Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сахарцева Н.В., Кулиненкова А.Н. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ФИЛОСОФИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/social/12(59).pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ФИЛОСОФИИ

Сахарцева Нина Витальевна

студент, специальность Архитектор ФГБОУ ВО Орловский ГАУ,

РФ, г. Орел

Кулиненкова Анастасия Николаевна

студент, специальность Архитектор ФГБОУ ВО Орловский ГАУ,

РФ, г. Орел

Алфимова Елена Алексеевна

научный руководитель,

преподаватель общественных дисциплин ФГБОУ ВО Орловский ГАУ,

РФ, г. Орел

Один знатный персидский вельможа прогуливался по саду в сопровождении слуги. Слуга уверял господина, что утром повстречался со Смертью, которая ему угрожала. Он стал умолять господина дать ему самого быстрого коня, чтобы он мог умчаться, как можно дальше от этого места и вечером быть в Тегеране. Хозяин дал ему коня, и слуга быстро умчался. Возвращаясь домой, хозяин и сам увидел Смерть и спросил:

- Зачем ты так сильно испугала моего слугу и угрожала ему?

-Вовсе нет,- ответила Смерть,- я не пугала его, я сама удивилась, что он еще здесь - ведь сегодня вечером у меня с ним встреча в Тегеране.

Эта удивительная персидская притча о неотвратимости смерти и невозможности отдалить и предотвратить день смерти.

С первых дней существования человечества до наших дней люди прилагают все возможные усилия для максимального продления человеческой жизни: достижения медицины, науки и сверхсовременные технологии - это всё попытки человечества победить смерть или хотя бы частично взять контроль над этой чудовищной несправедливостью и величайшим существующим злом.

Наши дни. 20 марта 2017, весь мир облетела новость: утром этого дня в своём доме в Покантико-Хилс (штат Нью-Йорк) в возрасте 101 год «ушёл из жизни» американский миллиардер, банкир и филантроп- Дэвид Рокфеллер. Причиной смерти стала застойная сердечная недостаточность. Представитель легендарной династии предпринимателей Дэвид Рокфеллер - американский банкир, государственный деятель, глобалист, а также внук нефтяного магната и первого в истории долларового миллиардера Джона Д. Рокфеллера. Дэвид Рокфеллер был известен не только как миллиардер и политик, но и как человек, перенёсший рекордное количество операций по пересадке сердца. Всего их было семь! Кроме сердец, Рокфеллер дважды перенёс пересадку почек - в 1998 и 2004 годах.

Имея огромную финансовую свободу и, практически, неограниченный доступ ко всем благам и достижениям человечества, даже такому «всемогущему» человеку, которому завидовала большая часть населения земли, был положен неведомый и незримый предел, который никто из живущих не в силах и не в праве отодвинуть или предотвратить. В данной ситуации невольно приходит на память библейское утверждение: «Ибо человекам положено однажды умереть». Если человек смог бы прожить и 300 лет, финал этой долгой жизни не отличался бы от всех других жизней людей - неумолимая и неизбежная смерть.

Одна из многих поговорок гласит: «Смерть на погоны не глядит». Как точно подмечено; и на самом деле, перед смертью все равны, она не взирает на чины и звания, на заслуги или их отсутствие. Умираю старые и молодые, нищие и сказочно богатые, больные и те, кто всю жизнь отличался отличным здоровьем, те, кто жил беспечно, и те, кто свято хранил свой моральный облик.

Ведь трагизм неотвратимости смерти состоит в том, что человечество слишком легкомысленно относится к этому очевидному факту. Различные философские воззрения по-разному трактуют отношение к смерти. Отношение к смерти напрямую зависит от отношения к жизни, от тех или иных философских взглядов. Атеистические взгляды сводят всю жизнедеятельность человека к инстинктам и рефлексам, низводя человечество на один уровень с прочими живыми существами, обитающими на земле. Таким образом проблема смерти, а тем более бессмертия отпадает сама собой, а человек призван самостоятельно определить смысл своей жизни и смерти.

Гуманистическая концепция также очень схожа с атеистическими взглядами. Для гуманиста целью биологической жизни является воспроизведение вида. Просветлённый эгоизм является ядром гуманизма. Наиболее существенная вещь из всех живых существ – это человек и, как расширение, человеческая раса и окружающая среда, в которой мы живём. Счастье индивидуума неразрывно связано с благополучием человечества как целого, отчасти потому, что мы социальные животные, которые находят смысл в отношениях, отчасти из-за того, что культурный прогресс даёт преимущество каждому живущему в этой культуре.

Это всего лишь идеология, не имеющая ничего общего с суровой действительностью человеческого бытия. Вот как высказывается о гуманистических воззрениях Бертран Рассел - английский ученый, математик и общественный деятель XIX века, который сам отстаивал атеистический взгляды: «…человеческая жизнь так коротка и так бессмысленна. Сам человек и всё его потомство погружены в безжалостную и мрачную бездну обречённости. Всемогущая сила неудержимо влечёт за собой ослеплённого, неразмышляющего добро и зло, легкомысленного в своём безрассудстве человека. Для него сегодня обречённого терять своих близких, а завтра самому войти во врата тьмы, ничего не остаётся, как только тешить себя, пока не настал его час, красивыми возвышенными идеями, чтобы хоть как-то облагородить своё скудное бытие, поклоняясь святыням, которые он сам для себя сотворил…»

Не каждый способен так трезво и безжалостно дать оценку человеческого бытия, а в частности оценку своей личной жизни. В действительности каждый из нас проживает свою собственную жизнь так, как позволяет ему его собственное миропонимание, основанное на его личных взглядах на жизнь и смерть. Очень часто эти взгляды ошибочны и трагичны, о чём человек понимает лишь в конце своего жизненного пути.

