороны, она является двигателем прогресса в медицине, она помогает лечить болезни и проводить диагностику, которые еще 100 лет назад могли считаться чудом. С другой стороны, она все больше раздвигает границы дозволенного и тем самым, как замечает К. Дернер, является «естественным противником в игре за мораль» [1, с. 471]. В развитии медицинской техники до второй половины 20 столетия до сих пор было мало опасного, поскольку технические средства изначально были ограничены и контролировались медицинским сообществом. Техническое умение врача строилось на принципе «техника применяется, пока боль пациента не утихнет» [1, с. 472]. Эта позиция, как считает Дернер, долгое время уравновешивала консервативную мораль и технический прогресс в медицине. Однако, начиная с XVII века в области техники, происходят коренные перемены, она соединяется с наукой, затем рыночной экономикой. Возникает всеохватывающий центр власти техники, науки и экономики.
Поскольку здоровье стало достоянием экономики, мы не можем не подвергаться власти техники в медицинской сфере. Как известно, с властью техники связан такой феномен как «медикализация» общества. Помимо этого, с пренатальным и постнатальным контролем качества жизни, например, мы ввели евгенику снизу, сами о том не подозревая. Благодаря успехам генной инженерии общество стало объектом генно-инженерной интервенции.
Как влияет техника на изменение морали в целом, демонстрирует трансплантация. Организация трансплантации требовала, как известно, двух условия – технической и этической. Когда врачи технически смогли осуществлять трансплантацию, возникла этическая коллизия. Но с принятием решения считать моментом смерти человека смерть мозга этическая коллизия сама собой была решена. Конечно, не для всех людей. Люди, непосредственно столкнувшиеся с феноменом смерти, до сих пор не отождествляют человека только с его мозгом, для них люди, уже признанные наукой мертвыми, являются умирающими, то есть живыми. Этот пример еще раз показывает, что медицинская техника имеет дело не только с умением, искусством, но и совестью.
Самым важным следствием эскалации власти техники в медицине стала некоторая утрата ответственности врачами. Врачи стали считать себя некими исполнителями, действующими по правилам, установленным другими людьми, обществом. К этому добавляется перенос ответственности на пациентов вследствие их права на самоопределение, на их желания, информированное согласие и пр. Все это повлияло на формирование как бы «двух моралей» в медицине: традиционной врачебной этики и наукообразной концепции морали медицинской техники.
Традиционная врачебная этика сегодня, по Дернеру, нуждается в новой метафизике, новом философском обосновании. В качестве такового К. Дернер предлагает философию и этику ответственности за Другого Э. Левинаса. Ответственность врача в контексте данной философской методологии трактуется Дернером как забота о Другом. Врачебный долг, который многие воспринимают прежде всего как долг исцелить больного, избавить его от страданий, он предлагает трактовать ка служение, заботу, заступничество. Отсюда главный принцип работы врача – ответственность выдержать нагрузки Другого.
К. Дернер в своем труде предлагает некоторые правила работы с техникой для врача. Прежде всего он пишет о том, что технику надо всегда воспринимать как Чуждую, то есть как представляющую опасность для пациента и для врача. Действие техники не должно быть обесчеловечивающим. Необходимо «оврачевание» техники для людей, находящихся в стадии умирания для того, чтобы вернуть им опыт осознания умирания. В этом контексте он предлагает заменить повсеместно распространенный принцип скрытого патернализма принципом матернализма. Принцип матернализма покоится на постулатах этики ответственности и заботы. Этот принцип проявляет уважение к инаковости Другого, принципиально подчеркивает пассивность врача. Наукообразная концепция морали медицинской техники обезличивает пациента, усредняет его. Позиция матернализма – это позиция ответственности за конкретного пациента, а не абстрактно-статистического пациента будущего. В целом, характеризуя позицию К. Дернера, необходимо отметить, что он ратует за замедление технического прогресса в области медицины для создания дружелюбного по отношению к человеку равновесия между медицинской техникой и моралью.
Таким образом, в данной работе нами были только намечены основные аспекты этико-философских проблем функционирования медицинской техники. Интересно отметить замечание К. Дернера, которое требует дальнейшего исследования, что сама техника, по-видимому, покровительствует определенным типам этических систем. И, возможно, не случайно, что техническое завоевание природы подрывает традицию консервативной морали. Общество, в котором господствовала бы только концепция технической или инструментальной рациональности, стало бы строго утилитарным по своим культурным установкам и опасным для человека.
Список литературы:
- Дернер К. Хороший врач. Учебник основной позиции врача. – М.: Алетейа, 2006. – 544 с.
- Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук: учебник / В. Г. Горохов. - М.: Институт философии РАН, 1997. - 283 с.
- Митчем К. Что такое философия техники?/ пер. с англ. В. Г. Горохова. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 149 с.
дипломов
Оставить комментарий