Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 марта 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ильин В.А. ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(50). URL: https://sibac.info/archive/social/3(50).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 76 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ

Ильин Валерий Александрович

студент, строительный факультет, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Брысина Татьяна Николаевна

научный руководитель,

д-р филос. наук, проф. кафедры “Философия”, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества - основанного на производстве, к постиндустриальному, также называемому информационным - основанном на производстве и перераспределении знаний. Исследования информационного общества социально-философской направленности - его структуры, особенностей становления и развития осуществлены в трудах Э. Тоффлера «Третья волна», И. Масуды «Информационное общество как пост­индустриальное общество», М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» и пр. Эти авторы рассматривают новое общество в целом во взаимосвязи его сторон, личности, культуры, технологии, экономики и т.д., а также учитывают ценностные критерии и нормативные ориентации. Данные, уже ставшие фундаментальными, труды задают мировоззренческие, ценностные ориентиры научно-теоретического анализа современного общества в целом, а также процессов познания в частности.

Так, М. Кастельс утверждает, что переход к обществу информационной эпохи не охватывает только лишь техническую и экономическую сферы общества. «Он также охватывает мораль, культуру, идеи, а также институциональную и политическую структуру общества. Он означает подлинную трансформацию всей человеческой жизни» [2]. Концепция сетевого общество Кастельса - это понимание информации как основы социальной организации общества: социальные структуры представлены как сетевые структуры. Растущие оперативность, мобильность и гибкость, затронувшие все сферы жизнедеятельности человека, делают возможным и естественным переход к сетевым формам социальной организации. В связи с этим вполне логично и закономерно, что трансформации подвергся и процесс познания.

В информационном обществе ценность знаний, а также способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире число книг и компьютерных сайтов увеличивается сотнями и даже тысячами, а доля оцифрованной информации исчисляется миллионами терабайтов. В данных условиях вопросы познания приобретают все большую значимость, следовательно, гносеологическая проблематика не теряет актуальности и по сей день.

Мне, как магистранту, очень интересно исследование проблемы формирования опыта научного исследования в современном сетевом обществе, ведь сегодня в мире, перенасыщенном информацией, все сложнее определить структуру, закономерности и эталоны процесса познания. Целью написания статьи является поиск основополагающих принципов для успешной научной деятельности студентов.

Способность к научному познанию, как исследованию окружающей действительности с целью более эффективного существования и не только приспособления к изменяющемуся миру, а также его преобразованию, присуща каждому индивиду как неповторимому представителю человеческого рода от рождения. При этом выраженность и нацеленность на познание миробытийных конструктов проявляется в разной степени у отдельных субъектов. Рассмотрим же познание с позиции трех основных законов диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

Познание можно рассматривать как взаимодействие единства и борьбы противоположностей: будучи тождественным по своей сути, оно включает в себя такие достаточно серьезно отличающиеся друг от друга компоненты, как чувственность и рациональность, теория и практика и пр.

Одна из закономерностей познания заключаются в том, что исторически и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Познание количественной стороны системы есть ступень более глубокого знания этой системы. Однако справедливо и обратное утверждение: количественное накопление знаний вызывает и качественно новые умозаключения субъекта познавательной деятельности.

Исключением не является и закон отрицание отрицания: преемственность поколений определяется не только осмыслением вновь всего то, что уже накоплено, создано, осмыслено предыдущими поколениями, но и, основываясь на их наследии, идет дальше в познании действительности, качественно развивая, взаимообогащая, совершенствуя накопленные знания. Синтез «преемственность-инновации» на определенном витке исторического развития и обусловливает выживание, гармоничное функционирование человечества в мироустройстве бытия [1].

Таким образом, можно выделить первый принцип современного научно-исследовательской деятельности студентов – соответствие трем основным законам диалектики.

После анализа 4,5 лет собственной научной деятельности, а также других студентов, можно сделать вывод, что более эффективное формирование стремления к научному познанию студентами в рамках образовательного процесса происходит благодаря двум катализаторам:

1) в процессе учебно-познавательной деятельности осуществляется стимуляция преподавателями-наставниками, их мотивирование к исследовательской работе и управление научным потенциалом обучающихся;

2) в рамках самостоятельной поисковой деятельности научного характера, вызванной собственным интересом.

При их грамотном синтезе обеспечивается максимальная вовлеченность студентов в разнообразные виды научной работы как одного из видов творческого самовыражения и самореализации в науке. Таким образом, вторым принципом можно выделить использование интегративного синтеза «учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студента». Однако данный принцип, как и первый, был заложен задолго до начала формирования информационного общества.

Современные студенты весьма отличаются от студентов предыдущих поколений не только с точки зрения их стиля мышления и особенностей процесса познания, но и в вопросах ценностных ориентаций и восприятия мира, так как родились в мире информационных технологий.

Исследования показывают, что большинство обучающихся в высших учебных заведениях (71 %) не вовлечены в происходящее на занятиях, и говорят о «скучном» и «очень скучном» времяпрепровождении [4].

Современная молодежь не представляет своего бытия без гаджетов, компьютеров и Интернета. Проводимые исследования показывают, что молодые люди абсолютно уверены в том, что современные технологии могут быть чрезвычайно полезны и даже незаменимы в обучении, а любую информацию можно найти в Интернете за считанные минуты, вместо того, чтобы зазубривать учебники. У молодых представителей сетевого общества уже иначе устроен процесс мировосприятия и познания – все должно быть ярким, зрелищным, наглядным. Студенты же все чаще и чаще предпочитают онлайн курсы занятиям в аудитории. Однако возникает следующая проблема: доступность информации (к тому же сомнительного качества) не способствует формированию истинного знания, поскольку она не подвергается переработке, не осмысливается, а именно это является главной задачей процесса обучения в высшем учебном заведении.

Следовательно, одним из принципов научного познания современных студентов можно выделить «большую интерактивную составляющую», которая должна занимать не менее одной трети от общего образовательного процесса. Таким образом образовательный процесс должен быть весьма информативен, а при помощи практических занятий, упражнений и дискуссий студент должен применять и переосмысливать данную информацию, вписывая ее в уже имеющуюся у него систему знаний. Тема применения интерактивности современных информационных технологий активно изучается и уже несколько лет постепенно внедряется в современный образовательный процесс.

Полученные в ходе исследования результаты показывают, что в современном сетевом обществе процесс научного познания у студентов подчиняются трем основным принципам:

1) соответствие трем основным законам диалектики;

2) использование интегративного синтеза учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студента

3) интерактивности.

Если процесс обучения в высшем учебном заведении построен на трех данных фундаментальных принципах, то создается полноценная площадка для вовлечения современных студентов в научную деятельность как в рамках образовательного процесса, так и в процессе собственного бытия.

 

Список литературы:

  1. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология Духа. Философия истории / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Эксмо, 2007. — 880 с.
  2. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс - М.: ГУ ВШЭ, 2000 - 458 с.
  3. Масуда, Й. Информационное общество как постиндустриальное общество Текст. /Й. Масуда. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. 448 с.
  4. Правдина, М.А. Стили преподавания и вовлеченность студентов ГУ ВШЭ в процесс обучения: оценка позитивных эффектов // Мониторинг университета. 2010. № 3. С. 2-11.
  5. Тоффлер, Э. Третья волна / Элвин Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 784 c.
  6. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1982. – С.124-129
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 76 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.