Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2018 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Веретенников А.В. О ПРИЧИНАХ УСПЕХА ТАЙВАНЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(60). URL: https://sibac.info/archive/social/1(60).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

О ПРИЧИНАХ УСПЕХА ТАЙВАНЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Веретенников Алексей Васильевич

магистрант, КемГУ,

РФ, г. Кемерово

Анализируя поддержку Тайваня с внешней стороны, исследователи пришли к выводу, что эта поддержка была необходима, но не сыграла особую роль в становлении тайваньского «экономического чуда». Поэтому можно говорить о первостепенной роли внутренних причин экономического развития, анализу которых посвящена данная работа [4].

Первоначально необходимо разобраться с тем, что включается в понятие «экономического чуда». Как уже отмечалось, термин «экономическое чудо» употребляется для ряда стран, прошедших через модернизацию. Но в чем их отличие от других индустриальных стран?

Термин «экономическое чудо» употребляется для государственных экономик, которые в течение короткого срока достигли индустриальных высот. Иными словами, «при жизни одного поколения они переместились с периферии в центр мирового хозяйства» [13, с. 57]. В частности, Тайвань перешел от аграрной экономики к экономике с ядром индустриальных производств и зрелой промышленной структуре за период 1956 – 1985 гг. [13, с. 60]. Примеры подобного экономического развития рушат многие экономические теории (основанные на длинных экономических циклах), и являются феноменами мировой экономики.

Экономическое процветание Тайваня породило различного рода дискуссии о причинах такого бурного развития. Некоторые исследователи стали обращаться к духовным ценностям азиатского мира, в частности конфуцианским.

Следует упомянуть, что ответы на вопросы развития азиатских стран искал в менталитете и немецкий социолог Макс Вебер. Он считал конфуцианские ценности препятствием индустриальному развитию в Китае. Данное мнение было распространено до 1980-ых гг., до того, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг достигли высокого экономического роста [11, с. 81]. После этого, некоторые ученные начали связывать восточные ценности с причиной взлета.

Более объективной позицией является рассмотрение как положительного влияния на экономику азиатских ценностей, так и отрицательного [1]. По мнению американского исследователя Яна Скоггарда «религия сформировала основу местной идентичности и утвердила отношения собственности, которые стабилизировали производственные системы» [9, с. 146]. Но он отмечает, что религиозные факторы, повлиявшие на развитие, имеют более широкие рамки, чем только конфуцианство. То есть, под религией Скоггарт подразумевает не конфуцианство, а культурно-национальную особенность тайваньского общества.

Лидер Китайской Республики Чан Кайши рассуждал о культурно-национальной особенности, как об основе для развития: «Да, мы потерпели сокрушительное поражение, но еще не все потеряно, для этого есть необходимые условия (в частности, поддержка союзников и прежде всего США), но главное из них – китайские национальные традиции, конфуцианские этические принципы, славный опыт политических деятелей предшествующих эпох» [3, с. 42].

Упоминая культурно-национальный аспект, необходимо разобраться в вопросе о национальной идентичности населения Тайваня. Проблема национального самосознания является ключевой и в, так называемом, «тайваньском вопросе», повисшего в международных отношениях. То есть, существует ли тайваньский народ? К какой национальности принадлежат жители Тайваня? Ответив на эти вопросы, можно выделить национальные черты, способствовавшие экономическому развитию.

Для начала необходимо сказать, что на культурно-национальное самосознание жителей повлияла история острова. То есть, «тайваньский народ» и его традиции формировались под влиянием колонизаторов (маньчжуры, голландцы, японцы). Тайваньский народ впитывал в себя черты других народов. Тем самым формировались культурно-национальные особенности, которые, как считают многие исследователи, способствовали успешному экономическому развитию.

В основном эти черты сформировались под влиянием японцев. К ним относят: любовь к порядку, чистоте; уважение и подчинение закону [6, с. 137].

Некоторые черты были сформированы у тайванцев в процессе установления власти правительства Гоминьдан на острове. К этим чертам относят: адаптивность; терпимость; готовность к изменениям; мобильность [10, с. 85].

Другие особенности, способствовавшие экономическому развитию, заложены конфуцианством: преданность государству; первостепенность общественных блага и свобод – второстепенность личных интересов. С.И. Шиловцев утверждает, что такая необходимая для экономического развития черта, как конкуренция, тоже заложена конфуцианством [13, с. 57].

Таким образом, национальные качества «тайваньцев», которые сформировались под влиянием многих народов и культур, внесли вклад в развитие Тайваня.

Неоспоримые вклад в развитие экономики Тайваня привнес лидер партии Чан Кайши (Цзян Чжун-чжэна). Положительную оценку роли Чан Кайши в развитие Тайваня можно найти в тайваньских источниках. Так, в преддверии годовщины правления Чан Кайши отмечалось, что без президента в период с января 1949 г. до конца февраля 1950 года, национальные дела были бы в ужасном беспорядке [2].

