Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2017 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гез Т.А., Старикова В.О. СОЦИОЛОГИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОДУЦИРУЕМОГО ЕЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/social/12(59).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИОЛОГИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОДУЦИРУЕМОГО ЕЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Гез Татьяна Александровна

студент, кафедра Социологии и Политологии ТулГУ,

РФ, г. Тула

Старикова Вероника Олеговна

студент, кафедра Социологии и Политологии ТулГУ,

РФ, г. Тула

Лях Валерий Иванович

научный руководитель,

канд. философ. наук, доц. каф. Социологии и Политологии ТулГУ,

РФ, г. Тула

Одной из наиболее важных характерных черт современного социологического мышления и, соответственно, социальной функцией социологии, является, как нам представляется, его гуманистичность.

Социология, как мы ее понимаем, – не просто гуманитарная наука, социология в высшей степени гуманистическая наука. Характеризуя таким образом социологию, мы, конечно же, имеем ввиду не то, что она от А до Я является сегодня уже таковой, – нет. Мы говорим лишь о том, что она как прима-наука об обществе, наука о человеке как социальном существе должна полагаться, то есть выстраиваться и восприниматься в качестве таковой.

Перефразируя слова Б. Спинозы, об общей цели всех наук вести людей к «человеческому совершенству», следует сказать, что, если социология не подвигает нас к этому, её нужно будет отбросить как бесполезное дело. И, слава Богу, многие социологи это понимают, признают и следуют этому в своей профессиональной деятельности. Данная черта социологического мышления и самой настроенной на этот стиль мышления науки сегодня презентируется, главным образом, констатацией того, что социология наряду с множеством иных функций (более важных или менее важных) выполняет (или, скорее, призвана выполнять) и гуманистическую функцию в обществе. Эта констатация особенно важна с характеристикой «призвана выполнять и гуманистическую функцию» для отечественной социологии и соответственно отечественных социологов. Но если о гуманистической функции (или гуманизме) социологии хотя бы что-то говориться, то о гуманистичности социологического мышления практически ничего.

Думается, что о гуманистичности или гуманистическом характере социологии так безнадежно мало говорят и пишут наши социологи потому, что они отождествляют гуманистичность с гуманитарностью: социология – гуманитарная, следовательно, гуманистическая наука и этим всё сказано! Между тем, гуманитарность и гуманистичность науки, в данном случае социологии, это далеко не одно и то же. Предваряя дальнейшие свои рассуждения, заметим коротко: гуманитарная наука, – означает то, что она изучает человека (не важно в какой ипостаси, кроме, разумеется, биологии человека, или просто биологии). Социология так же изучает человека, ну разве только, что человека не как такового, а как существо социальное (и, понятно, – общественное существо), не прямо, не непосредственно, а через общество или, по-другому, в своём контексте, то есть в контексте формы существования биологического вида, именуемого человеческим родом.

Социология – гуманистическая наука, потому что (здесь важен даже не предмет изучения) её целью, возможно даже главной, является служение человечности (человеческой человечности), в которой социология должна и может как наука о человеческом обществе найти своё завершение – помочь стать человеку человеком в точном смысле этого слова («исчерпывающе»), стать человеко-человеком, а обществу помочь стать человеческим обществом, человеческим в подлинном смысле этого слова, то есть человечным обществом. Современное общество слишком рационально, прагматично, да, и в истории человека были периоды неоправдавшие некоторые попытки внедрения в жизнь практического (реального) гуманизма, сформировавшие своего рода комплекс стыда (можно сказать, неловкости), апеллировать к слову гуманность, понимаемой как человечность, человеколюбие. Однако никакие комплексы, никакой стыд (неловкость) не могут и не должны «понудить» социолога не обращать внимания на такую характеристику общества как его человечность, воплощающуюся в доброте человека к человеку, в любви к себе подобному, к взаимной солидарности во имя жизни, блага и счастья всех людей. Тем более, что это диктуется не просто некоторой абстрактной идеей, а самим существованием и развитием рода человеческого, человеческого общества.

