Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2017 г.)

Наука: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Майнакова А.А., Балабаева Н.А. МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(53). URL: https://sibac.info/archive/social/6(53).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Майнакова Айсана Александровна

магистрант 2 курса, кафедра психоогии и социальной работы,

РФ, г. Горно-Алтайск

Балабаева Назгуль Александровна

магистрант 2 курса, кафедра психоогии и социальной работы,

РФ, г. Горно-Алтайск

Глобализация включила сегодня абсолютно все сферы человеческой жизни, не обойдя стороной и культуру. Внезапный скачок вверх национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной идентификации объясняют огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов соседнего окружения, не только ближнего, но и дальнего.

Культура межнациональных отношений, по мнению  ученых, это высшая степень совершенства и развития  отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов и народностей, в соблюдении определенного нравственного такта, взаимоуважения людей, принадлежащих разным  этническим группам друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.

В жизнь ребенка-дошкольника прочно и  навсегда вошли дети- сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная, а порой даже драматичная картина отношений, взаимоотношений, взаимовлияний [3]. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, и даже мелко «пакостят». Все подобные отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители могут не подозревать о широком диапазоне чувств и отношений, что переживают их дети, и, как следствие, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Для детей не имеет значения утверждение  себя в глазах сверстника; гораздо важнее играть сообща, результатом игры чтобы было – хорошая игра, или красивый дом для кукол, большой гараж для машинок из кубиков. При всем при этом, кто построил этот дом – не так уж и важно, а точнее совсем не важно. Главное – результат, которого мы достигаем сообща, т.е. вместе. Необходимо сменить интересы ребенка с самоутверждения как доминирующего смысла его жизни к совместной с детьми деятельности, в которой главное – совместный  результат, а не его личные достижения [1].

Как  считают многие ученые (М.И. Лисиной, Л.Н. Галигузовой, А.Г. Абсалямовой, А.Г. Асмолова О.В. Куликовой и др.), дети 6-7 лет дошкольного возраста значительно доброжелательны к сверстникам и способны к взаимопомощи. Дошкольники не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Очевидно пробуждение интереса к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями. Известно о существовании значительных индивидуальных различий в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности, т.е. происходит процесс взаимовлияния. Дети часто негативно могут относиться к сверстникам другой национальности: насмехаться, упрекать, говорить обидные слова. Поэтому, воспитывать у детей культуру межнационального общения необходимо уже в дошкольном возрасте, поскольку ребенок впервые попадает в социальную группу, помимо своей семьи, помимо привычной среды обитания.

Этика и культура межнационального общения – это качество человека, (М.И. Богомолова, А.Е. Зимбули, Э.К. Суслова и др.) характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству; совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [2].

Функциональность воспитания культуры межнационального общения напрямую зависит от его раннего начала. Традиционная педагогическая культура любой этнической группы характеризуется воспитанием с раннего возраста, что оказывает влияние на эффективность и результативность последнего. Культура общения формируется и развивается как одна из важнейших сторон личности в течение всей жизни человека: в семье, детском саду, в школе, на улице, а также в процессе самовоспитания и под влиянием общественных отношений.

Данной проблеме уделяли внимание многие педагоги, психологи, ученые смежных наук. В трудах Э.А. Баграмова, Ю.В. Бромлея, З.Т. Гасанова, Н.И. Куличенко, Ю.П. Свердрова научная разработка теорий межнационального общения и национальных отношений осуществлялась ранее и продолжает осуществляться. Основные тенденции развития были обоснованы ими в условиях многонационального общества. В целях стабилизации национальных отношений труды педагогов переосмысливаются.

Теоретический анализ литературы показывает, что в системе научных знаний по национальным отношениям на первый план выдвигается проблема формирования культуры межнационального общения. Общение представителей, принадлежащим разным этническим группам в современном обществе – обязательный аспект общения, поскольку интеграция народов значительно усилена и продолжает усиливаться. Однако в воспитательной практике выявлены противоречия между традиционным воспитанием культуры межнационального общения и требованиями современного общества [3]. Неустойчивое положение национальных отношений нашей страны стимулировали к поиску решения проблемы по разработке теорий их гармонизации. Именно поэтому проблема межнационального общения имеет решение еще в начальной ступени образования, находясь в тесной взаимосвязи с семейным воспитанием. Приобщение к национальным ценностям культуры обусловливает становление ментальности личности, именно это является основанием личностного ядра, что в свою очередь  подчёркивает сопричастность своей этнической группе и культуре. Формируется тип поведения специфичный именно этой народности, а также происходит объединение людей, основывающихся на общечеловеческих ценностей. Ожидаемым результатом воспитания является сформированные в результате проведенных действий познания истории, языка, традиций, культуры народа [1]. А для многих народностей данный аспект выступает как сакральность. Сейчас же отмечено – подрастающее поколение не владеет знаниями традиций, обычаев национальной группы, принадлежность к которой имеет. Поэтому следствием происходящего в образовании возникла необходимость повысить рост государственного самосознания этносов не только в рамках образования, но и в целях сохранения самобытности и уникальности народности. Одновременно противоречием последнему выступает следующее явление – межэтническое расслоение, что переходит в национальную нетерпимость.

Многонациональное общество обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.

Успешное функционирование поликультурного общества невозможно без образования. На протяжении последних десятилетий в педагогике рассматривается широкий спектр национальных проблем образования, связанных с новым этапом развития общества. Однако, вместе с тем, среди участников образовательного процесса ДОУ – воспитатели и неспециалисты (например, родители) также существуют противоположные мнения. Одни считают, что в дошкольном возрасте заниматься воспитанием культуры отношений (доброжелательных, уважительных и т. п.) именно к людям разных национальностей нецелесообразно. Мотивировано это тем, что ребенок «интернационален» от рождения. Другие утверждают о необходимости воспитания культуры межнационального общения в условиях ДОУ.

Дошкольник живет и развивается в социальной среде, а не в условиях вакуума. Это означает, что в ближайшее время так или иначе познавая проблемы многонациональности современного общества, у него начнет формироваться либо позитивное, либо негативное отношение к людям той или иной национальности. И на данном этапе развития, существует необходимость в присутствии и поддержке ребенка компетентным в данном вопросе взрослом человеке. Именно от него (педагог, воспитатель, учитель, родитель и др.) будет зависеть отношение подрастающего поколения к людям разных национальностей.

Необходимо помнить научно обоснованное положение, проверенное практикой, о том, что все начинается с детства, что истоки нравственной личности формируется уже в раннем и тем более в дошкольном детстве. А упущенное весьма трудно восполнимо.

 

Cписок литературы:

  1. Абсалямва А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе: Творчество,1997. – 310 с.
  2. Белоцерковец Н.И. Педагогика межнационального общения: учебное пособие.  Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 168 с.
  3. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников/ М.: Просвещение, 1988. - 309 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий