Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 апреля 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кетова В.Н. ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ДЕТЕЙ РФ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(51). URL: https://sibac.info/archive/social/4(51).pdf (дата обращения: 04.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 51 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ДЕТЕЙ РФ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Кетова Виктория Николаевна

магистрант 2 курса юридического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»,

РФ, г. Киров

Сучкова Татьяна Евгеньевна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры трудового и социального права юридического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»,

РФ, г. Киров

Семья – одна из важнейших ячеек современного общества, способствующая социализации ребенка. Конституцией РФ в ч. 1 ст. 38 гарантирована ее защита государством [6].

В связи с различными жизненными обстоятельствами может сложиться ситуация, когда ребенок остается без попечения родителей, то есть фактически – вне биологической семьи. В таких случаях Семейным кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ) в качестве приоритетного способа устройства ребенка предусмотрено усыновление (удочерение) ребенка в замещающие семьи не только гражданами России, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства [8].

Несмотря на снижение процента усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства, возникающие на практике проблемы требуют их законодательного урегулирования в целях предотвращения нарушений прав и законных интересов каждого ребенка, являющегося гражданином РФ.

Представляется, что реформирование в указанной сфере общественных отношений необходимо начать с ратификации Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления [5], дискуссии по которой ведутся с момента ее подписания Россией еще в 2000 году.

Ратификация указанной конвенции важна, прежде всего, в том аспекте, который возлагает на центральные органы, назначенные в иностранных государствах компетентными и уполномоченными осуществлять усыновление, обязанность контролировать сам процесс усыновления. Вместе с тем общеизвестно, что на сегодняшний день одной из насущный проблем, возникающих в результате усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами, является отслеживание их судьбы в принимающем государстве. Решению этой проблемы также будет способствовать ратификация указанной конвенции, возлагающая на соответствующие органы обязательства по контролю судьбы усыновленного (удочеренного) ребенка после его переезда в страну, гражданами которой являются усыновители.

Требуется внесение изменений также в ст. 165 СК РФ в части, касающейся усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами тех государств, с которыми заключены межгосударственные соглашения. Данное предложение в полной мере учитывает сложившуюся практику в области усыновления (удочерения), в силу которой наибольшее количество усыновлений (удочерений) приходится именно на те государства, с которыми такое соглашение, носящее двусторонний характер, подписано. На сегодняшний день это договоры с Италией [1], Францией [3] и Испанией [2]. Подобная практика существует и в странах ближнего зарубежья, а именно – в Республике Казахстан, ч. 5 ст. 84 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» которого прямо закрепляет положение о том, что усыновление детей иностранцами разрешается лишь гражданам страны, имеющей равнозначные с Республикой Казахстан международные обязательства в сфере защиты прав и интересов детей [4].

Помимо этого, следует запретить независимое усыновление, осуществляемое иностранными гражданами и лицами без гражданства самостоятельно, посредством прямого закрепления в ст. 165 СК РФ положения, согласно которому усыновление (удочерение) детей – граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства возможно только через аккредитованные органы и организации. Даже учитывая тот факт, что усыновлений (удочерений), проводимых в независимом порядке не так много, а в некоторых регионах России подобная практика вообще отсутствует, рычаги воздействия в сфере контроля за условиями жизни усыновленных (удочеренных) российских детей при таком усыновлении (удочерении), практически отсутствуют, что существенно затрудняет получение соответствующих сведений об их жизни и воспитании. Стоит отметить и тот факт, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации действует большее количество представительств тех органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей, с которыми заключено двустороннее соглашение о сотрудничестве в указанной области.

Кроме того, одной из проблем, возникающей на стадии судебного рассмотрения дела об усыновлении (удочерении) детей – граждан РФ иностранными гражданами, является установление содержания норм иностранного права.

Так, ст. 166 СК РФ обязывает суды устанавливать содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Возникает вполне резонный вопрос, каким образом это должен сделать судья, даже не владеющий языком, не говоря уже об официальных позициях по применению права в конкретном государстве.

Конечно, есть и другие пути установления содержания норм иностранного права. В качестве таковых СК РФ называет обращение за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции Российской Федерации и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечение экспертов.

Тем не менее, в результате анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Минюста [7, 9], можно сделать вывод, что, по крайней мере, напрямую в них нет упоминаний о подобных функциях; отсутствуют в них и сроки, в течение которых министерство должно ответить на запрос суда и т.п.

Суд может обратиться с целью установления содержания норм иностранного права в другие компетентные органы. Но вопрос о конкретных органах, которые могли бы оказать содействие в установлении содержания норм иностранного права, остается законодательно неразрешенным.

Таким образом, в современном законодательстве способы установления содержания норм иностранного права хоть и закреплены, но не имеют действенного механизма реализации на практике, что свидетельствует о необходимости активизации работы в указанном направлении, в частности, путем детальной регламентацией процедуры обмена информацией о содержании норм права договаривающимися государствами в соглашениях о сотрудничестве в области усыновления (удочерения).

Представляется необходимым акцентировать внимание и на Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», норма ч. 1 ст. 26 которого позволяет по заявлению усыновителей прекратить гражданство ребенка Российской Федерации [10].

Во-первых, несмотря на то, что прекращение гражданства допускается только при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства, в действительности гарантий этому нет. Связано это, прежде всего, с тем, что при вывозе ребенка из Российской Федерации, становится затруднительно выяснить, стал ли ребенок гражданином страны его усыновителей. Вполне вероятно, что может возникнуть риск того, что ребенок, гражданство России которого прекратилось, станет лицом без гражданства.

Во-вторых, указанное положение на практике приводит к тому, что отследить дальнейшую судьбу усыновленного (удочеренного) ребенка становится невыполнимой задачей для органов государственной власти, консульских учреждений и дипломатических представительств.

Указанное свидетельствует о необходимости внесения изменений в ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и изложении ее в следующей редакции: «1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению ребенка при достижении им возраста восемнадцати лет». Представляется, что указанное снимет ряд проблем, возникающих при усыновлении (удочерении) российских детей иностранными гражданами.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что нормы, регламентирующие усыновление (удочерение) детей – граждан РФ иностранными гражданами требуют определенной трансформации. Несмотря на то, что закон не может исчерпывающе регулировать возникающие отношения, необходимо стремиться адаптировать законодательство к динамично меняющимся условиям общественной жизни, в особенности, в сфере защиты прав и законных интересов детей.

 

Список литературы:

  1. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Подписан в г. Москве 06.11.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 5. – Ст. 462.
  2. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Подписан в г. Мадриде 09.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 15. – Ст. 2202.
  3. Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Подписан в г. Москве 18.11.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 46. – Ст. 6260.
  4. Кодекс Республики Казахстан от 26.11.2011 г. № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (по состоянию на 09.04.2016 г.) [Электронный ресурс]. – URL : http://online.zakon.kz/ (дата обращения 10.04.2017).
  5. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Заключена в г. Гааге 29.05.1993) // Международное частное право. Сборник документов. – М.: БЕК, 1997. – С. 712-720.
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  7. Приказ Минюста России от 27.01.2010 № 8 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2010 № 16096) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 13.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
  9. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 13.04.2017) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 42. – Ст. 4108.
  10. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 51 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий