Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2017 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ СТРАХА В ФИЛОСОФИИ
Страх как одна из наиболее ярких форм отношения человека к действительности всегда был интересен философам. Оценка этого эмоционального состояния у представителей различных философских школ и направлений отличается порой до противоположности.
В идеалистической теории Платона из-за представления о бессмертии души страх смерти признавался несостоятельным. Страх только способен затмить разум человека мрачными мыслями, тем самым, исказив подлинные представления о жизни после смерти. То, что душа бессмертна, является условием освобождения для человека от тяжких сомнений, следовательно, и от страха пред лицом смерти.
Эпикур, будучи представителем античного материализма, считал, что страх смерти можно преодолеть лишь с помощью занятия человека философией. Ведь исключительно философский разум в состоянии противостоять страху перед неизвестным и непосредственно непознаваемым.
Стоики же считали, что страх относится к наиболее важным проявлениям страстности человеческой души. Поэтому они описывают многочисленные формы выражения страха в зависимости от интенсивности его проявления: робость, стыд, ужас, испуг, потрясение, мучение [8].
Но все эти школы сходятся в одном: страх может быть губителен для человека, если поддаться его власти. А победа над ним подобна постижению истины. Только разум в силах избавить человека от страха перед лицом смерти.
В философии средневековья природа страха получает новую интерпретацию. Средневековые философы выделяют две основных его формы. Первая форма – это тот страх, который является результатом греховной сущности человека. А вторая форма – это душеспасительный страх пред лицом Господа, он помогает избавиться человеку от греховных мыслей, обрести истинный путь в ожидании и надежде на предстоящую встречу с Богом.
Развитие научных представлений о биологическом происхождении человека определило понимание сущности страха как природного явления. Зигмунд Фрейд считал, страх возникает как результат тревоги, испытываемой человеком в различных стрессовых ситуациях. Фрейд дифференцирует реальную и невротическую тревоги, предполагая, что первая – это ответ на угрозу извне, а вторая – это ответ на раздражение, действующее изнутри. Причинами данных угроз являются впечатления, переживаемые человеком. В основе же жизненных впечатлений находятся наши влечения. Испытываемые угрозы порождают у человека чувство бессилия. Чем чрезвычайней ситуация, тем больше чувство бессилия. По мнению З. Фрейда, биологическая сущность тревоги связана с тем, что самая первая опасность в жизни человека определяется актом его рождения [7].
Подход Фрейда, слишком однозначный, пытались преодолеть его последователи. Они делали акцент на проявлениях тревожного состояния человека, связанных с социумом. А. Адлер рассматривал чувство неполноценности, испытываемое человеком, как первопричину возникновения тревожного состояния. По его мнению, это порождает стремление к возмещению. Чувство ущербности, которое проявляется на протяжении всей жизни практически у каждого, формируется еще в детском возрасте: ребенок, чувствует свою беспомощность, растерянность и зависимость от других, потребность в поддержке, ищет недостатки в себе, постоянно хочет что-то делать, стремится сравниться в достижениях и возможностях с другими и достигнуть уровня совершенства [1, c. 23].
К. Хорни предполагала, что тревожное состояние взрослого человека – это не инфантильный ответ, а постепенный рост детских переживаний. Из-за этого К. Хорни делала акцент на изучении влияния первых детских впечатлений на дальнейшее проявление тревожного состояния. Взаимоотношения между детьми и родителями чаще всего является первопричиной формирующихся тревог. Если мать относится к ребенку критически, то у него появляются различные детские психологические травмы, которые в дальнейшем закрепляются как постоянные переживания страха, даже при отсутствии неблагоприятных условий. Такой страх понимают как базальную тревожность – состояние, лишающее человека уверенности в своих силах, способствующее порождению недоверия и формирования враждебности по отношению к людям.
Другой вид тревоги К. Хорни описывает как реальную. Особенности этой тревоги предопределены спецификой культуры. Отличие между двумя видами тревог проявляется в том, что невротик не в состоянии преодолеть тревогу, так как ее первопричина кроется в персональных особенностях жизни человека, а вот здоровый человек вполне в состоянии противостоять тревоге [6].
