Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Оберман М.А., Белов Н.А. ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(53). URL: https://sibac.info/archive/social/6(53).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Оберман Марк Андреевич

студент 2 курса, кафедра АЭП, ЮУрГУ,

РФ, г. Челябинск

Белов Никита Алексеевич

студент 2 курса, кафедра АЭП, ЮУрГУ,

РФ, г. Челябинск

Шубарина Любовь Васильевна

научный руководитель,

д-р ист. наук, доцент ЮУрГУ,

РФ, г. Челябинск

В процессе развития общества менялось взаимоотношения человека с социумом, менялась также и структура личности в целом.

Начиная с эпохи родового строя, индивид являлся “кирпичиком” в системе общественных связей. Личностная независимость отсутствовала на всех этапах развития европейского общества, где царил религиозный и сословный диктат. Человек был ограничен предписанными устоями и правилами, исключающими формирование индивидуальности. Отвоевав право на творчество и личный выбор в эпоху Ренессанса, благодаря научно-техническим достижениям Нового времени в XX в. человечество подошло к созданию общества массового потребления, что вновь привело человечество к стандартизации. Деиндивидуализация личности в обществе потребителей и ее последствия входят в настоящее время в число самых насущных проблем философии. [4]

Медиапространство – это новая форма социального взаимодействия и частного общения, достоинством которого является то, что отдельные люди, группы и сообщества могут действовать вместе одновременно. В этом пространстве они могут создавать визуальную и звуковую среду, которая, в свою очередь, может воздействовать на реальное пространство [1]. Следует констатировать, что настала эпоха медиа, поскольку в настоящее время люди стали больше времени проводить в медиапространстве, заменяя живое общение виртуальным. Однако все более очевидным становится угроза деиндивидуализации личности, поскольку медиапространство, которое понимается не только как суррогат общения, но и как инструмент манипулирования, источник формирования любых идей в социальной и политической сфере, проводник не только потребительских вкусов, но и жизненных стратегий. [3]

Философская антропология должна учитывать новую среду, новое измерение которое активно трансформирует человека. Проблему деиндивидуализации личности нельзя решить без философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и медиапространства, эта связь опосредована, прежде всего, группой в медиапространстве. [4]

Медиапространство играет огромную роль в современном обществе, так как одно из главных направлений медиапространства – это создание отдельных групп, чаще всего анонимных, но с общими интересами. Именно в таких группах внутренняя личность индивида растворяется в «толпе на дому». В данном случае деиндивидуализация является следствием потери индивидом способности к адекватной саморефлексии и пониманию окружающей реальности, что приводит к несамостоятельности в выборе жизненной стратегии и зависимости от оценки социума, олицетворением которого для реципиента является виртуальное сообщество. [3]

Такое явление возникает, когда человек, особенно юный, попадает в анонимные группы, которые, не обращая внимание на психическое состояние реципиента, условия его жизни и обстоятельства, заставляют человека преступить свою индивидуальность, свои принципы и ценности, действовать по шаблону. Тем самым происходит поглощение индивида целиком и полностью социальной ролью.

Рассмотрим основные виды деиндивидуализации.

1.Ситуативная деиндивидуализация: Она чаще всего возникает в основном из-за провоцирующих условий: большая группа, ослабленное самосознание и др. Стадное чувство приводит к тому, что человек не разделяет понятия "я" и "мы", будто растворяется в толпе. Охваченная паникой толпа людей очень опасна, ведь такие чувства как страх, жадность и надежда во много раз усиливаются толпой. Подобные свойства психики способны превратить любого, даже самого разумного и человека в настоящего безумца и глупца. [2]

Основные отличительные признаки индивида в массе таковы: полное исчезновение сознательности, преобладание бессознательного поведения; ориентация мыслей и чувств в одном направлении, проявление тревоги и озлобленности; стремление к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Данный тип деиндивидуализации очень опасен и весьма широк на просторах медиапространства.

