Статья опубликована в рамках: L Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 февраля 2017 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ УЛИЦЫ ХУДОЖНИКА»
Еще Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Знание истории и культуры своей малой Родины помогает нам чувствовать живительную силу традиций, истории родных мест.
Целью исследования стало изучение истории малой Родины через изучение истории развития улицы Художника в селе Речицы Раменского района Московской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить историю названия улицы Художника, особенности ее планировки;
– изучить особенности историко-культурных объектов, расположенных на ул. Художника;
– провести интервьюирование с жителями улицы Художника, восстановить в памяти современников историю улицы, ее облик.
Объектом исследования является улица Художника в селе Речицы, предметом исследования является история ее развития и судьбы людей, живущих на ней.
В селе Речицы, примерно в центральной его части, находится улица Художника. Предположительно название улицы произошло от наименования керамического предприятия «Гжельский керамический завод “Всекохудожник”», именуемый в народе «Художник» (следует отметить, что данное самоназвание завода сохранилось среди местного населения до настоящего времени). Эта версия подтверждается воспоминаниями местной жительницы Урусовой Нины Александровны.
По словам Малкиной Раисы Алексеевны, жительницы села Речицы, до начала 60-х годов улицы как таковой не существовало. Это объясняется тем, что домов в этом районе почти не было. На этой территории находился летний сад с верандой, завод «Всекохудожник», дом для рабочих, а уже за ним дом барачного типа, в котором проживали семьи Куликовых и Аборваловых, чуть дальше здание сельского клуба и футбольное поле, за которым находились колхозные поля [4].
Как рассказывает Нина Александровна Урусова, выпускница Гжельского силикатно-керамического техникума 1960 года, вся трудовая деятельность которой прошла на Гжельском экспериментальном керамическом заводе мастером-контролером: «В 1962 году начали выделяться участки на параллельной улице – домам присвоили букву «а». В том же году стали давать улицам названия и появилась улица «Художника» [2].
Как рассказывает Фартальнова Нина Константиновна (местная жительница), еще в довоенные годы в начале современной улицы Художника, на месте магазина, построенного в середине 60-х годов ХХ века располагался двухэтажный деревянный дом заводчиков Фартальновых (муж Нины Константиновны их потомок). Напротив этого дома находился дом для прислуги. После начавшегося пожара (точная дата не установлена) господский дом сгорел, огонь перекинулся на дом для прислуги, сгорел второй деревянный этаж [3]. Само здание дома для прислуги сохранилось. В настоящее время это жилой дом, в котором и проживает семья Фартальновых. Однако следует заметить, что этот дом территориально относится не к улице Художника, а к Центральной улице села Речицы.
Гжельский экспериментальный керамический завод расположен в с. Речицы на улице Художника. Распоряжение о создании завода, называвшегося с момента основания «Гжельский керамический завод “Всекохудожник”», датировано 1929 годом. Однако история этого производства насчитывает более 170 лет. Территориально современное предприятие находится на месте бывшего завода братьев Фартальновых, основанного в 1830 году.
Можно считать, что Гжельский экспериментальный керамический завод по сути стал своеобразным градообразующим предприятием. Помимо того, что сама улица получила свое название в честь этого завода, практически все ее жители были работниками ГЭКЗ.
Так же на территории завода в 1925-1926 годах работала Гжельская керамическая школа, выпускавшая мастеров-керамистов, гончаров, формовщиков и живописцев для гжельских артелей. В керамической школе преподавал знаменитый мастер-керамист, уроженец Гжели, преподаватель Императорского Строгановского училища Георгий Васильевич Монахов. Именно он стал одним из ведущих специалистов завода «Всекохудожник» [9].
Об уровне его учеников и месте Гжельской керамической школы в художественно-промышленном образовании страны говорит такой факт: в ноябре 1924 года было направлено письмо в Москпрофобр проректором ВХУТЕМАСа Хапуновым. В нем говорится: «При выполнении производственной работы ВХУТЕМАСом были привлечены в качестве дополнительных керамических работ окончившие в текущем году Гжельскую керамическую школу: Бабохин, Бабурин, Карев, Мухин, Самсонов, Федоровский. Фартальнов» [6, с. 157].
По воспоминаниям Нины Александровны Урусовой: «В советские годы на заводе работала сильная профсоюзная ячейка. Профсоюзный комитет организовывал и проводил новогодние ёлки для детей, новогодние огоньки для работников, экскурсионные поездки в города СССР [2].
В 80-е годы на ГЭКЗ работает народный художник России, скульптор-анималист Белашов. Под его руководством группа художников-керамистов работает над изготовлением колоссального керамического рельефа «Древо жизни» площадью в 500 квадратных метров для Палеонтологического музея в Москве [5].
