Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Беляев В.Б. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РУСИ И ВИЗАНТИИ НА ПРИМЕРЕ РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИХ ДОГОВОРОВ В ПЕРИОД С СЕРЕДИНЫ IX И ДО СЕРЕДИНЫ X ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(57). URL: https://sibac.info/archive/social/10%2857%29.pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РУСИ И ВИЗАНТИИ НА ПРИМЕРЕ РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИХ ДОГОВОРОВ В ПЕРИОД С СЕРЕДИНЫ IX И ДО СЕРЕДИНЫ X ВЕКА

Беляев Владимир Борисович

cтудент 3 курса, кафедра российской истории НИУ БелГУ,

РФ, г. Белгород

Кулабухов Владимир Семёнович

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент БелГу,

РФ, г. Белгород

Политические отношения Руси и Византии на примере русско-византийских договоров в период с середины IX и до середины X века были обусловлены геополитическим расположением Руси. История данных отношений позволяет рассмотреть экономические интересы Руси в письменных источниках и русско-византийских договорах заданного периода, однако за столь яркими экономическими амбициями косвенно прослеживаются закономерные политические цели.

Причины. В историографии утвердилось мнение о закономерности контактов Древней Руси с Византией вследствие следующих причин:

Во-первых, необходимость территориальной экспансии, вызванная стремлением улучшить свое географическое положение, продвинуться к морям и торговым путям, занять более удобные земли для развития земледелия и других отраслей экономики [1, c. 7; 10, c. 11], что в свою очередь приводило Древнюю Русь к столкновению с политическими интересами других государств и требовало закономерного оформления дипломатических отношений с ними [2, c. 95].

Во-вторых, контакты с другими государствами, необходимые на ранних этапах развития государственности Руси, чтобы заполнить нишу недостающих элементов в государственном устройстве, а также обеспечить государственный аппарат необходимыми кадрами. Именно контакты различных государств с Византийской империей содействовали обретению международного престижа и позволяли войти в равноправные дипломатические связи с европейскими государствами, что делало Византию естественной целью походов славян.

В-третьих, естественный процесс развития политических отношений и, как следствие дипломатии, способствовали развитию всесторонних контактов государств: торговле [2, c. 106], культуре и др.

Политическое устройство Руси VIII-X веков. По мнению исследователей, с VI-IX вв., в эпоху массовых миграция и походов славян, ведущие позиции в славянском обществе занимает слой профессиональных воинов (дружинников) во главе с князем (так в Повести временных лет упоминается «Кий княжащее в роде своем» [7]). Власть князя частично ограничивалась вечем [14, c. 408], но передается по наследству. К IX веку большую роль в дружине князя стали играть варяги, их военная организация, морское искусство и изощренность в торговле внесли немалый вклад в общественное развитие восточных славян [3, c. 22].

С VIII века политическое устройство на территории Руси представляет собой так называемые «племенных княжения» - наиболее развитую форму военно-территориальных союзов племен [4, c. 509]. Данная форма частично сохранилась еще до X века под эгидой киевского князя и упоминается как «славинии» [14, c. 519] - союзы племен, обладавшие своей собственной военно-политической и социальной структурой и способные существовать независимо, во главе с князем основной опорой которого служила дружина.

Анализ Повести временных лет свидетельствует о том, что внутри племенных союзов нередко возникали междоусобицы, которые вполне могли прекратиться путем приглашения князя извне [10, c. 22]. Так, в 862 году [6, c. 13] племенной союз северо-западных земель Руси: чуди, словен, мери и кривичей [6, c. 12] пригласил на княжение варяга Рюрика, который объединил племена в единое государство со столицей в Новгороде [5, c. 21]. После смерти Рюрика новгородским князем стал его родственник Олег, которому в 882 году [7] удалось захватить Киев – центр полянского племенного союза и тем самым объединить русский север и русский Юг. Все это позволило контролировать важный торговый путь «из варяг в греки» [6, c. 22]. К 885 году Олегу удалось обязать платить дань племена древлян, северян и радимичей [8, c. 18]. Таким образом, через объединение основных восточнославянских племен креп государственный суверенитет Руси [8, c. 34].

Предпосылки первых походов Руси. По мнению исследователей, на начало и середину IX веков приходиться благоприятная геополитическая ситуация для походов славян на Византию, поскольку:

Во-первых, на 830-860-ые годы Причерноморье стало на какое-то время совершенно свободным от враждебных кочевников, вследствие ухода протоболгар к Дунаю и Днестру, что очистило путь для первых беспрепятственных контактов Византии и Руси, которые выразились в военных походах славян [5, c. 26].

Во-вторых, морские походы были более привычны основе славянского войска – варягам, чем сухопутные, хотя как мы видим по походам 907 и 943-их годов, конные дружины так же присутствовали [12, c. 101].

В-третьих, значительные силы византийских войск во времена походов славян участвует в других военных кампаниях. Так во время похода 860 года «Михаил III увел из Константинополя в Малую Азию 40-тысячное войско…» [12, c. 52].

Походы Древней Руси середины IX – середины X веков. По мнению исследователей, походы Древней Руси, преследуют ряд политических целей, которые ярко прослеживаются по русско-византийским договорам:

Во-первых, приобретение политического авторитета, который был необходим каждому раннефеодальному государству. Источником такого престижа являлся военный поход на Византию, которая очень часто была вынуждена заключать договора «мира и любви» и выплачивать дань (как основное условие договора) с целью избежать разорения своих территорий. Так в 558 году Византия вынужденно признает Аварский каганат, в 641 году Арабский халифат, в 678 – государство лангобардов, а в 681 – Болгария [11, c. 75]. Русь подобно многим государствам заключила такой договор в 860 году и неустанно поддерживала его, что объясняет походы славян в 907 году и в 943 году.

