Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Катин И.В., Голев М.А., Машинина Е.В. [и др.] РОССИЯ В КОМПЛЕКСАХ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/social/12(59).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОССИЯ В КОМПЛЕКСАХ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Катин Игорь Васильевич

студент, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Голев Максим Анатольевич

студент, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Машинина Елена Витальевна

студент, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Хоршева Елена Сергеевна

студент, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

После распада Советского Союза военное присутствие России на территории Азии и Тихого океана претерпело значительный процесс сокращения. Соответственно, серьезно сократились возможности военно-политического влияния в регионе. Долгое время страны региона не рассматривались как важные партнеры в области безопасности, однако уже сейчас, согласно основополагающим документам российской внешней политики, значение АТР в ней начинает расти.

В рамках Конституции Российской Федерации 1993 г., Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (ст. 80, п.3) и «осуществляет руководство внешней политикой» России (ст. 86). Имея статус указа Президента, основным документом, выражающим систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности России, является Концепция внешней политики Российской Федерации (КВП). Последняя редакция Концепции была утверждена Президентом В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.

В составе основных целей внешнеполитических усилий в КВП 2016 указаны «обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе», «продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности», «формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах». При этом признается смещение мирового потенциала силы и развития «на Восток», в первую очередь здесь выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион. Параграфы 78-81 полностью посвящены описанию значения АТР, отведенного во внешней политике России, а также региональным приоритетам государства.

Важнейшим направлением российской внешней политики в рамках двусторонних отношений названо развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Также в документе выражается нацеленность России на поддержание «дружественных, основанных на принципах добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отношений» с Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея. Выражено намерение проводить «курс на динамичное развитие добрососедских многоплановых отношений» с Японией, продолжение диалога о путях взаимоприемлемого решения неурегулированных вопросов. Особо подчеркивается намерение укреплять стратегическое партнерство с Вьетнамом, традиционное поддерживание дружественных связей с Монголией, расширение сотрудничества со странами АСЕАН, интенсификация отношений с Австралией, Новой Зеландией, налаживание связей с островными государствами южной части Тихого океана.

Что касается Китайской Народной Республики (КНР), в настоящее время отношения в сфере безопасности имеют комплексные глобальные и межрегиональные измерения. Существуют как положительные моменты, так и проблемы, в долгосрочной перспективе вносящие вклад в повышение «угрозоёмкости» региона. Особое значение в этих отношениях имели и до сих пор во многом представляют такие области как решение пограничной проблемы, военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) и укрепление общеполитического стратегического сотрудничества по основным вопросам международной безопасности. Не так давно России и Китаю удалось снять напряжение по одной из главных проблем в двусторонних отношениях – споры по пограничным вопросам. Во время визита в Пекин президента СССР М.С. Горбачева в 1989 году стороны парафировали, а в 1991 в ходе ответного визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву подписали соглашение о демилитаризации основной части границы.

Военно-техническое сотрудничество России с Китаем имеет существенное экономическое и стратегическое значение. Только на 200 год общий объем поставленной в Китай российской военной техники составляет в денежном выражении более 10 млрд долларов [1]. В условиях изоляции Китая от других основных поставщиков современных вооружений (США и ЕС) оно несет и значительную политическую нагрузку.

Качественно новым шагом в сфере военно-политического сотрудничества между Россией и КНР стали первые крупномасштабные российско-китайские учения «Мирная миссия-2005», проведенные в августе 2005 года, а затем и «Мирная миссия-2009», проходившая 22-26 июля 2009 года. В 2005 г. на территории КНР в учениях приняли участие 1800 российских и более 8 тысяч китайских военнослужащих, надводные и подводные корабли, сухопутные войска, подразделения ВДВ и авиация. Однако, несмотря на заявления Москвы и Пекина о том, что учения «не направлены против третьих стран», они вызвали повышенную обеспокоенность на Тайване и озабоченность США и Японии.

Значимым является и политико-стратегический уровень российско-китайских отношений. 16 июля 2001 г. в Москве был подписан сроком на 20 лет российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Подписывая договор, стороны заявили о взаимном отказе использования силы, применения ядерного оружия первыми и нацеливания стратегических ядерных ракет друг на друга. Кроме того, было заявлено об отказе от вхождения в союзы и блоки, наносящие ущерб другой стороне, осуждено «вмешательство под каким-либо предлогом во внутренние дела суверенных государств». Однако договор не содержит обязательств о взаимной помощи, в его тексте не употребляется слово «союз», что значительно сужает сферу военно-политического взаимодействия.

Еще одним важным направлением российской внешней политики среди двусторонних отношений являются русско-японские отношения. После окончания холодной войны у Японии существенно нормализовались отношения с СССР, а затем и с Россией. Тем не менее, России и Японии не удается урегулировать спорную проблему принадлежности островов Малой Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и островов группы Хабомаи), которая теоретически сохраняет серьезный потенциал конфликтности. Так или иначе, нерешенность этой проблемы препятствует заключению мирного договора, который должен формально подвести итоги советско-японского вооруженного конфликта на завершающей стадии Второй мировой войны. Состояние войны было прекращено и дипломатические отношения установлены в результате подписания Совместной декларации 1956 года. Тем не менее, попытки найти удовлетворяющее обе стороны решение этой проблемы до сих пор результата не дали.

Кроме отношений с региональными лидерами Китаем и Японией, весьма чувствительным аспектом для Российской Федерации являются события на Корейском полуострове, в том числе и по причине географической близости этого в прямом смысле взрывоопасного района. Конфликт там, особенно в случае применения ядерного оружия, может серьезно затронуть российский Дальний Восток. Кроме того, Россия имеет существенные интересы и укрепляющиеся связи в этом районе. В 1990 году РФ признала Республику Корея и сделала акцент на развитие экономических связей, в том числе и в области военно-технического сотрудничества. В 1992 году Россия также заключила Договор о дружбе и сотрудничестве между РФ и Республикой Корея. В связи с этим Договор 1961 года между СССР и КНДР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, по условиям которого Советский Союз обязывался защищать Северную Корею в случае вооруженного конфликта, фактически переставал действовать. На некоторое время Россия оказалась вне процесса коллективного обсуждения проблем безопасности на Корейском полуострове [2]. Однако в феврале 2000 г. между Москвой и Пхеньяном был подписан новый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который не предусматривает каких-либо взаимных военных обязательств сторон, но возобновляет процесс более активного взаимодействия в иных областях. Гораздо более активно Россия начала проявлять себя в многосторонних межгосударственных структурах разного уровня, вносящих вклад в разрешение данного конфликта.

Будучи хоть не столь ярко активным процессом, возвращение России в Юго-Восточную Азию всерьез стало восприниматься современными исследователями. За последние десятилетия стали скорым темпами восстанавливаться экономические связи и военно-техническое сотрудничество с такими странами, как например, Вьетнам. Россия до сих пор признает действенность договора 1978 года между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам, на основании которого СССР в свое время арендовал во Вьетнаме две базы: военно-воздушную в Дананге и военно-морскую в Камрани, военное присутствие на которых было свернуто, в частности, на последней из названных только в 2002 года. В то же время на словах Вьетнам не возражал против одновременного использования этих же баз США. Укрепляется военно-техническое сотрудничество с Малайзией, которая в 1995 г. закупила у России 18 истребителей Миг-29. В 2003 году был подписан новый контракт на поставку в Малайзию российских истребителей Су-30 МКМ на сумму около 1 млрд долларов.

Стоит отметить значительную активизацию России в продвижении своей внешнеполитической линии по формированию единой архитектуры безопасности в АТР. Россия активно участвует в международном диалоге по проблемам региональной безопасности, продолжая наращивать созданные за последние годы связи добрососедства и сотрудничества в двусторонних отношениях. В последние годы внешнеполитическая деятельность России в АТР объективно воспринимается как деятельность надежного и предсказуемого партнера. Однако, несмотря на активное участие государства в многосторонних форумах и институтах, обсуждающих в своей повестке вопросы региональной безопасности, все еще не столь крепким является партнерство России с ключевыми государствами региона, чему зачастую мешают территориальные споры, слабость инфраструктурного развития российского Дальнего Востока и другие проблемы, влияющие на эффективность двустороннего сотрудничества. Выступая за формирование единой транспарентной неблоковой, основанной на принципах международного права, архитектуры военно-политической безопасности в АТР, Россия во многом сталкивается с нерешительностью азиатско-тихоокеанских ломать сложившийся в регионе «несистемный» порядок.

 

Список литературы:

  1. Кулагин В.М. Международная безопасность: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 318 с.
  2. Торкунов А.В., Тюлин И.Г., Мельвиль А.Ю. и др. Современные международные отношения и мировая политика: учебник для вузов. – М: Просвещение, 2004. – 991 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.