Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Никонов С.Д., Михайлова Е.И. ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ: ДИАЛОГ И ДИАЛОГИЧНОСТЬ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(53). URL: https://sibac.info/archive/social/6(53).pdf (дата обращения: 12.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 34 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ: ДИАЛОГ И ДИАЛОГИЧНОСТЬ

Никонов Семён Дмитриевич

студент 2 курса, кафедра автоматизированного электропривода ЮУрГУ,

РФ, г. Челябинск

Михайлова Екатерина Ивановна

студент 2 курса, кафедра автоматизированного электропривода ЮУрГУ,

РФ, г. Челябинск

Шубарина Любовь Васильевна

научный руководитель,

д-р ист. наук, доцент ЮУрГУ,

РФ, г. Челябинск

Общение всегда было важным атрибутом в жизни человека. Ещё с древних времен оно помогало людям выживать в тяжелых условиях: добывать пищу, избегать опасностей, устраивать быт. Уже тогда общение помогало людям находить решение в сложной ситуации в процессе ее обсуждения.

Со временем речевое взаимодействие приобретает более выраженную форму, предстает в виде коммуникации, под которой подразумевается обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более людьми [3, с. 252].

С развитием речи появляются новые формы коммуникации, такие как монолог, диалог, полилог. Монолог – речь одного лица, обращённого к себе, либо речь, на которую адресант не ждёт ответа. Монолог предполагает общение человека с самим собой, и, не смотря на то, что в нём отсутствует другое мнение со стороны, рефлексия на предмет себя самого способствует внутреннему развитию человека. Полилог представляет собой разговор нескольких человек, в процессе которого роль говорящего переходит от одного участника к другому. Во время полилога информационный обмен интенсифицируется и расширяется, однако при таком общении усвоение информации происходит не целиком, а выборочно.

Диалог (букв. – разговор) уходит своими корнями в античную Грецию, где он служил способом поиска истины в ходе беседы, спора или дискуссии, [7, с. 159]. Данная форма представляет собой не только взаимодействие между субъектами, но и совместный поиск истины. Достоинство диалога в том, что он вбирает в себя особенности других форм речи, его характеризует содержательность (отражение основательных мыслей и чувств), понимание (осмысление), прямая связь между участниками.

Культ собеседования, межличностных контактов равноправных партнеров, заинтересованных в нахождении истины и в настоящее время продолжает составлять одну из важных особенностей образования и культуры в целом. В современной науке диалог трактуется как один из видов речи, в процессе которой происходит взаимодействие двух сторон общения, целью которого является достижение единого мнения или сложение определённого мировоззрения.

В настоящее время, в условиях сетевого общества виртуальный диалог позволяет беспрепятственно коммуницировать участникам, даже если они находятся в разных частях света. Виртуальный способ общения помогает автору более точно выразить свои мысли в процессе набора текста. Более простым становится и процесс донесения информации до собеседника. С другой стороны, диалог в интернете имеет существенный недостаток: отсутствует эмоциональная связь между участниками. Во время живого контакта собеседники отчётливо видят реакцию друг друга, дополняя речевое общение невербальным. Мимика, жесты, интонация – все это помогает людям лучше понимать друг друга. Поэтому с появлением социальных сетей невольно возникают вопросы: «Стал ли умирать диалог как таковой? Насколько отличается коммуникация через знаки, символы от живого общения?

Одно из пониманий диалогичности восходит к работам М.Н. Кожиной. Согласно мнению автора, диалогичность – учёт адресантом (автором) речи фактора адресата (реального или воображаемого), его смысловой позиции, а также обозначение данной ориентации при помощи определённых языковых средств [1]. Следовательно, понимание собеседниками друг друга – есть главная цель диалога и проявление диалогичности в нём. В данном случае перефразируя известное изречение Рене Декарта, можно сказать: "Я общаюсь, следовательно, я существую".

Для современного человека, в связи с широкой популяризацией интернет-коммуникации, общение поставлено на более высокую ступень в иерархии потребностей. Если раньше физиологические потребности и необходимость в безопасности стояли над коммуникативной сферой, то в наше время важность общения стоит в одном ряду с этими нуждами, поскольку человеку важно не только внутреннее переживание события, но и его обсуждение с другим. В связи с этим диалоги представляют собой реакцию на значимые события личной и общественной жизни: политической, культурной, научной жизни, а так же любого общественно значимого речевого события.