В то же время невротическая тревожность может проявляться и у здоровых людей. Сам характер социальных взаимоотношений порождает соперничество, конфликты и другие социальные противоречия.
Описанные подходы описывают страх как откровенно биологическое и физиологическое явление, не имеющее никакого отношения к философии. Но стремление разобраться в сущности человека, характерное для философии XX века, стало причиной иной интерпретации природы страха.
Особое место категория страха занимает в философии экзистенциализма. Впервые это состояние человека было проанализировано C. Кьеркегором в 1844 г. в работе «О понятии страха». Основатель экзистенциализма утверждал, что именно свобода выбора, ее необходимость порождает страх и тревогу в человеке. «Когда я вижу свои возможности, — писал С. Кьеркегор, — я испытываю тот страх, который есть головокружение от свободы. И свой выбор я делаю, будучи охвачен страхом и трепетом» [3, c. 52].
Философы-экзистенциалисты дифференцируют состояния страха и боязни. Боязнь предусматривает присутствие какой-то конкретной угрозы. К примеру, люди боятся реальных обстоятельств, событий, ситуаций, явлений. Причина боязни всегда определена.
Природа страха и его причины заключаются в другом. Причины, вызывающие страх (тоску, ужас, жуть), не могут быть точно обозначены. Человек не в состоянии даже сказать, что его пугает. Именно в этой неопределенности, неконкретности заключается главная особенность страха. Это чувство может возникнуть без какой-то определенной и весомой причины.
В результате человек не в состоянии противостоять страху, т.к. его источник неизвестен. В такой ситуации человеку кажется, что угроза приближается абсолютно со всех сторон и столкновения с ней невозможно избежать, потому что не понятно, что является первопричиной и от чего нужно избавляться.
М Хайдеггер причиной страха понимал бытие – присутствие. Он различает состояния страха и ужаса. Если ужас парализует человека, лишает его возможности четко думать и говорить, то страх выявляет конечную цель нашего существования – смерть [5].
Ж.-П. Сартр различает два вида страха: экзистенциальный страх и страх перед самим собой. Второй можно перебороть, принимая и осмысливая чувство отчаяния как ответственность за все, что происходит с нами. И опять же этот страх обусловлен необходимостью выбора, который должен желать каждый из нас. Лишь совершая личный выбор, мы утверждаемся как личности. Только выбор делает нашу жизнь значимой и наполняет ее смыслом [4].
Самый главный выбор, стоящий перед человеком – это выбор между жизнью и смертью. Поэтому проблемы самоубийства и абсурдности человеческого существования занимают центральное место в философии экзистенциализма. Именно решение этих проблем определяет выбор между добром и злом.
А. Камю считал, что страх можно преодолеть через осознание абсурдности человеческой жизни. Формой противостояние этому абсурду может стать метафизический бунт. Осмысленность абсурдности собственного существования и страх смерти порождают еще одну важную философскую проблему – одиночество отдельного человека. Ведь именно «угроза смерти, нависающая над нашим существованием, стерилизует все» [2, c. 173]. Ничто не может преодолеть чувство страха: ни религиозная вера, ни любовь. Только истинная вера – вера в человека – может стать опорой в нашем противостоянии миру.
Таким образом, в рамках философского понимания предпринимается попытка осмыслить природу страха, в котором, с одной стороны, проявляется слабость человека перед миром, его уязвимость. Но, с другой стороны, исследование сущности и механизмов страха позволяет человеку более полно осознать собственную природу и даже в страхе обрести силы и возможности для самоопределения и самоутверждения в бесконечной Вселенной.
Список литературы:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Академический проект, 2002. 240 c.
- Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. - 416 с.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 103 с.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. М.: Прогресс, 1995. 440 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Академический проект, 2006. 225 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. 355 с.
- Эпикур. Из письма к Менекею // Антология мировой философии. В 4 томах. Т. 1. Ч. 1. М.: Мысль, 1969. С. 354-355.
отправлен участнику
Оставить комментарий