Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2017 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОБРЯДОВ ИНИЦИАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПОСВЯЩЕНИЯ В РЫЦАРИ
Понятие инициации используется в различных науках, а именно в истории, мифологии, психологии, этнографии, этнопсихологии и др., соответственно, определяется оно по-разному. Традиционное понимание инициаций, принятое в этнографии, следующее: инициации (от лат. initiatio - посвящение, совершение таинства) - обряды посвящения, один из видов обрядов перехода.
Чаще всего, говоря об инициации, вспоминаются обряды перевода подростков в группу «взрослые» или заключение брака. Всем остальным подобным традициям просто присваивают название «ритуал …». Взросление и создание новой семьи - это важные жизненные вехи, именно поэтому связанные с ними традиции наиболее ярко сохранились в историографии и фольклоре.
Для того, чтобы детальнее осознать значение и функции инициации, начнем с того факта, что обряды посвящения за время жизни человека на Земле проводились не единожды. Даже сейчас, когда многое забыто, мы сможем назвать самые известные такие события: наречение именем, крещение, обрезание, принятие в группу «взрослых», строительство собственного жилища, заключение брака. И помимо знаковых переходов, связанных с изменением возраста и функциями социальных ролей, были еще инициации профессионально-ремесленного блока.
Корни обряда можно проследить в глубокой древности, практически у всех народов. Инициация обычно сопровождается праздничным обрядом, нередко с различными, часто мучительными, испытаниями. Обобщенно традиции посвящения включали в себя следующие этапы: изоляция, испытания, проводы- смерть, праздник перерождения. Иногда в сокращенном варианте используются только последние два. Для чего-то эмпирическим путем нашим предкам нужно было выработать ритуалы, чтобы сопровождать ими изменения своих жизненных вех.
А теперь рассмотрим психологическое значение и функции инициации на примере посвящения в рыцари. Посвящение в рыцари описано во многих исторических очерках и художественных произведениях, и, безусловно, оно имеет собственную историю.
Впервые подобный обряд проводился еще в древних германских племенах за много лет до появления первых рыцарей. После того как юноша достиг совершеннолетия, отец или уважаемый член общины вручал ему меч и копье. Теперь молодой человек считался полноправным членом племени.
В пятнадцатом веке рыцарями становились, как правило, пятнадцатилетние юноши, причем претендовать на это звание мог любой, будь он простым крестьянином или знатным человеком. Но со временем рыцари стали некой замкнутой, элитной группой. Юношей сначала отдавали на воспитание в знатную семью, где они выполняли функции оруженосцев. Изменение жизненной роли, предполагает накопление определенного опыта, который бы позволил чувствовать себя более адаптированным в новом качестве. Именно наличие накопленных знаний, стимулирует индивида к расширению границ своих проявлений - к переходу в новый статус.
Обряд посвящения проводился преимущественно среди мужчин не старше 21 года, а также требовал больших финансовых затрат. Сначала молодой оруженосец должен был обратиться с просьбой к своему сеньору или другому высокопоставленному лицу. После этого тщательно изучалась биография потенциального рыцаря: другие члены общества должны были убедиться в его смелости, честности, прямодушии и прочих качествах. Как правило, посвящение приобщалось к какому-нибудь церковному празднику, чтобы еще больше подчеркнуть важность события и ответственность будущего рыцаря. До назначенной даты молодой человек должен был придерживаться поста, как можно больше времени проводить за молитвой и покаянием. Последнюю ночь перед праздником кандидат должен был провести в церкви. А на рассвете его забирали старые рыцари, которые отводили его на традиционную процедуру омовения. Молодого человека одевали в простую льняную тунику, а на шею вешали перевязь с мечом. Это давало возможность, после, осознать себя всецело в новом качестве, и пресечь регрессирование в прошлый статус.
После церемониального омовения кандидата в сопровождении целой процессии вели в назначенное место. Как правило, это была церковь или часовня. На месте церемонии будущему рыцарю помогали облачиться в доспехи. После этого священник проводил литургию в честь Святого Духа, при этом кандидат все время должен был стоять на коленях. Далее до молодого человека доносили его обязанности перед сеньором, королем и христианской церковью, зачитывая книгу рыцарских законов. После чего кандидату государь или сеньор ударял мечем по плечу. Клятва рыцаря, которую при этом произносил новобранец, содержала в себе обещание верности Богу и государю, защиты страны от любой угрозы. Далее новоиспеченному рыцарю надевали золотые шпоры, которые символизировали достоинство. Еще одна важная часть обмундирования - это щит, на котором был изображен герб рода. А вот меч ассоциировали с крестом - он символизировал правосудие. На самом деле каждая часть доспехов имела свое значение. В завершение обряда к рыцарю подводили боевого коня. Теперь для молодого человека начиналась настоящая взрослая жизнь. Момент «рождения» в новом качестве всегда сопровождался «празднованием» этого факта, символическим принятием в группу, демонстрацией поддержки, получением «разрешения» от референтных лиц - что формировало ресурс для жизни в новом периоде.
Одной из задач инициации - было форсированное овладение необходимым опытом для успешного прохождения кризиса и адаптации к новому статусу. Отсюда непременные испытания или лишения, как одна их особенностей любой инициации, когда необходимые навыки и осознание достигались не только буквальным образом, но и символическим.
Проведение инициации (обрядовая сторона) создавало особый смысл. Для того, чтобы что-то получить – нужно приложить усилие, заслужить это право. Однако, закрепив в коллективной памяти такой механизм, сейчас нам сложнее принять то, что приходит к нам без усилий. Как будто полученный кусок нами не заслужен или же в чем-то есть подвох. К тому, что достается нам без труда, мы склонны относиться без должного осознания ценности достигнутого. Еще одна сторона инициации раскрывается так: то, на достижение чего потрачены большие силы воспринимается весомее, таким образом фиксируется факт достижения цели. Институт инициаций сейчас практически забыт - мы, порой, и не переходим в новые качества полностью, продолжая находится в невесомости незавершенного.
Несмотря на то, что подобного рода механизмы пропали у нас в обществе, определенный символизм все еще остается. Но сейчас все это превращено в переставший нести психологическую нагрузку ритуал.
Тот факт, что мы забыли, казалось бы, мало что означающие традиции, мешает нам успешно проходить кризисы своего развития, после чего - чувствовать себя встроенными в социальные роли, принимать свой возраст и быть ему адекватным, брать и нести ответственность за свою жизнь и то, что с нами происходит.
Список литературы:
- Ефимкина Р.П. Пробуждение спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. СПб.: Речь, 2006. - 263 с.
- Жан Жак Руа История рыцарства. СПб.: Типография Леонида Демиса, 1858. — 196 с.
- Рене Генон Aperçus sur l’initiation, Éditions Traditionnelles, 1946.
- Элиаде Мирча - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения, 1999.
дипломов
Оставить комментарий