Вот как смотрится представление гуманистической функции социологии отечественными социологами (о представлении гуманистичности социологического мышления как профессионального мышления социологов говорить пока не приходится, потому, что об этом никто из наших социологов пока ничего и не говорит). В настоящее время в списке функций социологии суммарно разными авторами называются 24 функции. Среди них и гуманистическая функция. Её называют всего несколько социологов. Если, скажем, теоретико-познавательную функцию называют двадцать с лишним авторов учебников и учебных пособий, то гуманистическую всего 5-6 человек. Даже меньше, чем ту же критическую функцию и что удивительно, что по числу тех, кто её называет в числе функций социологии, она отстаёт даже от идеологической функции. Это весьма показательно как мы, российские социологи, относимся к социологии как гуманистической науке. В принципе, дальше признания социологии как гуманитарной (или социогуманитарной) науки мы не идём. Между тем, как было уже сказано, гуманитарность социологии и её гуманистичность это не одно и тоже, хотя это вещи и весьма близкие друг другу.

Как же, скажем, представляется гуманистическая функция социологии как одного из социальных институтов современного общества в понимании наших социологов? «Гуманистическая функция – заключается в том, – говорится на одном из сайтов в социальных сетях, – что социология способствует формированию и совершенствованию лучших общественных отношений, утверждению правдивости, объективности, гуманности и взаимопониманию в обществе». Конечно, это весьма скромное представление гуманистичности и гуманистической роли социологии в обществе. Мы уже не говорим о том, что неясно из этих слов, что такое «лучших общественных отношений» (лучше-хуже…– это так относительно и абстрактно). Это, во-первых. Во-вторых, «утверждению… гуманности» – это так тавтологично. Возьмем еще одну характеристику этой же функции социологии также из интернет-источника: «Гуманистическая функция социологии состоит во внедрении гуманистических ценностей (опять круг в определении, тавтология – Авт.) в отношения между людьми, обеспечивающих большее взаимопонимание между представителями различных социальных слоёв и классов».

В данном случае, – мы говорим об этом только по ходу дела, – не принимая во внимание «внедрение гуманистических ценностей» в отношения международные, между странами и государствами (планетарный или глобальный гуманизм).

Гуманистическая функция социологии связывается в одном из интернет ресурсов (автор – А. С. Бредзенишвили) с решением социологией следующих задач. Какими должны быть социальные структуры, созданные «понятно, самими людьми, чтобы они определяли положения человека в социуме как человеческие (социумные) отношения? Какие должны быть параметры социальных структур, чтобы стала возможной максимальная реализация разумных сущностных сил человека»? Основная задача социологии – дать ответы на эти вопросы, и именно в этом должна проявиться её гуманистическая функция». При этом автором заявляется, что для того, чтобы социология дала ответы на эти вопросы, она должна опираться на подлинную (? – Авт.) философию. И если философия рассматривает человека (а предметом исследования философии и социологии является человек) со стороны сущности», то социология «со стороны существования».

Разумеется, гуманистическая роль и значение социологии в существующей сегодня социологической литературе не сводится только к определениям её гуманистической функции, подобным тем, которые мы привели. Есть и другие представления гуманистичности социологии: публикации – монографии (редко и больше философского порядка), журнальные статьи, интернет публикации, даже диссертации. Но все они общего и скорее социально-философского, нежели социологического плана. Специальные, сугубо социологического характера монографии, которые обосновывали бы гуманистичность социологии как науки об обществе и человеке общественном, пока отсутствуют – их попросту нет. Между тем, поворот социологии к гуманистической проблематике современного общества (и как мирового сообщества людей, и как какого-либо конкретного общества), давно стал необходимостью, и думаем, необходимостью первостепенной важности. Особенно это касается современного российского общества, пережившего непростые трансформационные изменения, повлекшие за собой, как свидетельствует практическая жизнь россиян, ослабление морально-этических компонентов в его жизнедеятельности, отмечаемое многими в разного рода публикациях, касающихся обустройства нашего общества и взаимоотношении образующих его индивидов.

Гуманистическая функция социологии обеспечивается характером самого профессионального, в данном случае, социологического мышления. Именно недостаточность профессионализма, низкое качество социологического мышления и обуславливают, низкий уровень гуманистичности социологии, её слабость и неэффективность как гуманитарной и гуманистической дисциплины. Эта слабость социологии как гуманистической науки является зеркалом практического, реального образа жизни нашего общества, политики нашего государства, невнимания власти к проблеме укрепления солидаристских (коллективистских) отношений, образующих наше общество людей.

А между тем гуманистичностью нашего отечественного социологического мышления сегодня мы как раз и не можем похвастаться. Более того, некоторые авторы из отечественного цеха социологов, трудно сказать, осознанно или неосознанно, пытаются приуменьшить значимость социологии даже как гуманитарной науки. И хотя, как мы уже сказали, гуманитарность науки и её гуманистичность не совсем одно и тоже, тем не менее, гуманитарность является одной из фундаментальных основ гуманистичности науки, понятно, что касается наук о человеке и особенно наук об обществе и соответственно человеке как социальном существе. Особенно, – потому, что их предметной областью являются отношения между людьми, – сфера, где как раз и реализуется гуманистическая этика с её принципами человечности, человеколюбия, уважения друг к другу и взаимной помощи. Поэтому всякое умаление гуманитарности науки, тем более общественной, включая, конечно же, и социологию, означает ослабление и её гуманистического потенциала, гуманистической роли в обществе. А между тем мировые, да и внутри-страновые процессы сегодня протекают не так спокойно и гладко, чтобы можно было забыть и не говорить ничего о человеколюбии и роли науки и ученых в усилении этой составляющей жизни современного общества.

Примером необоснованного умаления гуманитарности и, в данном случае, следовательно, гуманистичности социологии, и тем самым примером в этой части, не соответствующей профессиональному социологическому мышлению его характеристики, является в целом интересная, что касается идеи разработки «системной социологии», статья А.А. Давыдова «Системная социология – социология XXI века?» [2]. В ней рассуждение ведётся по принципу «или-или»: социология или системная наука, или наука гуманитарная. В ней А.А. Давыдов вполне обоснованно заявляя, что «Общество является сложной системой, полное описание, адекватное объяснение, точное прогнозирование и научно обоснованные рекомендации, по удовлетворению которой, – совсем не обоснованно уже на этот раз заявляет, – требует применения не гуманитарной парадигмы, а системного подхода (везде курсив наш – Авт.)» [1, с. 20]. По А.А. Давыдову выходит, что социология может быть или только системной наукой или только гуманитарной.

Но, скажите, почему она не может быть одновременно и системной и гуманитарной?! И если уж автор использует при этом термин «гуманитарная парадигма», то всё же хочется надеяться, что ему хорошо известно, что социология не монопарадигмальная, а полипарадигмальная научная дисциплина; полипарадигмальная как в ритцеровском понимании полипарадигмальности, так и в штомпковской её трактовке. И разве системная парадигма и гуманитарная парадигма противоречат друг другу и взаимоисключают друг друга?! Почему эти две парадигмы не могут совмещаться в одной науке?! Другое дело что их надо уметь профессионально совместить. И такое их совмещение лишь обогатило бы социологию как науку. А постановка вопроса, предлагаемая А.А. Давыдовым, только обедняет науку об обществе, отрицая за ней признание ее специфики, суть которой в том, что социология, какую бы методологию она не применяла, остается и всегда останется наукой гуманитарной. Мы специально подчёркиваем «гуманитарной», а не только общественной. Именно эту парадигму социологии А.А. Давыдов пытается как раз заменить системным подходом.

Социология, – это не только общественная наука (А.А. Давыдов, видимо все же не отрицает того, что социология это общественная наука, раз он говорит о том, что «общество является сложной системой», почему, дескать, применительно к ней продуктивным и будет как раз системный подход). Социология – это наука и о человеке, конечно же, как социальном существе. Да, и вообще, трудно себе представить человека как несоциальное существо; несоциальный человек это нонсенс; это не человек, а животное. Именно социальное качество и делает человека человеком, чтобы там не писали некоторые философы-постмодернисты о том, что оно, социальное «исчезает» (да, и некоторые наши, скажем так рассуждающие от социологии, авторы, например, Ю.Е. Волков, заявляющие о том, что социальное – это, дескать лишь определение, прилагательное, не имеющее статуса научного понятия).  Испытываешь своего рода неловкость от того, что приходится вновь и вновь приводить верные слова П.А. Сорокина о том, что социология – это наука о человеке, живущем среди себе подобных, или слова П. Бергера о том, что социология – это наука о человеке в обществе и обществе в человеке. Да, только ли эти всемирно известные социологи трактуют социологию не только как специальную науку об обществе, но и как особую научную дисциплину, изучающую человека как общественное и социальное существо. Это, во-первых.

Во-вторых, отрицание за социологией гуманитарной парадигмы означало бы возврат к одной из родовых парадигм социологии – позитивистской парадигме. Парадигме уже давно осознанной и оцененной как ограниченная парадигма в применении её к социологии. Вернуться к ней означало бы сделать шаг назад. Между тем, постановка вопроса А.А. Давыдовым даже при благом намерении может нанести лишь вред современной социологии, увлекая её назад к исходному состоянию вместо того, чтобы толкать социологию вперед. Позитивистская парадигма уже сыграла свою, скажем так, положительную роль в социологии, что имело место на начальном этапе развития её как науки.

Почему мы говорим о возврате в данном случае к позитивистскому стилю мышления? Потому что системный подход – это общенаучный подход. Он применим и в естественных науках, да, и технических тоже. По сути, если ставить так вопрос, как ставит его А.А. Давыдов, означает не что иное, как отрицание за социологией ее социально-гуманитарной специфики, без учета которой вряд ли можно адекватно мыслить общество, улавливая специфику его, общества, как объекта исследования и соответственно содействовать его гуманистическому совершенствованию, в котором оно очень нуждается.

Не случайно, А.А. Давыдов неоднократно апеллирует к «использованию эмпирических данных, эмпирическим исследованиям.» (Надеюсь, будем правильно поняты: мы вовсе не умоляем, тем более не отрицаем эмпирические исследования – без них нет социологии как относительно точной, современной науки об обществе). Однако в сочетании с контекстом статьи, – а он, этот контекст задается системным подходом, – подчеркивание (или акцентирование) эмпирических исследований – напоминает нам еще одну родовую парадигму социологии эмпиризм и основанную на нем попытку создать абсолютно точную науку об обществе, такую же точную, как другие, а именно естественные науки. Кому неизвестно что с этой и подобными ей попытками науки произошло?! К чему они, эти попытки, привели?! Эти попытки давно уже оценены социологическим сообществом как непродуктивные. Здесь нелишне напомнить еще об одной родовой парадигме социологии, – парадигме с такой же судьбой, как и у позитивизма и эмпиризма, суть которой в абсолютизации как возможностей, так и роли социально-гуманитарной науки в жизни общества. Да, только ли социально-гуманитарной науки?!

А не о возврате ли к позитивистскому видению социологии свидетельствует также апелляция А.А. Давыдова к «использованию плодотворных моделей из других научных дисциплин»?! [2]. Автор, надо полагать, имеет в виду упоминаемые им ОТС, системное моделирование, системное управление, методы системного анализа.

«Развитие системной социологии имеет онтологические, гносеологические и практические преимущества», – пишет А.А. Давыдов. Все это верно, может быть?! Но где же человеческие, гуманистические преимущества? Общество не механическая система, не механизм, в котором индивид или личность «винтик» и можно один к одному эмпирически измерить этот винтик и посчитать, сколько таких винтиков есть и сколько их должно быть. Без учета того, что не все можно эмпирически измерить в жизни социума, представленного не винтиками, а живыми людьми, нельзя понять ни общество как целостный живой организм, ни образующих его людей, ни того, чего они хотят и в чем они видят смысл жизни.

Речь здесь идет о том, что вместо того, чтобы стимулировать применение в гуманистических целях так называемое «человеческое измерение» (его упоминает и сам А.А. Давыдов!), ибо откуда ему взяться-то, этому «человеческому измерению» человеческого общества, понимаемому тем более как система, если не из всего комплекса наук о человеке, включая и собственно социальные, и вместо того, чтобы постоянно напоминать людям, стоящим у власти об этом, то есть о «человеческом измерении» общества, которым они пытаются самонадеянно управлять, заключая сделки с политтехнологами, А.А. Давыдов предлагает отказаться от гуманитарной парадигмы в социологии как науки, не обладающей якобы общественным престижем, и заменить её системным подходом. Техническое устройство тоже система и общество система. Однако, техническое устройство и общество это, как иногда говорят, две большие разницы.

Мы вполне разделяем мнение известного французского антрополога Клода Леви-Стросса, что XXI в. будет веком гуманитарных наук или его (века – Авт.) не будет.

Отрадно, что не одной отечественной, то есть российской социологией, жива мировая социологическая мысль. Еще есть и зарубежная социология в различных её, разумеется, региональных и страновых вариантах. Так, вот ней имеются и существенно отличные от отечественной науки об обществе мнения о гуманитарной и, более того гуманистической значимости социологии. В зарубежной социологии немало весьма известных, да что известных (?!), весьма признанных в мировом социологическом сообществе социологов, которые и понимают значимость гуманистичности социологии как науки, и говорят, и пишут, ратуя за необходимость закрепления за социологией как одной из ее важнейших обязанностей (социальных функций) внедрение в сознание людей (самых различных социальных рангов и статусов) гуманистических ценностей, и не просто как некоей абстрактной идеи, а как судьбоносного для любого общества, для всего человеческого рода принципа гуманистичности во взаимоотношениях людей; причем не как красивой, благородной идеи, а как объективно обусловленного коллективной природой общества принципа.

Ярким примером тому П. Бергер, американский социолог, профессор, представитель гуманистической традиции в современной западной социологии.

Рассматривая социологию как одну из гуманитарных дисциплин, «собравшихся в той особой части социального карнавала, которую, – пишет П. Бергер, – мы называем гуманитарными науками», и понимая тривиальность и банальность такого понимания ее и определения, социолог делает существенное уточнение этого определения, представляя его в виде заголовка последнего раздела своей широко известной мировой социологической общественности книги «Приглашение в социологию» (1963) – «Социология как гуманистическая дисциплина» [1, с. 149]. Кстати, профессор Г.С. Батыгин, под редакцией которого был сделан перевод этой книги с английского языка на русский, пишет об этой книге в своем предисловии к ней: «В ней с удивительной простотой объясняются основные понятия социологической теории, но главное открытие «Приглашения» – гуманистическая перспектива (курсив наш – Авт.)» [1, с. 6].

Существенным данное уточнение является потому, и думается, что П. Бергер это вполне осознает, что гуманистический характер социологического мышления и соответственно гуманистическая функция социологии как одного из социальных институтов современного общества определяются не только и не столько тем, что социология входит как одна из множества других наук в «карнавал» гуманитарных наук. Квалификация гуманитарности науки (отнесение той или иной области знания к гуманитарным наукам) обусловливается тем, что ее предметной областью является человек. Гуманитарные науки – это науки о человеке. Хотя, как мы отмечали уже, сегодня нет пока еще строго выстроенной классификации наук в этом сегменте научного знания: какие науки следует считать гуманитарными, какие социальными, какие социогуманитарными пока недостаточно ясно. Не совсем ясно и каков статус у социологии: это наука гуманитарная или социальная. Скорее всего, конечно, социология это социогуманитарная научная дисциплина – она является в этом смысле интегральной наукой, изучающей и человека, и общество.

Гуманистичность социологии обусловливается, разумеется, при признании того, что она изучает не только общество, но и человека, хотя бы даже только взятого в его социальном качестве, тем, что она наполнена глубоким этическим смыслом, может быть, как никакая другая гуманитарная наука, и прежде всего этим смыслом она наполнена больше чем другие науки потому, что изучает общество, основу которого образуют взаимодействия людей. Одним из регуляторов этих отношений и является как раз мораль (нравственность) или этика. Этика в данном случае понимается не как наука о морали, нравственности, а как именно мораль (нравственность). А главным, базовым принципом этики и является как раз принцип гуманности, принцип человечности (человеколюбия), принцип добра и справедливости, свободы и равенства, уважения личности и ее прав на всестороннее и гармоничное развитие. Принципиальность (базовость) же этого этического принципа обусловливается самим характером общества как совместного, коллективного способа существования людей, «обрекающего» их на уважительное, гуманное отношение друг к другу, без чего не может существовать ни общество, ни человек.

В цитируемом разделе «Приглашения в социологию» П. Бергер призывает читателя разобраться вместе с ним в том, «каков этический смысл такого подхода».

