Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 марта 2017 г.)
Наука: Философия
Секция: Религиоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ЖЕНЩИНА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Место женщины в христианском вероучении.
Чтобы проследить историю формирования идеала конкретной женщины нам нужно обраться к главной книге христианства - Библии. Бог сотворил мир и создал человека по образу своему и подобию, он позволил властвовать человеку над всеми остальными животными.
Можно выделить основные моменты, относящиеся к теме данной работы, такие как: сотворение Евы из ребра Адама, искушение Евы дьяволом в образе змея, грехопадение Адама и Евы, возложение вины за грехопадение на Еву, так как она поддалась уговорам змея и вкусила плод с древа познания добра и зла. С грехопадением первых людей связано изгнание их из рая и изменение природы человека: в мир пришли болезни и зло, человек стал смертен и несовершенен. Наказание Адама состояло в тяжелом труде по добыванию пищи.
Наказание Евы заключалось в болезненном рождении детей, в вожделении к своему мужу и в господстве мужчины над женщиной. Выстраивается иерархия подчинения, в которой женщина занимает второе место после Адама. «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж» [2,I Кор. 11:3].Брак считается таинством церкви, основная его цель - избавление от греховных помыслов и рождение детей.
Женщине не дозволяется проповедовать в церкви и писать на религиозные темы. «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» [2,I Тим. 2:12]. Закрепление подчиненного и второстепенного положения женщины связано с возложением на неё вины за грехопадение. «Ведь именно ты по наущенью дьявола первой нарушила божественную заповедь, сорвав с запретного дерева плод. Именно ты соблазнила того, кого не сумел соблазнить дьявол. Ты с легкостью осквернила человека, это подобие Бога; наконец, исправление вины твоей стоило жизни сыну Божьему»[10, c. 345].
Трансформация образа женщины происходит после непорочного зачатия и рождения Иисуса Христа Девой Марией. Если образ Евы связан с грехопадением и злом, то образ Девы Марии- с целомудрием и спасением человечества, с рождением Иисуса Христа. Образ ветхозаветного Адама, неразрывно связанный с тяжелым трудом противопоставляется образу новозаветного Адама - Христу, принесшего себя в жертву ради спасения всего человечества.
Таким образом, можно выделить несколько гендерных ролей в христианском вероучении: женщина-жена, женщина-мать, целомудренная женщина - дева, женщина-спасительница человечества. Эти гендерные роли находят свое воплощение в отдельных средневековых женщинах, хотя конечно чаще доминировала роль женщины-жены и женщины-матери. Большинству женщин предписывается следовать идеалу Евы - покорной жены и заботливой матери.
Также кроме брака можно выбрать другой путь - монашеской жизни, женщина сохраняет свое девство и живет аскетической жизнью, становится невестой своего духовного жениха - Иисуса Христа. Таким образом, два эти пути - заключение брака или монашеский путь признаются в христианстве, они оба ведут к спасению души - к главной цели каждого христианина. Мы проанализируем, как соотносятся между собой эти гендерные роли в средневековых женщинах.
Культ Прекрасной Дамы: истоки формирования.
Культ Прекрасной Дамы возникает в среде рыцарства, он связан с распространением культа Девы Марии. Дева Мария занимает большое положение в католической церкви, так как именно она была избрана Богом для рождения Иисуса Христа. К ней обращаются с молитвами и просьбами, она защищает людей от болезней и войн.
Прекрасная Дама-это обычная земная женщина, обладающая духовными совершенствами. Можно выделить основные черты необходимые Прекрасной Даме: невероятная внешняя красота, недоступность для рыцаря, высокое социальное положение, знатность и материальная состоятельность.
В культе Прекрасной Дамы происходит соединение идеала возвышенной духовной любви из христианства и эротического элемента из античности.
Эротический элемент преобразуется и находит свое выражение в поэтических сочинениях рыцарей. « Для мужчины, глубоко любящего и уважающего женщину, была невозможна сама мысль о половом акте, поскольку она оскверняла его чувство вследствие нечистоты полового акта; поэтому его любовь находила свое выражение в поэзии, которая естественно носила символический характер»[7, c. 95].
Мужчина без дамы сердца не мог считаться рыцарем, так как служение Прекрасной Даме - это одна из обязанностей благородного рыцаря. Достойное служение Прекрасной Даме было необходимо для рыцарей, так как оно связывалось с развитием духовных способностей рыцаря.
Куртуазная любовь строилась на следующих принципах: на невозможности любви в браке, так как он заключался по расчету, на верности Прекрасной Даме, на необходимости выполнения ее капризов и пожеланий.
Прекрасная Дама может подарить рыцарю подарок - кольцо, улыбку, перчатку в благодарность за преданное служение.