В 2003 году по поручению Юрия Михайловича Мухина (директора ГЭКЗ) изготавливается сквозной рельеф для украшения ворот проходной завода. Рельеф представляет собой двух майоликовых жар-птиц, украшенных декоративными элементами в виде цветов и листьев. Слева расположена керамическая эмблема завода, справа год основания завода. Рельеф установлен в 2004 году [5]. Гжельский экспериментальный керамический завод прекратил свою работу в 2014 году.
На улице Художника в селе Речицы рядом со зданием бывшего заводоуправления находится так называемый Дом Салтыкова. Судьба этого дома на протяжении многих лет связана с Гжельским экспериментальным керамическим заводом.
Александр Борисович Салтыков — крупный ученый в области искусствознания, с 1934 по 1941 год был художественным руководителем керамического завода «Всекохудожник». В 1948 году по его инициативе в Речицы был перевезён из Москвы с Нижней Масловки деревянный дом, который, по предположениям, принадлежал Абрамцевской керамической мастерской в Бутырках и который намеревались снести ещё в начале 1940-х годов. В «доме Салтыкова» долгое время находилось общежитие для художников [1, с. 115].
Использование дома в качестве «Дома для рабочих» подтверждается также рассказами местных жителей. Со слов Малкиной Раисы Алексеевны: «Стоял дом рядом с заводоуправлением, как котеджик, домик деревянный, там жили художники, приезжавшие на какое-то время на завод, через некоторое время они уезжали»
На территории завода с 1911 года находился массо-заготовительный цех Фартальнова. Ещё до войны этот цех преобразовали в клуб, рядом с которым была танцевальная веранда. В клубе находился радиоузел, показывали фильмы [2].
Речицкий клуб был одним из лучших в гжельской округе: вместительный зал, кинобудка, большое фойе, большая сцена, гримерная и читальная с небольшой библиотечкой. В клубе работали кружки: драматический, физкультурный, шахматный и БГТО (будь готов к труду и обороне).
Драмкружок начал свою сценическую жизнь постановкой пьес русского классика А.Н. Островского, с «Грозы» и «Бедность — не порок». Долго и с успехом шла пьеса «Луна справа», автора которой сейчас никто из живущих старожилов уже не помнит [7, с. 214].
Примерно в конце 1950-х – начале 1960-х г.г. строится открытая летняя танцевальная площадка с верандой. Танцы проводились в субботу до и после вечернего киносеанса. Последний кинопоказ заканчивался часов в 11 вечера и примерно до 12 ночи шли танцы. На танцах играл наемный оркестр.
С 1960 по 1974 годы клубом руководила Малкина Раиса Алексеевна. Вот как по ее воспоминаниям проходили танцы на площадке у заводского клуба: «Танцевальная площадка всегда была полная, на танцы приходили не только жители села Речицы, но жители соседних деревень. Причем местные четко могли определить “чужака”, так, например, глебовских парней сразу определяли по стоячим воротникам белых рубашек» [4].
В 1974 году в связи с открытием нового Дома культуры, который располагался в более удобном месте, старый заводской клуб закрывается. Впоследствии здание клуба на улице Художника было снесено.
Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека историю его малой Родины, доставшейся ему в наследство, скарб знаний и опыт поколений – тогда он забудет всё, и всему разучится, и должен будет всё начинать сначала.
В ходе выполнения исследовательской работы был затронут лишь небольшой пласт истории улицы Художника в селе Речицы. Будет продолжен сбор материала не только об улице Художника, но и других улицах села Речицы. Также планируется практическое использование полученной информации для формирования дипломного проекта по подготовке исторической экскурсии по селу Речицы.
Список литературы:
- Астраханцева Т.Л. Гжельская майолика XX века. Монография-альбом. – СПб.: Аврора, 2006. – 288 с.
- Воспоминания Н.А. Урусовой (жительница села Речицы, начальник ОТК ГЭКЗ со стажем работы 50 лет, председатель профкома ГЭКЗ) «Об улице Художника и Гжельском экспериментальном керамическом заводе».
- Воспоминания Н.К. Фартальновой (жительница села Речицы, супруга П. Фартального – потомка владельца завода, на месте которого в настоящее время расположено здание ГЭКЗ) «Об улице Художника».
- Воспоминания Р.А. Малкиной (жительница села Речицы, заведующая заводским клубом РФЗ, находившимся на улице Художника с 1960 по 1974 гг.) «О деятельности заводского клуба РФЗ».
- Воспоминания С.В. Олейникова (заслуженный художник РФ, преподаватель кафедры общепрофессиональных художественных дисциплин ГГУ, художник-керамист ГЭКЗ с начала 2000-х г. по 2010 г.) «О деятельности Гжельского экспериментального керамического завода».
- Илькевич Б.В., Никонов В.В. Художественно-промышленное образование в Гжели в 1899 – 1937 г.г. – Гжель: ГГХПИ, 2014. – 352 с., с ил.
- Никитина Е.В. Гжель и гжельцы. Сборник. – М.: ООО «Ларк ЛДТ», 2014. – 410 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий