Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2017 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ОБРАЗ РОССИИ В АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ XVIII–ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX вв.
Российская империя никогда не была главной темой английских политических карикатур. Основное внимание карикатуристов уделялось, прежде всего, внутренней политике Великобритании. Достаточно часто зарубежные события транслировались в карикатурах намного реже и декламировались через призму интересов Великобритании по отдельным вопросам. Поэтому не вызывает удивление то, что из российской истории в английской карикатуре запечатлены в основном войны и дипломатические конфликты с участием Англии. Несмотря на это, динамичные русско-английские отношения привели к появлению нескольких сотен карикатур с русской тематикой, как по внешнеполитическому, так и по внутриполитическому аспектам. В первой половине XVIII века образы России были слабо выражены в английских карикатурах, поэтому изображалась в качестве второстепенного персонажа, преимущественно в связи с участием России в европейских военных конфликтах [4].
Проанализировав визуальные исторические источники – английские политические карикатуры, применив метод контент-анализа, который заключается в выявлении определенных маркеров в содержательном контексте карикатурных образов, на основании историко-типологического метода, были выделены следующие группы образов в рамках представлений о России XVIII – первой трети XIX вв.: образ «русского медведя»; образ «казачества»; образ «русского мороза» (см. Приложение 1, таблица 1).
Достаточно интересным является тот факт, что на ранних английских гравюрах, каждую нацию символизировал определенный зверь, Россия была представлена в образе «медведя». Истоки данного образа восходят к XVI в. Шокирующие подробности о нравах московитов, об их укладе жизни, о жуткой русской стуже, о городах, по которым разгуливают медведи [6], содержатся в трудах путешественников XVI–XVII вв. Данные работы, переведенные на многие европейские языки, сформировали на Западе ряд устойчивых стереотипов, сохранившихся по настоящее время. Отметим, что медведи в XVI–XVIII вв. были предметом экспорта из России: русских медведей, считавшихся особо свирепыми, завозили в Англию для травли на потеху публике. В группе образов, посвященная «русскому медведю», можно выделить несколько подвидов, которые хронологически делятся на представления, которые сформировались в XVIII и начале XIX вв. Для образа «русского медведя» XVIII века характерна традиция интерпретации его как национального зверя (см. Приложение 2, рис.1).
В конце XVIII века, образ «русского медведя» изменяется в контексте персонификации и закреплении данного образа за карикатурным изображением исторических деятелей России (см. Приложение 2, рис.2). В начале XIX века, после окончания Отечественной войны 1812 года, образ «русского медведя» кардинально меняется и трактуется в направлении героя-защитника мира (см. Приложение 2, рис.3). Отметим, что образ «русского медведя» достаточно тесно связан с образом «московита».
Более определенно отношение к России было выражено в ее визуализации в виде «московита» с головы до ног одетого в грубые меховые одежды, почти шкуры, что резко отличает его от европейской одежды [5, с. 229]. Этот явно архетипичный образ восходил к запискам путешественников, сериям изображения костюмов народов мира, географическим картам [1, с. 89]. В данных источниках фиксировались основные представления англичан о России как о далекой, холодной, полудикой стране, которая богата пушниной [3]. Данный комплекс представлений сформировался в XVI веке, когда англичане открыли для Европы Московию. Стоит отметить, что образы «меха» и «медведя» родственны и являются аналогичными по своему содержанию. Отголоски данных архетипичных образов мы можем найти в изображении одежды русских императоров и русского народа, что показывает отличие России от Западного мира. «Московит в мехах» оставался актуальным образом вплоть до начала XIX века [2, с. 99], начала эпохи наполеоновских войн, когда был вытеснен, схожим с ним образом «казака».
К началу XIX века, а именно в период Отечественной войны 1812 года, появляются новые образы представления России – «русский мороз» и «казаки». Отечественная война и последовавший за ней разгром армии Наполеона приковали к России внимание всего мира. Наряду с героями 1812 года также выделился образ и «русского мороза». Россия в сознании европейцев издавна считалась страной преимущественно северной, но только после бегства французов «мороз» стал восприниматься как своеобразное действующее лицо в войне. Данный персонаж был сразу подчеркнут английскими карикатуристами и рассматривался не как природная стихия, а как антропоморфный персонаж – Джек Фрост или Генерал Мороз (см. Приложение 2, рис. 4). «Русский мороз» вошел в ряд европейских стереотипов и возникал в европейской печати в связи с победами, одержанными Россией в ходе самых разных сражений и войн. Хотя в действительности зимняя стужа не имела решающего значения в поражении французов, этот стереотип явился результатом риторики Наполеона о своем поражении и определенных стратегиях в механизмах пропаганды и воздействия на сознание европейского социума.
Другими героями карикатур в данный период стали «казаки» (см. Приложение 2, рис.5). Именно эти колоритные воины стали для европейцев олицетворением победившей Наполеона русской армией. Они же явились главными персонажами карикатур 1813–1814 гг. Храбрость и непобедимость казаков и лично их предводителя атамана Платова превозносились до такой степени, что они были приглашены в Лондон в 1814 году. Отметим, что со временем, после 1814 года, восторг по поводу поражения Наполеона поутих, изменялась внешнеполитическая стратегия России в контексте взаимоотношений с Англией, а казаки все больше ассоциировались не с удалью и харизмой, а с варварством и жестокостью (см. Приложение 2, рис. 6). Интересным моментом является то, что в 1820-е годы начинают появляться карикатуры, на которых в казачью форму облачен разъяренный «русский медведь» (см. Приложение 2, рис. 7).