В виртуальном общении проявляется характерная особенность всемирной сети: наличие комментирования, то есть обмена мнениями со стороны читателей соответствующего издания. Иными словами, автор работы, который делится своими мыслями и переживаниями, может побудить читателя к ведению диалога. Далее происходит обмен знаниями и опытом, мнения обеих сторон раскрываются и детализируются, в итоге собеседники приходят к выводу.

Сегодня интернет-коммуникация – основной вид общения для большинства людей в связи с удобством использования социальной сети – системы социальных контактов индивида или группы, которая обуславливает выбор того или иного языка в условиях билингвизма – двуязычия в одной стране [6, с. 202]. В ней тематическое общение проходит в режиме off-line. Пользователи могут отправлять свои сообщения в любое время. Они сохраняются в сети в течение достаточно длительного периода. Каждое отдельное сообщение представляет собой целый комплекс элементов: время поступления информации, «ник» автора, отсылка к подтексту и непосредственно сам текст сообщения.

Интернет-коммуникация заменяет живое общение для людей, у которых на первом месте стоит информативность, а не эмоциональность. Ведь зачастую участникам важен именно смысл беседы, здесь чувства и переживания уходят на второй план. Такое взаимодействие наиболее продуктивно с точки зрения практичности. При этом даже незнание языка не препятствует обмену информацией, так как к любому форуму, письму, конференции можно привлечь человека с достаточным объёмом знаний не только языков, но и разбирающегося в определенной тематике, терминологии, во взглядах на решение проблемы. Подобное решение вопроса более целесообразно, так как использование словарей и программ-переводчиков не всегда донесут нужную информацию до адресата.

Также интернет-коммуникация помогает взаимодействовать людям, не имеющим возможности встретиться лично. Каждый может найти себе собеседника, который разделит точку зрения, поймёт и дополнит мысль. Расстояние здесь не имеет значения, поэтому поиск единомышленника стал значительно проще. Во многом поэтому необходимость в эмоциональной части диалога, присущей живому общению, уходит на второй план.

Однако для людей, имеющих возможность встретиться, прямой контакт предпочтителен. Эмоции, которые выражает собеседник, дополняют речь, а самое главное – способствуют пониманию. Таким образом, именно с наличием невербального общения диалогичность в диалоге проявляется в полной мере. Интонация, мимика, тембр голоса, жестикуляция – всё это присуще только живому контакту. Интернет-коммуникация не может дать такого результата, проявление диалогичности в ней – обоснованность мыслей, содержательность разговора – сугубо рационально, что значительно обедняет, а порой искажает человеческое взаимодействие. Поэтому общение во всемирной сети, не смотря на целый ряд достоинств, не может заменить живого человеческого общения, реализуемого в диалоге.

 

Список литературы:

  1. Васильева, И.И. О значении идей М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии [Электронный ресурс] / под ред. Б. Ф. Ломова. – М.: Наука, 1985. – 3 с.
  2. Кожина, М.Н. Диалогичность как категориальный признак письменного научного текста [Текст]: Ч. 2. Категории научного текста: функционально-стилистический аспект / М.Н. Кожина. – Пермь, 1998. – 138 с.
  3. Конт-Спонвиль, А. Философский словарь [Текст] / Пер. с фр. Е. В. Головиной. – М.: ООО «Издательство «Этерна», 2012. – 752 с.
  4. Колокольцева, Т. Н. Диалог и диалогичность в интернет-коммуникации [Текст] / Т. Н. Колокольцева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – №8. – С.128 –133.
  5. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление [Текст] / Г. М. Кучинский. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 190 с.
  6. Михальченко, В. Ю. Словарь социолингвистических терминов [Текст] / В. Ю. Михальченко // Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. – Москва, 2006. – 313 с.
  7. Фролов, И. Т. Философский словарь [Текст] / Опр. Г. И. Рузавина. М.: Издательство «Республика», 2001. – 720 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 34 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.