Во-вторых, установление дипломатических отношений с Византией. Основой таких отношений был договор «мира и любви» [12, c. 59] – традиционный способ установления международных соглашений, главным элементов которого являлась выплата дани. Только при соблюдении данного условия могли строиться дальнейшие отношения [12, c. 92]. Так походы Руси на Константинополь в 860 г. и в 907 г. подразумевали заключение договора «мира и любви» с Византией, главным условием которых являлась выплата дани, при нарушении данного условия организовывался новый поход, как было в 907 году [12, c. 98] или в 943 году [12, c. 227]. Стоит отметить, что Русь быстро перенимала традиционные способы дипломатии Византии. Так Русь откупается от набегов варягов на северо-западные земли (Олег «устави варягомъ дань даяти от Новагорода гривенъ 300 на лето, мира деля, еже до смерти Ярославле даяше варягомъ» [6, c. 14]), а под 898 проводит дипломатические переговоры с уграми [11, c. 92]. Позже Русь так же усваивает дипломатическую практику заключения письменных договоров.

В-третьих, развитие международных отношений Руси, что ярко прослеживается по статусу посольства, которое приобретает официальный статус и получает большие привилегии, чем славянские купцы. Так имена послов упоминались раньше имен купцов (в договоре 944 года), а в договорах 907 и 911 годах купцы не упоминаются вообще, до введения князем «верительных грамот» (видимо один из примеров перенятий государственного элемента Византии – хрисовула) послы предъявляли властям империи золотые печати, а купцы – серебряные [4, c. 454], послы получали подарки вдвое превосходящие дарованное купцам, довольствие послов – «слебное» отличалось даже терминологически от «месячины» купцов, послы размещались у св. Маманта [9] – предместья вне стен столицы, но в более комфортных условиях. Договор являлся двухсторонним, что подразумевало содержание постоянного византийского посольства в Киеве, что, безусловно, также повлияло на развитие дипломатии Древнерусского государства и послужило развитию дальнейших политических отношений.

В-четвертых, заимствование элементов государственности, как один из результатов политических отношений Древней Руси и Византии. Так уже при Олеге, который объединяет север и юг Руси, в Повести временных лет появляется запись о централизации Руси «Да будет Киев матерью городов русских» [7], что позволяло бороться с племенными княжениями и постепенно собирать под властью киевского князя всю административную, политическую, судебную, военную и хозяйственную власть. Киевский князь становился защитником русской земли от внешней опасности, заключал союзы с соседними государствами и обеспечивал внутренний порядок [11, c. 22], что не в малой мере способствовало зарождению идеологического образа киевского князя [13, c. 3].

Выводы:

Во-первых, геополитическое положение государства ставит определенные политические цели перед государством и обуславливает его закономерные контакты. Так, в случае Руси – это территориальная экспансия, с целью улучшить свое географическое положение; контакты с другими государствами, которые требовали дипломатического регулирования; обретение международного престижа и др.

Во-вторых, русско-византийские отношения связаны с развитием государственности в Древней Руси и, как следствие, c установлением политических отношений с другими государствами и центром политической, экономической и социальной жизни того времени – Византийской империей, что способствовало развитию на Руси политических отношений, дипломатической службы и др.

В-третьих, Древнерусское государство постепенно добивается политического влияния на международной сцене раннефеодальных государств, что обеспечивает различные межэтнические контакты с другими государствами, необходимые для развития Руси.

 

Список литературы:

  1. Гвин Дж. Викинги. Потомки Одина и Тора / Пер. с англ. З.Ю. Метлицкой. – М.: Центрополиграф, 2005. – 444 с.
  2. История дипломатии: Т. 1 / В. А. Зорин; под ред. В. А. Зорина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Госполитиздат, 1959. – 896 с.
  3. Кан А.С. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. – М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т., 1999. – 357 с.
  4. Литаврин Г. Г. Византия и славяне: Сборник статей / Г. Г. Литаврин. - СПб: Алетейя, 1999. – 604 с.
  5. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. 1. Ведомства внешней политики и их руководители: Справочник. – М.: Междунар. отношения, 1992. – 285 с.
  6. Повесть временных лет / Подгот. текста, пер., статьи и коммент. Д. С. Лихачева; Под ред. В. П. Андриановой-Перету . - 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Наука, 1999. – 670 с.
  7. Повесть временных лет / Книгосайт – бесплатная библиотека для всех / URL: http://knigosite.org/library/read/77814 (дата обращения 09. 09.17)
  8. Повесть временных лет / материалы к практическим занятиям по истории СССР / А. Г. Кузьмин. - М: б. и., 1979. – 78 с.
  9. Зимин А. А. Памятники русского права: Вып. 1: Памятники права Киевского государства X-XII вв. / А. А. Зимин; под ред. С. В. Юшкова. - Москва: Госюриздат, 1952 - 288 с.
  10. Сенин А.С. История российской государственности: Учеб. Пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 335 с.
  11. Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…»: Рождение русской дипломатии. -  Л.: Лениздат, 1986. – 342 с.
  12. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX- первая половина X в. / А.Н. Сахаров. – М.: Мысль, 1980. – 358 с.
  13. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья (Византия и Русь). – М.: Наука, 1990. – 175 с.
  14.  Шамбаров В.Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. Когда оживают легенды. – М.: Алетейа, 1999. – 444 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.