Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2018 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЯПОНИИ
Япония или страна Восходящего солнца, как ее называют, очень таинственная. Сохранение обычаев, самовоспитание, стремление к созерцанию - завораживают и манят европейцев. История страны не могла не отразиться на жизни японцев и на том, как они строят семейные отношения. Японская семья за всю историю развития цивилизации перетерпела множество изменений.
Семья представляет собой первичную клетку современного общества. Из семейных молекул складываются группы и классы, образующие в совокупности социальную структуру любой страны.
Семья в Японии - это религиозное объединение. В ее основе лежат требования культа предков, почитания родителей, которую японцы позаимствовали у китайцев. В устройстве, законах, обычаях японской семьи много общего с устройством и традициями древнеарийского семейного уклада, так как законы эволюции обществ допускают лишь незначительные исключения.
В период Яёй (III в. До н.э. — III в. н.э.) Япония заимствовала много полезных знаний из Кореи и Китая. Они касались таких сфер как использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа), заливное рисосеяние, но самое главное — это строительство защищенных жилищ. Люди жили в поселках в два-три дома, которые между собой были родственниками. Считается, что именно с этих пор зародилась семья.
В давние времена в Японии самым важным на свете для мужчины и женщины считалось чувство влюбленности. Если это чувство проходило, то супруги расставались и заново проходили процедуру бракосочетания. Брак в древний период носил название "цумадой кои", что в переводе означает "спросить у жены". Я думаю, что это не случайно, ведь это говори о равноправии мужа и жены, они имели одно состояние и распоряжались им совместно [6, с. 57].
Женатые мужчина и женщина жили отдельно в течение длительного времени. Днем они практически не виделись, а ночью проводили время совместно в доме у родителей жены. Обязанности распределялись между супругами: мужчине - работа, связанная с тяжелой физической нагрузкой, а любая работа, которая требовала мастерства доставалась женщине [2, с. 23].
Клановые устои формируются в эпоху средневековья. В эпоху Хэйан (794-1185 гг) японская семья претерпевала изменения. Если мы вспомним, то период Хэйан характеризуется временем, когда вся власть была сосредоточена в руках аристократии. И тогда в среде аристократов дети наследовали занятие родителей. В итоге это занятие превращалось в семейное дело, которое наследовало все семейство. Оно передавалось из поколения в поколение и доставалось только старшему сыну. Так и берет свое начало система "иэ", при котором мужчина представляет свой род и ведет все дела самостоятельно [1, с. 136].
В период Муромати (1336-1600 гг.) форма брака постепенно приобретала иные черты: уже не муж приходил в дом жены, а наоборот. Теперь огромное значение имели не чувства супругов, а имущественный ценз двух семей, социальная принадлежность и образованность. Женитьба и процесс развода усложнялись. Несколько семей в основном жили под одной крышей и, поэтому существовала такая поговорка, как "живем все вместе, но стараемся не встречаться». [3, с. 39]
С самoгo дeтствa японцев приучали к осмыслению своего места в строгой иерархии "иэ". Глава дома постоянно рассчитывал на привилегированное отношение, и другие родственники были в его подчинении. Более того, руководитель семейного рода полностью контролировал состояние семьи посредством права прямого наследования, что давало ему значительную экономическую власть. В свою очередь исследователь Кавасима указывает на то, что эти элементы патриархата в системе иэ были значительно сильнее в семьях самураев, чем у крестьян и ремесленников.
Понимание того, что все члены семьи принадлежат к одному роду, делало их сплоченными. В особенности это относилось к самураям, которые ценили кровное родство с главой своего рода. Вследствие этого, самурай из высшего сословия кроме официальной жены мог иметь много наложниц с целью продолжения фамильной линии. [3, с. 42] Из этого следует, что одной из главных обязанностей супруги являлось — родить сына — наследника и преемника рода. Для статуса самурая имело большое значение наличие и количество известных предков в роду.
Исчезновение общепризнанных норм патриархально-клановых семей приходится на время вступления Японии на новую ступень общественно-политического и экономического развития после реставрации Мэйдзи 1868 г.