Женщины и религия в средневековом обществе.
В этой главе мы рассмотрим роль женщины в средневековом обществе через анализ жизненных путей отдельных женщин, таких так: Элоиза Фульбер, Хильдегарда Бингенская, Маргарита Поретанская, Жанна Д Арк, Кристина Пизанская. История жизни этих женщин была полна трудностей и страданий. Можно сказать, что каждая из них бросала вызов современному им обществу. Католическая церковь определяла всю жизнь человека, любое отклонение от догм и обрядов расценивалось как ересь. Еретик считался нарушителем общественных устоев, ересь оценивалась как преступление против престола.
Элоиза Фульбер известна нам как супруга и ученица Пьера Абеляра, как женщина - философ. Элоиза Фульбер получила достойное образование для того времени и обладала пытливым умом. Её дядя Фульбер разглядел в ней способности к наукам, поэтому решил её подготовить к преподавательской деятельности. Для занятий с девушкой был приглашен Пьер Абеляр.
Любовная связь возникает между молодыми людьми и последующая беременность Элоизы вынуждает Пьера тайно заключить с ней брак. Для Элоизы была важна репутация Аберяла, а брак с ней мог сильно испортить её - лишить его возможности заниматься преподавательской деятельностью. Поэтому Элоиза решает уйти в монастырь. Злость дяди Фульбера за испорченную судьбу девушки выливается в оскопление Пьера Абеляра. Оскопление не позволяло занимать высшие духовные должности.
Драматичная история любви Элоизы и Пьера Абеляра привела Элоизу в монастырь. Жизнь Элоизы и Пьера Абеляра была наполнена трудностями и переживаниями. Изучая их переписку, мы можем заключить, что они сохранили друг к другу теплые чувства.
По первой версии, у Элоизы не было склонности к монастырской жизни, но она приняла решение уйти в монастырь, тем самым пожертвовав своей жизнью ради любви к Пьеру Аберяру. Можно отменить, что Элоиза была сильным духом человеком, обладала терпением и состраданием, то есть всеми христианскими качествами. В жизни Элоизы можно выделить две гендерных роли: женщина - монахиня и женщина - спасительница. По второй версии, уход Элоизы в монастырь связан с желанием обрести независимость от мужчин. « Монастырская жизнь делает женщину независимой от мужчины: некоторые аббатисы обладают большей властью, Элоиза как аббатиса прославилась не меньше, чем как возлюбленная»[3, c. 140]
Другая женщина - Хильдегарда Бингенская известна нам как настоятельница-аббатиса монастыря, писательница и композитор. Также она оставила некоторые сочинения по медицине и траволечению. Хильдегарда Бингенская имела склонность к монашеской жизни, много молилась и трудилась в монастыре. Её начинают посещать мистические видения - через вспышки света ей являются образы ангелов. В религиозных видениях с ней общаются Дева Мария и Иисус Христос. «Совершилось... что огнистый свет с величайшим блистанием сошел из разверстых небес, затопил весь мой мозг и воспламенил все мое сердце и всю мою грудь как бы пламенем, притом не только сияющим, но и согревающим, как согревает солнце ту вещь, на которую изливает лучи свои; и я немедля уразумела изъяснение смысла книг, то есть Псалтири, евангелий и прочих кафолических писаний, как Ветхого, так и Нового Завета»[1, c. 1].
Мистические откровения, сообщаемые ей ангелами, убедили Хильдегарду в её избранности Богом. Необходимо было письменно зафиксировать услышанное и увиденное ею. Женщине в то время не дозволялось писать на религиозные темы, однако пламенная речь Хильдегарды и вера в собственные видения, убедила епископа дать ей разрешение записывать видения. Первая книга, написанная Хильдегардой, называлась « Путеведение, или познание путей Господних» и включала в себя тексты религиозных видений, песнопений, духовных стихов. Религиозная поэзия Хильдегарды наполнена символическими образами, чаще всего в стихотворениях описывается преображение природы человека и общение с Богом.
«Ассоциативные ходы, на которых построены стихотворения Хильдегарды, подчас невероятно сложны и глубоки, но никогда не произвольны; они неизменно укоренены в традиции»[1, c. 1]. Католическая церковь признала божественное дарование Хильдегарды, к её сочинениям обращались Папы, а в 2012 году Хильдегарду признали святой.
Судьба следующей французской монахини-бегинки Маргариты Поретанской сложилась трагично. Она искренне верила в свои убеждения и не отказалась от них. Она известна нам тоже как мистическая писательница, но в отличие от Хильдегарды Бингенской, её взгляды сильно расходились с официальной доктриной католической церкви.
