Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2017 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Проблема влияния массовой культуры на формирование личности является одной из актуальных и обсуждаемых. Понятие «массовая культура» получило широкое распространение в обыденном и научном дискурсах, однако его содержание постоянно наполняется новыми смыслами, отражающими разнообразные аспекты детерминации массовой культуры в жизнедеятельности личности и социума. Исследование посвящено определению ее места в социуме и влиянию на личность.
Необходимо заметить, что в энциклопедической литературе термин «влияние» фундирует такое направленное или ненаправленное действие (процесс), в результате которого у личности изменяются установки, оценки, представления об окружающей реальности и своем месте в мире [6, с. 70].
Но влиять на формирование личности – означает изменять еще и возможность ее совершенствования, содержание развития, ее «динамическую функциональную структуру» [5, с. 648].
Как правило, это влияние обусловлено внешними экономическими, политическими, идеологическими и другими социокультурными факторами, среди которых массовая культура является одним из самых эффективных.
Отечественными и зарубежными мыслителями раскрыты разнообразные аспекты содержания массовой культуры. Это и фактор перерождения гражданского общества в массовое [3]; и культура массового человека, желающего достичь высших социальных ступеней доступными и простыми средствами [4]; и разновидность культуры, рассчитанная на массовое потребление ценностей, соответствующих усредненному вкусу и др. Для настоящего исследования важным являются смыслы, определяющие ее как особую социальную реальность, в которой действия, воля и сознание индивида как ее субъекта, детерминированы навязанными нормами, ценностями и установками.
Среди всех форм культуры именно массовая культура признается доминирующей в обществе [2, с. 40-41]. При этом такое доминирование осуществляется по желанию, в удовольствие, без какого-либо заметного насильственного воздействия в соответствии с потребностями и запросами различных уровней. Примеры самого низкопробного, так называемого, «кич» уровня повсеместно окружают современного человека в быту, литературе, кино, художественном творчестве. Что еще пару десятков лет назад считалось пошлым – сейчас модно, экстравагантно, умно, вызывает особый интерес. «Мид» культура удовлетворяет потребности масс через те же носители, но на более высоком уровне. Индустрия Голливуда, околонаучные учения, медицинские и психологические практики, театральные постановки и художественные выставки произведений, не представляющих особой ценности для общества – типичные примеры этого уровня массовой культуры. И наконец, высокохудожественные произведения искусства, достижения науки и техники, доступные для масс, наполняют уровень «арт» культуры.
На каждом уровне осуществляется своеобразное воздействие на личность, но в своей совокупности они «разрывают» духовный мир человека на части, «размывают» границы высокого и низкопробного, возвышенного и падшего, хорошего и плохого [1].
Анализ социально-философских концепций позволил выявить общие особенности влияния массовой культуры на формирование личности, среди которых наиболее характерными можно выделить следующие особенности: амбивалентность, редукция, стандартность и конкретность воздействия.
Амбивалентный характер массовой культуры проявляется через ее способность как объединять общество через репрезентацию понятных, общедоступных ценностей, так и разъединять, формируя непонимание и ненависть. Она освобождает личность в повседневной жизни от интеллектуального напряжения, редуцируя сложные смыслы высокой культуры в простые схемы, освобождая от ответственности и предоставляя возможность эмоциональной разгрузке. Она прививает стандартные вкусы для всех социальных классов. Она для всех вместе и для каждого отдельно, так как, позволяя окунуться в мир мечтаний, создает впечатление избранности, уникальности конкретного индивида.
С целью определения роли массовой культуры в повседневной жизни молодого человека было проведено эмпирическое исследование, объектом наблюдения которого стала студенческая молодежь. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе с помощью анализа интернет-сайтов в поисковой системе «Google» по ключевому словосочетанию «массовая культура» установлено, что основную возрастную категорию, обсуждающих тему массовой культуры, составляют люди от 25-35 лет. Кроме этого, именно эта категория принимает активное участие в самых популярных интернет форумах, находящихся в пространстве проблем массовой культуры: таких как irc.lv, supermamki.ru, forum.materinstvo.ru. В исследовании установлено, что более 60 % подписчиков форумов неоднократно обращаются за помощью поиска новой литературы, в течение длительного времени обсуждают проблемы, связанные с выбором хорошего художественного произведения для приятного времяпровождения. Это говорит о важном месте подобного общения в жизни выделенной категории молодых людей.
На втором этапе методом опроса были установлены предпочтения студентов в искусстве, литературе, кино. Группе студентов СГУПС-а в количестве 100 человек было предложено выбрать из прилагаемого списка познавательные и интересные на их взгляд телепередачи, кинофильмы и книги. Результаты опроса показали, что большинству студентам (49 %) очень нравится телевизионное шоу «Битва экстрасенсов», что на наш взгляд, представляет уровень «кич-культуры». Рок-опере «Иисус Христос суперзвезда» («мид-культура») предпочтения отдали 11 %. Произведение Л.Н. Толстова «Война и мир» («арт-культура») оказало и продолжает оказывать влияние на 40 % молодых людей. Из этого можно сделать вывод, что вкусы современных молодых людей в той или иной степени принадлежат произведениям всех уровней массовой культуры. Между тем, показатели низкой и высокой культур практически одинаковы.
На третьем этапе осуществлен сравнительный анализ с целью определения места некоторых ценностей, транслируемых массовой культурой, для современного молодого человека. За основу анализа были взяты данные исследования, опубликованные в журнале Cyberpsychology, которые демонстрируют, что в 1997 году самые популярные детские шоу (для детей 9-11-лет) выражали (по мнению взрослых зрителей) следующие доминирующие ценности: общность с другими людьми и доброту. Слава занимала пятнадцатое место из шестнадцати. К 2007 году слава поднялась на первое место, за ней следовали успех, имидж, популярность и деньги. Чувство общности опустилось на одиннадцатое место, а доброта – на двенадцатое [7].
Опрос 2017 г. студентов СГУПС показал, что для современной молодежи также важны ценности, транслируемые массовой культурой. Вместе с тем многие опрашиваемые были удивлены, услышав от нас о ее важной роли в формировании этих ценностей. По результатам опроса установлено, что каждый третий ничего не знает о подобном влиянии и, если что-то слышал, то не придает этому значение. Для большинства опрошенных - это просто времяпровождение, снятие стресса и развлечение для самого себя.
Таким образом, результаты эмпирического исследования в целом подтвердили теоретические выводы. Массовая культура, конечно, играет определенную роль в повседневной жизни человека. С одной стороны, она делает высокие ценности доступными. Однако, с другой стороны, она еще и орудие своеобразного невидимого контроля над личностью. Гедонизм массовой культуры позволяет комфортно существовать в обществе, создавая унифицированный, всем понятный, алгоритм поведения как защитную реакцию на кризисные вызовы современности. Но вместе с тем ее влияние стандартизирует личность, усредняет ее вкусы, а значит и обедняет культуру в целом.
Список литературы:
- Аблеев С.Р. Кузьминская С.И. Российский междисциплинарный проект комплексных исследований. «Мистериум Магнум». Ассоциация исследователей Психической Энергии. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы URL: http://aipe.roerich.com/russian/mas_kult.htm (дата обращения: 16.12.2017).
- Гашкова Е.М. Культура: массовая, традиционная, «срединная» // Российская массовая культура конца ХХ века: Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 40-41.
- Лебон Г. Психология народов и масс.- Спб.: Макет, 1995. – 311 с.
- Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Восстание масс. // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. - С. 309-350.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – М.: «Соврем.слово», 2005. – 720 с.
- Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
- Uhls, Y. T., & Greenfield, P. M. (2011). The Rise of Fame: An Historical Content Analysis. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 5(1), article 1URL: https://cyberpsychology.eu /article/view/4243/3289 (дата обращения: 16.12.2017).
дипломов
Оставить комментарий