Во избежание ситуативной деиндивидуализации специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил: быть беспристрастным к группе; не занимать предвзятую позицию; прислушиваться к мнению независимых субъектов.

2. Ярлыковая деиндивидуализация.

В медиапространстве очень часто имеет место навязывание обществом псевдоиндивидуальных стереотипов, вроде «ботаник», «сноб», «зависимый» и др., поскольку главная задача медиапространства – это полное поглощение индивида, подчинение системе безличных, абстрактных правил. Стремление медиапространства навесить ярлык на человека, не что иное, как наступление на его индивидуальность и всяческое ее ослабление.

Если в медиапространстве человека часто называть свиньей, он станет свиньей. Будете называть воспитанным – станет, скорее всего, воспитанным. Станете говорить, что он – сама отречённость и бездушие, он таким и будет. Между тем, людям свойственно быть последовательными, потому они принимают и воспроизводят в реальной жизни образы, оправдывая негативные ожидания, которые они получают в месте с ярлыками в медиапространстве. [5]

Между тем, правила защиты очень просты и доступны. Необходимо всегда применять правильную лексику; использовать имена, а не прозвища и клички; не навешивать ярлыки самому.

3. Стандартизационная деиндивидуализация.

В медиапространстве с каждым днем появляются новые стандарты, которые подчиняют себе всё большие количество людей. Стандарты унифицируют группы и сообщества, что нивелирует индивидуальность их членов.

Одна из классических форм стандартизации это глобализация, и ее производные: массовая культура, система ценностей, образование, стандарты потребления и др. Все эти институты направлены на среднестатистического потребителя, формируя на разных этапах жизни его мышление, вкусы и предпочтения. Пытаться избежать обезличивания в данном случае практически невозможно. Наиболее простой доступный способ, которому обычно следуют – это попытки изменения имиджа, что проявляется в выборе индивидуальных аксессуаров, представляющих личность; отказе от слепого подражания моде; отсутствии культа брендов в мире вещей. [5]

Медиапространство имеет большой манипулятивный потенциал. Его активно используют разновекторные силы для использования общественного сознания в своих целях. Итогом манипулятивного воздействия служит результат: функциональный – когда исходная цель достигнута, дисфункциональный, когда эффект от применяемого средства строго противоположный, нефункциональный, иными словами, неликвидный, а также афункциональное воздействие, как полное отсутствие какого либо явления.

Зачастую медиа вызывают негативные, и даже панические настроения, поскольку индивид теряется в больших потоках информации, что ведет к пессимизму, различным страхам и опасениям, либо наоборот, к чрезмерному оптимизму, приводящему к завышенным ожиданиям и впоследствии к разочарованиям. Специалисты уже констатируют зависимость пользователей медиапространства от продукции медиазоны, превращение их в обитателей виртуальной среды, зависимость от которой не меньшая, чем от химического допинга. Все это приводит к ослабеванию социальных барьеров и разрушению социальной стойкости молодого поколения. Технологии манипуляции делают человека похожим на друших как две капли воды. Нужные сетевым властелинам типажи распространяются в медиапространстве, расходясь миллионными тиражами, а основной массе пользователей, не очень глубоко чувствующей и не очень много знающей, всегда проще  и удобней быть как все. [3]

 

Список литературы:

  1. Бузин, В. Н. Уровни управления российским медиапространством / В.Н. Бузин // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 1. С.121-125.
  2. Беловешкин, А. «Деиндивидуализация (обезличивание): как мы обезличиваем себя». 12 авг. 2015 г http://www.beloveshkin.com/2015/08/
  3. Капра, Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Ф. Капра; Пер. с англ. под ред. В.Г. Трилиса. – Киев: София; М.: Гелиос, 2002. – 336 с.
  4. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Мейерс. Спб.: Прайм-Еврознак,2002. - 512 с.
  5. Малых, Г.И. «Деиндивидуализация личности в обществе» / Г.И, Малых. Москва. 2008.-125с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.