Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Данилова А.В. «ЛИШНИЕ ЛЮДИ» ИЛИ ПРОБЛЕМА РОХИНДЖА В МЬЯНМЕ? // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(57). URL: https://sibac.info/archive/social/10(57).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«ЛИШНИЕ ЛЮДИ» ИЛИ ПРОБЛЕМА РОХИНДЖА В МЬЯНМЕ?

Данилова Анастасия Витальевна

студент 5 курса, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель,

канд. филос. наук, доцент БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Мировое сообщество и средства массовой информации вынуждены были вспомнить о существовании в далекой Юго-Восточной Азии государства Мьянма (до 1989 г. Бирма) 25 августа 2017 года, когда в новостных сводках появилась информация о том, что боевики движения APCA («Армия спасения рохинджа Аракана») совершили массовые нападения на десятки полицейских участков на западе Мьянмы и армейскую базу в Ракхайне. Ответ правительства не заставил себя долго ждать. По территории штата прокатилась волна зачисток, в результате которых погибло свыше 400 человек, в том числе женщины и дети, еще около 90 тыс. рохинджа были вынуждены спасаться от боевых действий в соседнем Бангладеш [5]. Происходящие события привели к расколу в мировом сообществе, большинство мусульманских стран ожидаемо выступило на стороне притесняемых рохинджа, и назвало данные события «геноцидом». Попытаемся разобраться, что же это: «геноцид» или борьба с террористами?

Кто такие рохинджа? Рохинджа (или рохинья) – это этническая группа бенгальцев, одно из национальных меньшинств Мьянмы, компактно проживающая на севере штата Ракхайн (другое название – Аракан), по вероисповеданию являются мусульманами суннитского толка. Точная численность рохинджа в Мьянме не установлена, по некоторым данным, их порядка 1 млн. человек (около 2 % населения страны). Всего численность населения Мьянмы составляет 55 млн. человек, из которых подавляющее большинство населения 68% – это бирманцы (буддисты), примерно 30 % – национальные меньшинства, проживающие на окраинах страны [3]. По данным ООН, рохинджа являются одним из самых преследуемых национальных меньшинств в мире. Правительство Мьянмы отказывается признать их гражданами, считая их нелегальными иммигрантами государства Бангладеш, хотя многие из них живут на территории Мьянмы не одно поколение и считают себя коренными жителями данного региона [5].

15 октября 1982 г. был принят бирманский закон о гражданстве, в котором были определены три категории граждан (лица с полным гражданством, ассоциированные, натурализованные) и содержался закрытый список национальностей Бирмы, которым предоставлялось полное гражданство. В соответствии с ним в Мьянме с 1989 г. вводились цветные карточки контроля граждан (CRC): розовые – для полных граждан, синие – для ассоциированных и зеленые – для натурализованных. Мусульмане-рохинджа в этот список не вошли и никаких карточек не получили, но в 1995 г. при посредничестве Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев власти Мьянмы начали выдавать им временные учетные карточки (TRC) белого цвета. В них не было указано место рождения, и они не являлись основанием для получения гражданства. Каждая семья рохинджа должна была вести семейный список, в котором содержались бы сведения о составе семьи и даты рождения ее членов. Кроме того, вводились некоторые ограничения на их перемещения по стране: во-первых, они могли перемещаться только по Северному Ракхайну; во-вторых, для любого перемещения (даже между их поселениями), им требовался пропуск. В 2001 г. власти страны, в связи с ухудшением политической стабильности в штате Ракхайн, ввели запрет на въезд рохинджа в столицу штата Ситуэ [4]. Таким образом, рохинджа были лишены гражданских прав и свобод, возможности занимать административные должности, получать медицинскую помощь и образование. Для рохинджа также был введен запрет иметь более двух детей. Значительная часть рохинджа вынуждена проживать в специальных резервациях – центрах для перемещенных лиц [2].

Конфликт на территории штата Ракхайн в Мьянме между араканцами-буддистами, которые составляют большинство населения, и мусульманами-рохинджа имеет давнюю историю и уходит своими корнями в колониальную историю Бирмы. За это время жертвами вооруженных столкновений стали тысячи человек как с той, так и с другой стороны. После первой англо-бирманской войны 1823-1826 гг. Великобритания обзавелась рядом бирманских территорий, среди которых был и Аракан. Именно сюда британские колонизаторы переселили бенгальцев и использовали их в качестве дешевой рабочей силы. Во время Второй Мировой войны Япония оккупировала территорию Бирмы, местные жители-буддисты, в обмен на признание независимости их страны, выступили на стороне Японии, в то время как мусульмане-рохинджа поддержали Великобританию (т.н. «араканская резня»). В результате столкновения десятки тысяч человек погибли, многие бежали из страны. Эти события поспособствовали возникновению в среде рохинджа движения, выступавшего за отделение региона от Бирмы и присоединение к Восточному Пакистану (позже Бангладеш) в 1947 г. Но этому не суждено было сбыться. В 1948 г. Бирма получила независимость и официально объявила в регионе военное положение, правительственным войскам удалось в ходе серии спецопераций подавить сепаратистские выступления мусульман-рохинджа. Однако, начиная с 1970-х годов, на территории страны возникали различные экстремистские группировки: Партия освобождения рохинджа, Патриотический фронт рохинджа, Армия спасения рохинджа Аракана (2012 г.), защищающие права рохинджа и ведущие борьбу с правительственными войсками. Официальные власти Бирмы признавали их террористическими организациями и тем самым оправдывали свои действия, называя их антитеррористическими операциями. В последующие десятилетия конфликты между рохинджа и правительственными силами то снова вспыхивала, то снова угасала, но и по сей день в регионе не спокойно [2].

