Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бондарева Ю.В. ТОЛСТОВЦЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/social/12(59).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 69 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ТОЛСТОВЦЫ

Бондарева Юлия Виталиевна

студент, Академии архитектуры и искусств ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Кравец Виктория Сергеевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент кафедры истории России института истории и международных отношений ЮФУ

РФ, г. Ростов-на-Дону

ХХI век – это столетие, которое характеризуется всеобщим подъемом во многих сферах человеческой деятельности, будь то экономика, промышленность или наука. Казалось бы, у нас есть замечательный стимул для дальнейшего прогресса. Но не тут-то было. При просмотре СМИ у каждого второго возникает вопрос: «А что, собственно говоря, происходит?». А ведь действительно, если читать статьи в газетах и журналах, строки некоторых книг, а в особенности многие страницы Интернете, то волосы становятся дыбом. Ну да ладно, вполне можно смириться с вечными спорами стран, связанными с внешней политикой, это уже вполне привычное явление. Но, как я считаю, самое глупое решение всех, пусть даже и самых серьезных проблем, - война. Хотелось было верить, что люди могут вполне себе трезво оценить ситуацию и, приняв определенные решения, подписав нужные бумажки, избежать кровавых побоищ. На самом деле, тема войны сейчас очень популярна и ее бы я хотела раскрыть в своей статье.

Итак, начнем. Я хочу коснуться темы Первой мировой войны, но, уже, с другой стороны. Я не буду пытаться пересказать боевые действия, потери, итоги. Я затрону тему толстовцев. Слово «толстовцы» пошло, как нетрудно догадаться, от фамилии великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого, а сами толстовцы являются последователями религиозного движения, которое получило свое развитие в России. Они всего-то взяли за основу отношение Толстого к человеку, церкви, России и всему, что происходило в XIX веке. В первую очередь, Толстой не считал Россию христианским государством, а точнее не видел причастия государственного аппарата и официальной государственной церкви к христианству. Для него были несопоставимы заповеди Спасителя (Евангельские) и то, что церковь выставляла за истину. Также он совсем не мог понять отношение церкви ко всем, противоречащим нравам общества и даже кровопролитным действам по типу войны, казни, рабства и т.д., которые церковь того времени освящала. Толстой видел это различие между тем, что должно быть, и тем, что есть, и всячески высказывался на этот счет, часто повторяя фразу: «Церковь на словах признала Христа, а в жизни прямо отрицала его» [5, с. 29].

Не каждый в то время был готов пойти против церкви, тем самым и против государства, и согласиться с Толстым, поэтому единомышленников у нашего героя было крайне мало, но всё-таки они были. Первым из них стал домашний учитель детей Толстых Василий Алексеев. Он принял идею непротивления и все вытекающие из нее выводы. Вторым единомышленником стал хороший знакомый Толстого Николай Страхов, который был публицистом автором книг по вопросам философии того времени, но от остальных сторонников его отличало отсутствие желания принимать во всем этом участие. Были среди первых толстовцев еще несколько интеллигентов и аристократов, в том числе известный художник Николай Ге.

Но, как ни странно, Толстой не совсем поддерживал полное согласие с ним, считал это абсолютно притворным. Его суждения также основывались и на том, что лишь малая часть его сторонников собирались перестраивать свою жизнь на новых началах.

Приобщение к толстовскому идеалу ограничивалось у них разговорами в гостиных. Толстой же искал людей, которые готовы в корне изменить свою жизнь и жить по Евангелию. Льва Николаевича угнетал тот факт, что таких людей на тот момент практически не было. Оттого он считал себя поистине одиноким человеком. А ведь если так подумать, как немного нужно человеку, чтобы в полной мере почувствовать себя счастливым? Всего-то поддержка и согласие с твоими взглядами и интересами со стороны общества. Сам же он говорил: «Вы верно не думаете этого, но Вы не можете представить себе, до какой степени я одинок, до какой степени то, что есть настоящее Я, презираемо всеми окружающими меня. Знаю, что претерпевший до конца спасен будет; знаю, что только в пустяках дано человеку право пользоваться плодами своего труда или хотя бы видеть этот плод, а что в деле божьей истины, которая вечна, не дано видеть человеку плод своего дела, особенно же в короткий период своей коротенькой жизни, знаю всё, и все-таки часто унываю» [3, с. 12].