Её трактат « Зерцало душ человеческих» - духовное руководство для души человека, которая проходит в своем совершенстве семь ступеней благодати для слияния с Богом.
Основная мысль этого трактата заключалась в том, что чтобы приблизиться к Богу - церковь не нужна, а необходима только любовь к Богу. Душа, достигшая совершенства, не нуждается в таинствах церкви. Эти идеи расценивались как ересь и подлежали наказанию. Маргарите Поретанской было запрещено зачитывать свою книгу публично. Несмотря на страх казни, Маргарита Поретанская продолжила писать свои религиозные размышления и зачитывать их другим людям. Инквизиция устроила ей допрос, но Маргарита Поретанская не отказалась от своих сочинений. Она была убеждена в истинности своих сочинений и не покаялась в ереси. Маргариту Поретанскую сожгли на костре, но сочинения её до сих пор можно прочитать.
Образ Жанны Д Арк неразрывно связан с историей Франции во времена Столетней войны в умах и сердцах большинства людей. Жанна Д Арк стала одним из значимых и популярных символов Парижа. «Весьма впечатляет то внимание, которым пользуется Жанна Д Арк во всем мире: в самых разных странах стремятся знать обо всем, что ее касается.»[8, c. 4]. В литературе нам известна сатирическая пародийная поэма Вольтера « Орлеанская девственница». К образу Жанны Д Арк обращаются писатели, музыканты и художники. Также её образ находит свое многочисленное выражение в массовой культуре. Романизированное представление о Жанне Д Арк как о храброй деве-воине широко представлены в современном кинематографе и компьютерных играх.
В её образе находят воплощение два аспекта: целомудренной девы и заступницы-воительницы. Жанна Д Арк уподобляется Деве Марии, спасающей родную Францию от врагов. «Позже жители Орлеана захотят объяснить себе чувства, охватившие их, когда появился этот слух: "Говорили, что она послана Богом, чтобы снять осаду с города. Ведь враг, осаждавший город, поставил жителей в такое положение, что они не знали, к кому обратиться за помощью, кроме как к Богу»[8, c. 2].
Сама Жанна Д Арк глубоко верила в свое великое предназначение, много и искренне молилась Богу. Во времена сражений на поле боя Жанна Д Арк была одета в мужскую воинскую одежду, так как она играла роль предводителя войска. Личность Жанны Д Арк была овеяна божественной милостью, она выживала после многочисленных ранений.
После бургундского плена Жанна Д Арк была передана англичанам и обвинена в ереси. Христианская традиция предписывает строгое разделение по ношению одежды между мужчинами и женщинами. Поэтому, обвинение Жанны Д Арк в ношении мужской одежды расценивалось как отступление от предписаний христианства, как связь с дьяволом. У неё изначально не было выбора: одеть мужскую одежду или выйти обнаженной к людям - все равно обвинения в богоотступничестве было не избежать. Обман Жанны Д Арк епископом и сожжение на костре завершили её земной путь, она до конца оставалась мужественной и уверенной в своей невиновности.
Другая француженка итальянского происхождения - Кристина Пизанская считается первой феминисткой. Она первая стала зарабатывать писательской деятельностью, её произведения посвящены осмыслению отношений между мужчинами и женщинами в феминистическом духе. « То, что удалось Кристине Пизанской,- поразительная случайность - да и она решилась зарабатывать на жизнь литературным трудом, лишь оставшись вдовой, обремененной детьми»[3, c. 140]. Основные работы Кристины Пизанской: « О граде женском», « Пятнадцать радостей брака».
В средневековье разгорается спор вокруг популярного тогда «Романа о розе», написанного Гийомом де Лорри, а затем продолженного Жаном де Мёном. Авторы этого произведения рассматривают природу женщины как изначально низменную и порочную. Они считают, что женщинам выгоден брак, так как они с помощью него порабощают несчастных мужчин. Кристина Пизанская защищает женщин, упрекает мужчин в их себялюбии, считает недопустимым такое агрессивное отношение к женщинам. В произведении « Пятнадцать радостей брака» Кристина Пизанская описывает стереотипы о женщинах и жалеет бедных женатых мужчин. «И вот одолевают злосчастного мужа заботы да мучения, ибо приходится ему теперь бегать да рыскать повсюду, разыскивая для своей половины то, что ей по вкусу; и ежели она упустит из рук булавку, он со всех ног кидается эту булавку поднимать, дабы не повредила она себе, нагибаясь; и хорошо еще, ежели повезет мужу отыскать для дамы такое яство, какое ей понравится, а то, бывает, измучится бедняга вконец, пока добудет подходящее»[5, c. 14] Важно отменить, что спор о природе женщины перерастает потом в антифеминистический дискурс. Брак связывается с тяжелым бременем содержания женщин и многочисленных детей. На самом деле спор этот лишь косвенно касается женщин. Никто и не помышляет добиваться предоставления им какой-то другой роли в обществе. «Скорее речь идет о противопоставлении жизни клерка положению женатого человека; иными словами, речь идет о мужской проблеме, возникшей из-за двусмысленного отношения Церкви к браку» [3, c. 142].Симона де Бовуар в своей книге « Второй пол» осмысляет историю жизни Кристины Пизанской, считает её смелой и независимой для своего времени.