Он считает, что «…открытость социологии гуманистическому подходу предполагает непрерывное взаимодействие ее с другими дисциплинами, которые живыми нитями связаны с исследованием человеческого существования» [1, с. 153]. Особенно П. Бергер обращает внимание в данном отношении на связь социологии или, как он пишет, «симбиоз» социологии с историей, пренебрежение которым («историческим измерением») «…есть преступление не только против классического западного идеала цивилизованного человека, но и против самого социологического подхода, точнее, против той его части, которая имеет дело с центральным феноменом предопределения» [1, с. 153].

То, что гуманистическая сущность присуща социологии как никакой другой гуманитарной науке, объясняется, в первую очередь, и даже, в большей степени нежели благодаря связи социологии с другими гуманитарными дисциплинами, конечно же, тем, что социология, как уже было сказано, имеет дело как со своим объектом, с обществом, – явлением по своей природно-социальной сущности являющимся общностью людей, с коллективистско-солидаристской организацией, продуцирующей как основу своего существования и развития гуманизм. Это – во-первых.

Во-вторых, социология обладает своим особым статусом как гуманистическая наука, в отличие от других гуманитарных дисциплин ещё и потому, что она является прима-социальной наукой, то есть, можно сказать, первой в ансамбле всех гуманитарных наук: она изучает не какую-то часть или сторону общества, или сферу общественных отношений, а общество в целом, в единстве всех его сторон (хотя, понятно, конкретное какое-то исследование может быть завязано и на анализ той или иной отдельной стороны общества, но опять же, эта отдельная изучаемая социологией сторона общества все равно будет рассматриваться социологией с точки зрения целого, то есть с точки зрения на нее как на часть, элемент целого, а именно общества как системы).

И, в-третьих, что особенно значимо, – это то, что важным, и существенным компонентом ее предметной области, как уже было сказано, является человек – антропологическая составляющая: социология – это наука не только об обществе, но и о человеке, без изучения которого тщетно пытаться что-либо понять относительно общества (понятно, – о человеке как о социальном существе, но человеке тем не менее). Иногда мы просто забываем об этой составляющей объекта (да и предмета) социологии, упорно определяя её, только как науку об обществе. Однако, даже если мы в определение её не включаем термин «человек», он незримо и имплицитно уже содержится в понятии «общество»; потому, что само общество, если хотите, «имплицитно» (органически), в самом контексте своего содержания уже содержит в себе тот феномен, который и принято называть человеком. И, видимо (разумеется не противопоставляя человека обществу), все же человек это сущностное в социальной жизни людей, в обществе, а общество выступает как форма, способ существования человека. Ведь общество – это не что иное как некоторое (конечно, со своими атрибутивными характеристиками) объединение людей, взаимодействующих между собой, людей, проживающих в границах определенной территории (страны).

В зарубежной (западной) социологии сложилось целое направление (традиция, как его иногда называют), получившее название – гуманистическая социология.

Гуманистическое предназначение социологии как социально-гуманитарной науки заключается в научном обосновании положения о том, что человек (личность) является высшей, основополагающей ценностью общества, что он самоценен, а также доказательстве необходимости обустройства такого общества (общественной системы), которое обеспечивало бы человеку возможность свободно самореализовывать свою природно-социальную сущность, всесторонне и гармонично развиваться как человеку и личности, с учетом его индивидуальных особенностей, а не только быть исполнителем социально (общественно) предписанной значимой роли в мегaмашине общества.

Гуманистичность социологии – это моральная позиция, которую занимает данная наука по отношению к человеку и его положению в обществе – позиция, критически оценивающая действительное положение человека в той или иной общественно-экономической и общественно-политической системе, позиция активного воздействия на тех, от кого это положение человека в обществе зависит и кто мог бы повлиять на изменение этого положения человека в лучшую сторону, – сторону большей свободы личности и лучших условий для ее самореализации в обществе.

 

Список литературы:

  1. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / Пер. с англ. под ред. Г. С. Батыгина. – М.: Аспект-Пресс, 1996.
  2. Давыдов А. А. Системная социология – социология XXI века. Социологические исследования, 2006, №6.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.