Но в течение последующих 30 лет список сторонников Льва Николаевича пополнялся, что вызывало небывалое восхищение у нашего героя. Писатель в многих своих письмах пытался передать эмоции от того, что есть те люди, которые отказались от службы в армии, следуя принципу: «горит огнем только что воспринятой истины и желанием идти проповедывать ее» [3, с. 5].

Наибольшего расцвета толстовство достигло в годы Первой мировой войны. Изучая историю толстовского движения, нельзя обойти стороной проблему издания и распространения воззваний, ведь именно этот путь трансляции мировоззрения мирного христианского анархизма можно назвать одним из самых ярких. Более того, изучение толстовских воззваний позволяет выделить некоторые характерные черты толстовства как общественного движения. Когда толстовцы писали свои воззвания, это получало широкий резонанс и поддержку среди судебной магистратуры и адвокатуры. Их тексты были напечатаны на нескольких языках и изданы не только в России. Но толстовские идеи изначально не вызывали должных эмоций у общества, а сами воззвания публиковались только с подписями участников. Уже спустя некоторое время, когда стали появляться толстовские сообщества, эти тексты стали печататься уже от их имени. П.И. Бирюков, И. Трегубов и В. Чертков, В.Ф. Булгаков, М.С. Дудченко, И.И. Горбунов-Посадов, С. Попов, Л. Пульнер и В. Беспалов стали одними из самых активных участников толстовства.

А теперь предлагаю рассмотреть конкретно то, чем занимались толстовцы. Среди всех принципов толстовства основными можно отметить следующие: всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности. Толстовцы обычно работали сообща, а себя называли «культурными скитами». Их объединения, колонии, создавались в то время на территории Тверской, Симбирской, Харьковской губерний и в Закавказье. Само же толстовство распространилось на территориях Западной Европы, Японии, Англии, Южной Африки. Толстовцев также отличал отказ от участия войне, а тем самым ограждения себя от кровопролития со стороны противника. Но еще один, довольно интересный факт: они стали вегетарианцами, бросили пить и курить, что требовало большой силы воли.

Во время Первой мировой войны толстовство было объявлено вредной сектой, а сторонники этого движения арестовывались и высылались, двое даже подверглись расстрелу.

«Документальный рассказ о крестьянах-толстовцах в СССР по материалам вывезенного на Запад крестьянского архива» является документальным подтверждением того, что крестьяне Советского Союза не только голодали, тяжело работали, выполняли хлебо- и мясопоставки и голосовали за советскую власть в своих клубах и домах культуры, но также молились, спорили с властями, боролись за свободу, учили своих детей порядочности и серьезно размышляли о сущности того, что происходит в стране» [3, с. 1].

Правительство России уж очень постаралось стереть толстовцев с их идеями с лица Земли, но этому не суждено было сбыться. Толстовцы до сих пор существуют в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии, Болгарии и других странах. В России официально зарегистрирована религиозная организация «Толстовцы», члены которой являются представителями так называемого «новотолстовства» — движения, возникшего сравнительно недавно и существенно отличающегося от изначального толстовства. Их численность около 500 человек, и они придерживаются всё тех же взглядов и идей.

Какова же их роль в истории? Как я считаю, стремление подавить военные действия, уменьшить страдания людей, донеся до них свои «мирные» побуждения, могут стать примером для подражания. А ведь и правда, как много людей в экстренных ситуациях (в данном случае – война) поступают против своей воли, дабы обезопасить себя. Но толстовцы стали также показателем невероятной силы воли и непоколебимости своих суждений.

Тем самым я могу сказать следующее: в современном мире важно найти себя, идти по своему предначертанному пути, пусть даже изначально и в одиночку, вскоре найдется попутчик, не изменять своим взглядам, возможно попытаться донести свои идеи до мира. А ведь маленькая мысль может изменить ход истории…

 

Список литературы:

  1. Пругавин А. С. О Льве Толстом и толстовцах. — М., 1911.
  2. Булгаков В. Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. Составление, вступительная статья и примечания доктора филологических наук А. И. Шифмана. Тула, Приок. кн. изд-во, 1978.
  3. Поповский М. А. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977. L., 1983
  4. Лурье Я. С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века, СПб., «Дмитрий Буланин», 1993 — главы: Толстовцы и большевики, Заключение. Толстой на пороге XXI века.
  5. Толстой Л. В чем моя вера. 1883—1884; первое издание 1884.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 69 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.