В другом своем произведении « О граде женском» Кристина Пизанская отстаивает идею об изначально одинаковых способностях у мужчин и женщин. Женщины могут внести достойный вклад в мировую культуру, благодаря социальному равноправию между полами. Кристина выступает за необходимость получения женщинами образования. «Из-за зависти подвергают нападкам женщин и те злоязычные мужчины, которые, испытав на себе, поняли, что многие женщины умнее и благороднее их, и будучи уязвленными, преисполнились к ним презрения. Побуждаемые завистью и высокомерием, они набрасываются с обвинениями на всех женщин, надеясь умалить и поколебать честь и славу наиболее достойных из них»[5, c. 219]. Кристина Пизанская отстаивает права женщин участвовать во всех сферах социальной жизни, выступает за право женщин получать образование. Образование способствует эмансипации женщин, развитию творческого потенциала. Сочинения Кристины Пизанской сыграли значительную роль в становлении феминистического дискурса, они вдохновляли и вдохновляют борцов за права женщин.
Заключение.
Итак, проанализировав представления о природе и общественном положении женщины в средневековье и сопоставив их с современным положением дел можно сделать следующие выводы:
Во-первых, место женщины рассматривалось через предписания христианской традиции. В Библии и в сочинениях Св. Отцов мы находим строго отводимое место женщине, связанное с подчинением мужу и с рождением детей. Таким образом, женщина реализуется только через рождение детей в семье, другие же сферы социальной жизни для нее остаются закрытыми.
Можно выделить несколько женщин с интересной судьбой, каждая из них по-своему нарушила эти доминирующие в обществе представления : образованная Элоиза, мудрая Хильдегарда Бингенская, непримиримая в своих взглядах Маргарита Поретанская, храбрая Жанна Д Арк , первая феминистка Кристина Пизанская. Но все же в обществе доминировало представление о женщине как о мягкой и покорной, глупой и слабой. Женщина должна служить своему мужу как господину, потому, что её природа низменна и порочна - вот общее представление в умах людей в средневековье.
Во- вторых, благодаря этой социокультурной модели и массовым стереотипам у женщин не возникает протеста против патриархального устройства общества. Воспитание мальчиков существенно отличается от воспитания девочек, девочек чаще всего готовят к успешному замужеству, а к не будущей профессиональной карьере.
В-третьих, сексизм и четкое разделение мужчин и женщин по отводимым им социальным ролям, дискриминирует как мужчин, так и женщин. Общество ожидает от людей следования многовековым стереотипам поведения, несогласные им следовать считаются маргиналами и изгоняются из социальной жизни.
В- четвертых, несмотря на получение прав, женщина все еще не освободилась от давления общества с навязчивыми призывами к материнству. Обществом женщина по-прежнему воспринимается как будущая мать, а не как профессионал своего дела. В современном мире мы не избавились от овеществления женщины. Тело женщины превратилось в продукт потребления в СМИ.
Список литературы:
- Аверинцев С. Поэзия Хильдегарды Бингенской (1098-1179)/ «Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков»,- М.: Наука, 1972 [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/germany/averincev-poeziya-hildegardy-bingenskoj.htm(дата обращения 18.12.2016)
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.-М.: Российское библейское общество, 2007.
- Бовуар С. де. Второй пол. Этика подлинного существования/ под общ. Ред. С. Айвазовой; пер. с фр. А. А. Сабашниковой.- СПб.: Алетейя,2015
- Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции XII века // Одиссей. Человек в истории.- М.,1990
- Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде женском» // «Пятнадцать радостей брака» и др. сочинения французских авторов XIV—XV вв.- М., 1991.
- Орлова Н. Х. О чем молчал Адам. Гендерное измерение христианской антропологии, 2012.
- Рассел Б. Брак и мораль/ Бертран Рассел; ( пер. с англ. Ю. В. Дубровина).- М.: АCT,2015
- Режин Перну, Мари-Вероник Клэн. Жанна дАрк./ Пер. Т. Пошерстник, О. Ивановой.- М.: Прогресс - академия, 1992
- Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. И: Юнона. 1999.
- Тертуллиан. О женском убранстве // Тертуллиан. Избр. соч. М.,1994.
отправлен участнику
Оставить комментарий