Конец XIX — начало XX столетия характеризуется началом переформирования сфер влияния на мировой арене. Япония превратилась из изолированного государства в мощную державу. Поэтому естественным образом произошло заимствование некоторых черт, которые характерны Западу. Взаимоотношения в семье стали наиболее демократичными. Но, перенимая такого рода порядок, современные японские семьи, как и раньше, хранят от прошлого несколько специфических особенностей: чувство покорности и подчиненности перед старшими по возрасту или социальному положению людьми; чувство особого почитания умерших; чувство смирения жены перед мужем.
Необходимо указать, что конституция Японии 1947 года уравняла положение мужчины и женщины в обществе. Патриархальная система была формально осуждена, и униженное положение женщины по закону ликвидировано.
После реставрации Мэйдзи (1868 год), когда была осуществлена модернизация страны, семейная система феодального общества "иэ" потеряло свое юридическое содержание, и большая патриархальная семья, которая играла большую роль в богатой стране воинов, превратилась в «модернизированную маленькую семью». [2, с. 24]
Подтверждением вышесказанных слов могут являться статьи Конституции Японии. Например, в статье 14 говорится о том, что все равны перед законом независимо от пола, расы, социального положения, отношения к религии; а в статье 24 – о том, что брак должен быть основан на взаимном уважении обоих супругов, которое достигается посредством совместных усилий и равных прав мужа и жены». [4, с. 2]
Новый кодекс существенно изменил патриархальные устои японцев, но и не сокрушил их полностью. Равенство мужа и жены официально было указано на бумаге, однако на самом деле произошло разделение сфер влияния.
С 90-х годов XX столетия японская система управления начала рушиться, а вместе с ней – и модель семьи. Сфера деятельности мужчины — работа, трудовой коллектив, с которым он проводит не только рабочее время, но и большую часть собственного времени. Общественная значимость, социальная роль, авторитет семьи — это все зависит от того, какую должность он занимает по месту работы, какое у него положение среди своих коллег.
Женщина, когда выходит замуж, увольняется с работы. [4, c. 19] Обычно это связано с семейными обстоятельствами, например, рождение ребенка, однако чаще — классическое желание работодателей избавляться от работниц, семейное положение которых не позволяет с полной «эффективностью» и «преданностью» служить интересам дела. Однако в семье жена является полноправной хозяйкой. В ее руках находятся финансы семьи, быт, воспитание детей. [2, с. 25]
На сегодняшний день женщины могут пользоваться всеми привилегиями статуса независимости: получить высокооплачиваемую работу, а вместе с тем приобрести высокий социальный статус.
В результате мирового финансового кризиса в 2008 году увеличилось число женщин, которым пришлось выйти на работу, и очередь ожидания в детский сад стала расти большими темпами. Она продолжает возрастать и ныне, несмотря на претензии на уменьшение количества рождаемости. [7]
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть тот факт, что семья является главной ячейкой общества. Данное утверждение имеет особое значение именно для Японии, т.к. здесь очень развит дух коллективизма. Именно здесь до сих пор соблюдаются тысячелетние традиции.
Список литературы:
- Hoku Kosatoi Daiedoningen Chishikizerokarano. Hirotoshi Kitajima. — Gentosha, 2009.
- Воркина К.С. Японская семья в различные периода истории// Вестник РУДН. Вопросы образования: языки и специальность. – М., 2012. - № 2. С. 20-26
- Кавасима Т. Нихон сякай но кадзокутекикосей (Семейное устройство японского общества). — Tokyo: Iwanamishoten, 2000.
- Коваленко И.И., Сенаторов А.И. Япония наших дней (справочное издание). — М., 1983.
- Конституции Японии от 3 мая 1947 г. [Электронный ресурс] / Конституции государств (стран) мира: интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=37 Дата обращения: 7.12.2017
- Лафкадио Хэрн Мир по-японски. СПб., 2000, с. 55-63. Пер. Евгения Маевского
- Синда Юки Японская семья: сознание меняется, порядок остаётся [Электронный ресурс] / Современный взгляд на Японию. URL: https://www.nippon.com/ru/currents/d00095/ Дата обращения: 7.12.2017
Оставить комментарий