Король Англии Генрих VIII лежал на смертном одре. Тогда пришел его верный друг, известный придворный шут, вошёл в комнату к умирающему королю. Придворные шуты того времени считались разумными и незаурядными людьми. Король сказал:

- Друг, я должен сейчас уйти.

- Куда?- спросил шут.

- Этого я не знаю.

- Когда ты придёшь опять?- спросил шут.

- Я никогда не приду.

- Кто идёт с тобой?

- Никто.

- Есть ли у тебя деньги?

- Нет.

- Как долго ты думаешь там оставаться, куда идёшь?

- Навсегда!

- И дальше ты ничего не знаешь?- спросил шут

- Нет,- сказал король.

- О король, я думал, что я самый большой глупец, но ты, о король, ещё больший глупец, так как ты идёшь теперь и сам не знаешь, куда и не имеешь провожатого!

Если такое явление как смерть – это очевидный и бесспорный факт для всего человечества, то, что такое бессмертие, и кто достоверно знает о том, куда идёт человек, и что его ждёт после физической смерти.

На похоронах известного человека было много сказано хорошего и доброго об умершем. Были упомянуты все его величайшие жизненные достижения. Какой яркий слет оставил этот человек после себя в своих делах и словах. Дали высокую оценку его личной и общественной жизни. Достойно проводили уважаемого человека в последний путь. Кто-то из присутствовавших на похоронах метко подметил: «Проводили хорошо, а как встретят?». Кто из нас задавал когда-нибудь себе этот вопрос? Является ли этот вопрос философским, риторическим или это на самом деле самый главный вопрос, который стоит перед человечеством, на который нужно дать ясный ответ.

«Если вместе со смертью,- писал В.М. Бехтерев,- навсегда прекращается существование человека, то спрашивается, к чему наши заботы о будущем? К чему, наконец, понятие долга, если существование человеческой личности прекращается вместе с последним предсмертным вздохом? Не правильно ли тогда ничего не искать от жизни и только наслаждаться теми утехами, которые она нам даёт, ибо с прекращением жизни всё равно ничего не останется.

Вот почему человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создают образы бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бессмертного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ (реинкорнация) из одного существа в другие.

С позиции естествознания смерть живого организма - разложение на мельчайшие составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои из одних природных тел в другие. Примерно так писал В.И. Вернадский, подчёркивая, что страха смерти не ощущает. Но есть у него и другая запись «В одной из мыслей я касался…выяснения и связанного с ней творчества, как слияние с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремящихся к испусканию истины человеческих сознаний, в том числе и моего. Выразить ясно я это не могу…»

Последнее замечание очень показательно. Вроде бы учёному с научных позиций всё ясно. Однако, его мысль не желает мириться с ограничением научного метода, познающего лишь то, что можно доказать.

Но даже научные познания и методы заставляют задуматься о существовании жизни, которая не поддаётся познанию с помощью естественных наук и физических законов, которые девствуют лишь в рамках нашего земного бытия.

В 1867 году в Англии умер выдающийся учёный, который навсегда останется в памяти человечества - это Майкл Фарадей. Он сделал великие открытия в химии. Однажды в его лаборатории его сотрудник уронил серебряную ложку в сосуд с кислотой. Ложка растворилась в кислоте, кислота её «съела». В это время в лабораторию вошёл Фарадей, увидел своего сотрудника смущённым и сказал: «не беда, мы вернём эту ложку». Он бросил в сосуд с кислотою нужные реактивы, и через несколько минут серебро осело на дно. Он достал бесформенную массу серебра, отдал серебро мастеру и тот выплавил из неё ложку. Разрушенная ложка приобрела свою первоначальную форму. Это очень слабый намёк на то, что для человека существует возможность бессмертия, то есть после этой земной формы жизни, возможна иная форма жизни.

В христианстве это явление называется «воскресением из мёртвых. Воскресение Иисуса Христа - центральная тема христианского учения. По утверждению Библии, всякий верующий в воскресшего Христа и сам становится обладателем вечной жизни, вечного бессмертия. Искренняя вера в эту библейскую истину, наполняет земную жизнь верующего глубоким смыслом, вдохновляя его прожить это земное «поприще» как подготовку к жизни «непреходящей», побуждая проживать земную жизнь - достойно и с честью, в соответствии с высоким званием – Человек, сотворённый по образу и подобию Божию, с искренним желанием исполнить свое предназначение – позволить Божественной природе, заложенной в каждом из живущих, проявиться во всех средах земного бытия.

«Христианское бессмертие - это жизнь без смерти, совсем не так, как думают, жизнь после смерти» - писал Пётр Яковлевич Чаадаев.

«Признаём чистосердечно, что бессмертие обещают нам только Бог и религия: ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом…». Таково мнение М. Монтеня.

Какого сегодня наше личное мнение в вопросах жизни, смерти и бессмертия? На чём основаны эти взгляды? Эти вопросы вновь и вновь встают перед человечеством, одна цивилизация сменяется другой, на смену одной идеологии приходит другая, которая также не в силах разрешить самые главные вопросы человечества.

Накопленный человечеством опыт и знания не приносят утешения и духовной свободы «хозяину планеты земля». Человек – пылинка в мироздании, не прекращает поисков смысла своего существования «как будто ищет то, что однажды утерял безвозвратно, в вечной тоске об утраченном блаженстве, в поисках потерянного рая…

 

Список литературы:

  1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. м.,1994.
  2. Введение в философию: учебник для ВУЗов. М., 1989.Ч.2.Гл.18.
  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.
  4. Хелсе В. Философия и экология. М.,1994.
  5. Левашко Е.И. Проблема жизни и смерти в истории философии, КГТУ, Казань, 1999.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.