Вклад в экономическое развитие Чан Кайши можно рассмотреть в нескольких аспектах. Во-первых, сама личность президента. Во время обучения в военном училище он приобрел такие качества, как решительность, стойкость, умение идти до конца. Будучи военным человеком, Чан Кайши требовал от окружавших его людей безусловного подчинения, верности [3, с. 46].

Во-вторых, система управления Чан Кайши. Выстроенная президентом жесткая вертикаль государственного управления направила Тайвань на успешный путь модернизации. Такая власть позволяла, в случае необходимости, быстро изменять политику. Потом, авторитарный режим проводил реформы своевременно, поэтапно и до конца. В частности, исследователи обращают внимание на то, как своевременно и эффективно была проведена аграрная реформа [13, с. 58]. Тем самым признается роль государственного регулирования в развитии экономики Тайваня.

В-третьих, А.Г. Ларин отмечает наличие у Чан Кайши стимулов к развитию [7, с. 83]. Ему было необходимо для укрепления своей власти на Тайване доказать верность своей политике. Его государство не должно уступать в экономическом развитии КНР.

Некоторые историки употребляют в отношении Чан Кайши термин «бонапартизм» [5, с. 3]. В трактовке В. И. Ленина, бонапартизм – это «…лавирование монархии, потерявшей свою старую, патриархальную или феодальную, простую и сплошную, опору, — монархии, которая принуждена эквилибрировать, чтобы не упасть, — заигрывать, чтобы управлять, — подкупать, чтобы нравиться…» [8, с. 283]. В принципе, это определение подходит к характеристике Чан Кайши. Но, следует отметить, что Чан Кайши не потерял свою старую опору, все его сторонники переехали вместе с ним. Но он самостоятельно начал искать опору в других слоях общества. Поскольку понимал: то, что было на материковом Китае (коррупция; недоверие простых людей к элите, и т.д.), не должно повториться на острове.

Помимо факторов, способствовавших интенсивному развитию, исследователи выделяют и неблагоприятные факторы скудную ресурсную базу (за исключением рабочей силы), высокую степень международно-политической изоляции, а также различные природные катаклизмы. Однако Тайбэй преодолел их, опираясь на совокупность определенных национальных качеств жителей Тайваня, разумную стратегию экономического развития и умелое использование внешнего фактора. Хотелось бы отметить роль государственного регулирования. В частности, роль лидера Тайваня на протяжении 1949 – 1975 гг. Чан Кайши. Он сформировал ту систему власти, которая смогла эффективно и экстренно реагировать на поступающие проблемы. Он привлек к работе людей, которые сформировали необходимую стратегию экономического развития.

 

Список литературы:

  1. Jeong-Kyu Lee Asiatic Values in East Asian Higher Education: From a Standpoint of Globalization.  URL: http://globalization.icaap.org/content/v5.1/lee.html (Дата обращения 25.02.2015).
  2. National Events in June 1951 [Электронный ресурс] // Taiwan Today. – МИД, Китайская Республика (Тайвань). URL: http://taiwantoday.tw/ct.asp?xItem=152674&CtNode=124 (Дата обращения: 05.04.15).
  3. Буров В. Г. Модернизация тайваньского общества. – М.: Институт философии РАН. 1998. – 282 с.
  4. Веретенников А.В. О влиянии зарубежных стран на «экономическое чудо» Тайваня // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(37).
  5. Воронцов В. Б. Судьба китайского Бонапарта. – М.: Политиздат, 1989. – 336 с.
  6. Каимова А. С. К вопросу о «тайваньской культурной идентичности». // Проблемы Дальнего Востока. №1, 2014. – С. 134 – 144.
  7. Ларин А. Г. Тайваньская модернизация на фоне российской и китайской // Мировая экономика и международные отношения. №12, 2011. – С. 79 – 88.
  8. Ленин В. И. Об оценке текущего момента // Полное собрание сочинений. – М.: Политиздат. 5-ое издание. Т. 17, 1965 – С. 271 – 284
  9. Ломанов А. Ян Скоггард. Местная динамика в послевоенном развитии Тайваня. Религиозные и исторические корни предпринимательства // Проблемы Дальнего Востока. №1, 1998. – С. 146 – 175.
  10. Пузановский А. Г. Государственное регулирование в условиях модернизации азиатских стран / А.Г. Пузановский, А.П. Морозов. – Кострома: ООО "Костромаиздат-850", 2002. – 255 с.
  11. Филатова И. А., Дронишинец Н. П. Азиатские ценности в восточноазиатском образовании в условиях глобализации // Специальное образование. №2, 2011. – С.76 – 87.
  12. Харрисон Л. Кто процветает? Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике. М.: Новое издательство, (пер. с англ. Б. Пинскер; ред. Е. Мохова) 2008. – 300 с.
  13. Шиловцев С. И. Рыночная модернизация в Восточной Азии: Опыт Тайваня. // Проблемы Дальнего Востока. №5, 1993. – С. 57 – 66.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.