В 1760–1790-х гг. кардинально меняется язык и характер английской карикатуры. На смену сложным, изобильным аллегорическим изображениям, приходят лаконичные, яркие гравюры с хорошо узнаваемыми образами и ясным сюжетом [7, с. 46]. На данных карикатурах очень часто изображались образы из группы представленной выше.
Отметим, что можно провести разделение групп проанализированных образов на два больших типа: динамичные и устоявшиеся. К устоявшемуся типу образов, мы можем отнести образ «русского медведя». Данный образ сложился на рубеже XVI в. и оставался актуальным до конца XIX в. Популярность данного образа обусловлена, во-первых, отдельными аспектами внешней торговли России со странами Запада, а во-вторых, отдельными фольклорными элементами самой русской культуры. «Русский медведь» понимался изначально в двух вариантах: «медведь как образ нации»; «медведь-защитник России». Во времена царствования Павла I добавился еще один вариант – «медведь-ведомый».
Стереотипные образы и представления о России, закрепленные в текстологическом варианте, получили воплощение в визуальном виде. Благодаря английской политической карикатуре за Россией на Западе навсегда закрепились образы «русского медведя», «русского мороза», «казаков».
Приложение 1.
Таблица 1.
Кодификатор образов России XVIII–первой трети XIX вв. на основе английских политических карикатур
Название образа |
Характеристика |
«РУССКИЙ МЕДВЕДЬ» |
образ, который представляет собой зооморфное изображение, соответствующее медведю. Одними из отличительных особенностей данного образа можно считать большой масштаб карикатурного образа среди других действующих лиц карикатуры; сцены, которые представляют русского медведя в сатирическом положении; обличие медведя в русский народный костюм, либо в форму армии Российской империи. |
«МЕДВЕДЬ–ОБРАЗ НАЦИИ» |
образ, который представляет собой зооморфное изображение, соответствующее медведю, изображенному наряду с другими зооморфными образами, характеризующими европейские державы. |
«МЕДВЕДЬ–ЗАЩИТНИК» |
образ, который представляет собой зооморфное изображение, соответствующее медведю, чаще изображенный на карикатурах со сценами защиты России от внешнего врага. |
«МЕДВЕДЬ–ВЕДОМЫЙ» |
образ, который представляет собой зооморфное изображение, соответствующее медведю, чаще изображенный на карикатурах с ошейником, цепь от которого держит в руках Наполеон. |
«РУССКИЙ МОРОЗ» (Генерал Мороз, Джек Фрост) |
образ, который представляет собой антропоморфное изображение в виде голого старика. Важным элементом данного образа является взаимосвязь в карикатуре с «русским медведем». Очень часто «мороз» изображался в положении езды на медведе. Взаимосвязь «мороза» и «медведя» не случайна, т.к. иностранцы считали Россию страной холодной, в которой водились медведи. |
«КАЗАЧЕСТВО» |
собирательный образ, который представляет собой изображение мужчины в казачьем национальном костюме. |
«КАЗАК–ПОБЕДИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» |
собирательный образ, который представляет собой изображение мужчины в казачьем национальном костюме, в рамках сцены изгнания Наполеона Бонапарта из России или победы над ним. |
«КАЗАК–ВАРВАР» |
собирательный образ, который представляет собой изображение мужчины в казачьем национальном костюме, в рамках сцены вероломства или разбоя. |
«ИМПЕРАТОРСКАЯ РОССИЯ» |
собирательный образ, который представляет собой персонифицированное изображение русских императоров или государственных деятелей в антропоморфном или зооморфном образах. |
Приложение 2.
Рисунок 1. Европейская гонка. Забег I-й. Год 1737. Художник: Мосли Ч. 1737 г. |
Рисунок 2. Северных медведей обучают танцам. Художник: Уильямс Ч. 1801 г. |
Рисунок 3. Польское блюдо с Французским десертом. Художник: Эльмс У. 1812 г. |
Рисунок 4. Джек Фрост атакует Бони в России. Художник: Эльмс У. 1812 г. |
Рисунок 5. Джон Булль и казаки в Лондоне. Художник: Брук У.Г. 1813 г. |
Рисунок 6. Досмотр английского корабля в Дарданеллах, или Наш верный союзник проявляет уважение к британскому флагу. Художник: Хит У. 1829 г. |
Рисунок 7. Медведи в безвыходном положении. Художник: Хит У. 1831 г. |
|
Список литературы:
- Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» [Текст]. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 384 с.
- Вишленкова Е. А. Визуальный язык описания «рускости» в XVIII – первой четверти XIX в. [Текст] / Е.А. Вишленкова // Ab Imperio. – 2005. – № 3. – С.97-146.
- Герберштейн С. Записки о Московии [Текст]: В 2 т. – М.: Памятники исторической мысли, 2008. – Т. 1. – 776 с.
- Голубовский Д. Как иностранцы видели Россию [Электронный ресурс] // ARZAMAS [сайт]. – URL: http://arzamas.academy/materials/1327 (дата обращения: 03.05.2017).
- Ивченко Л.Л., Маркова Н.К. Карикатура [Текст] / Л.Л. Ивченко, Н.К. Маркова // Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев: XVII – XIX вв. – М., 1997. – 272 с.
- Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно [Текст]. – М., 1906. – 582 с.
- Успенский В.М., Россомахин А.А., Хрусталев Д.Г. Имперский шаг Екатерины. Россия в английской карикатуре XVIII века [Текст]. – СПб.: Издательство «Арка», 2016. – 288 с.
Оставить комментарий