Конфликт, главной причиной которого являются этнокультурные и территориальные споры, чаще всего освещается в средствах массовой информации именно как религиозное противостояние буддистов и мусульман со всеми вытекающими отсюда последствиями: «гонениями», «угнетением», «геноцидом» мусульман-рохинджа. Правительство Мьянмы обвиняет рохинджа в организации на территории государства террористической и подрывной деятельности, в их желании в обозримом будущем отделить штат Ракхайн от страны и в дальнейшем создать независимое мусульманское государство. Кроме того, власти Мьянмы обеспокоены стремительным приростом мусульманского населения, несмотря на существующий в государстве запрет не иметь больше двух детей, во многих семья рохинджа их количество достигает 5-10 человек. В свою очередь рохиджа и часть мирового сообщества обвиняют правительство Мьянмы в «геноциде» и «угнетении» мусульман. В докладе ООН о положении этой этнической группы сообщается о массовых надругательствах над представителями общины мусульман-рохинджа, о пытках, изнасилованиях, убийствах мирных жителей, в том числе и детей, о разграблении и сожжении их домов и хозяйств [1]. Данные преступления совершаются как солдатами и членами национальных сил безопасности, так и местными жителями-буддистами, которых подстрекает к этой деятельности «Организация 969» и ее сторонник Ашин Виратху. Он известен в мире своими националистическими взглядами, требованием депортации рохинджа обратно в Бангладеш и Индию. В документе содержится вывод о том, что все действия правительства Мьянмы можно квалифицировать как преступления против человечества. Сами власти Мьянмы отрицают геноцид мусульман. На доклад ООН о многочисленных нарушениях прав человека и противоправных действиях правительство отвечает, что факты не соответствуют действительности, являются ложью и клеветой [3].

Мировое сообщество обеспокоено сложившейся ситуацией в регионе, но как таковых конкретных действий по урегулированию конфликта и поиску путей выхода из него пока не предпринимает. Основным механизмом в его урегулировании выступает Организация Объединенный Наций, где впервые за девять лет членам Совбеза удалось прийти к общему соглашению по Мьянме. Все 15 членов «призвали к незамедлительным действиям, чтобы остановить насилие в штате Ракхайн и решить проблему беженцев». В 2016 г. была создана специальная комиссия по Мьянме, которую возглавил бывший генсек ООН Кофи Аннан. В течение года комиссия посещала штат Ракхайн, обсуждала ситуацию с местными жителями (араканцами и рохинджа) и детально документировала все происходящее. По итогам собранного материала был составлен доклад с рекомендациями, как правительству Мьянмы выйти из существующего положения. Глава Мьянмы Аун Сан Су Чжи пообещала, что урегулирует проблему с беженцами и гуманитарный кризис [1].

Вопрос о том, что же это «геноцид» или борьба с терроризмом, остается открытым. В точности о происходящем на западе Мьянмы сейчас никто не знает – в штате объявлено военное положение. В Ракхайн не допускаются журналисты и сотрудники правозащитных организаций. Кроме того, в Нейпьидо отказали ООН в поставке предметов первой необходимости, воды и медикаментов для пострадавших от столкновений рохинджа. Не принимают помощь власти Мьянмы и от других гуманитарных организаций.

 

Список литературы:

  1. В ООН возмущены зверствами в провинции Ракхайн на севере Мьянмы // Центр новостей ООН. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org (дата обращения: 28.09.2017).
  2. История религиозно-этнического конфликта в Мьянме // РИА НОВОСТИ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru (дата обращения: 05. 10.2017).
  3. Мусульмане рохинджа в Мьянме – суть проблемы, геноцид, что происходит // Новости 24. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: http:// http://ru24.online (дата обращения: 10.10.2017).
  4. Нефть, Сорос и кровавый террор: что на самом деле стоит за гонениями на мусульман в Мьянме // RT. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian.rt.com (дата обращения: 13.10.2017).
  5. Что произошло в Мьянме: араканская резня буддистов и мусульман // Московский комсомолец. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mk.ru (дата обращения: 14.10.2017).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.