Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2013 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КУЛЬТ КУЗНЕЦА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ
Саввинов Михаил Игнатьевич
студент 2 курса, исторический факультет Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск
E-mail: dagasia@rambler.ru
Стручкова Наталья Анатольевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент исторического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Кузнечество является одним из наиболее древних видов ремесел. Особое отношение к кузнецу — широко распространенное явление почти у всех народов мира, как кочевых, так и оседлых. В традиционной культуре якутов культ кузнеца получил широкое развитие — он представал как носитель высшего знания, обладатель сверхъестественных сил и возможностей. В этой работе мы сделали попытку изучения трансформации культа кузнеца в традиционной культуре якутов.
Как отмечают многие исследователи, якуты издавна занимались кузнечным делом, железо ниоткуда не привозили, добывали сами, выплавляли в плавильных печах и делали из железа орудия охоты, домашнего обихода и других видов хозяйственной деятельности. Имеется много сведений об обработке местными якутами железа и об изготовлении ими из сыродутного железа изделий для своих хозяйственных и охотничьих нужд. Примечательным фактом местного железоделательного производства является наличие у якутов помимо предметов домашнего обихода и боевых доспехов, охотничьего снаряжения.
Эпическое наследие, весь фольклор якутского народа богаты образами, олицетворяющими природные стихии, связанными с освоением железной культуры. Древние якуты, кроме железа, знали и другие металлы. Металловедческие их знания, хотя несколько опосредованно, нашли свое отражение в мифологических мотивах эпических сказаний. По воззрениям якутов, покровителем кузнецов являлся один из главных духов — Кыдай Бахсы (Кудай-Бахсы), передавший кузнечный дар людям. Его иначе именуют «уус хаан тёрдё» — предок, исток кузнецов. Как пишет Г.В. Ксенофонтов, по представлениям якутов, Кыдай Бахсы насылает различные болезни потомкам кузнецов, если они забрасывают свое наследственное ремесло [3, с. 264]. Он часто встречается в богатырских былинах, где кует оружие богатырей из разряда «айыы», а ослабевшие богатыри спускаются к нему и закаляются в его горне.
Якутское металлургическое и кузнечное дело ярко воспето якутскими олонхосутами. Почти все действующие лица: богатыри айыы и абаасы, связаны с волшебным искусством мифических кузнецов [5]. Последние обслуживают обитателей всех трех миров. Но больше покровительствуют людям серединной земли. Сказители олонхо мифического кузнеца именуют по-разному, а суть и содержание культурного героя — одинаковы.
Профессия кузнеца в древности была основной металлургической профессией. Кузнец, он же — металлург, получал железо и превращал его в изделие. Людей поражало, что кузнец делал ценные вещи почти из «ничего», из куска какого-то бурого камня. Поэтому кузнеца считали «вещим человеком», чуть ли не чародеем. Как отмечает Р.И. Бравина, некоторые кузнецы обладали даром ясновидения, в котором они не уступали великим шаманам [1, с. 120]. «Кузнецы и шаманы — из одного гнезда» — гласит якутская пословица.
Якуты преклонялись не только перед самим кузнецом, но и перед процессом кузнечного дела, изделиями, изготовленными кузнецом, и атрибутами, ему принадлежащими. Существовал и культ кузницы, где ковали железо. Сами железные изделия превращались в предметы народного культа.
Среди исследователей имеется несколько подходов к роли и месту кузнеца в якутской культуре. Вкратце рассмотрим их.
Кулаковский А.Е. утверждает, что сила кузнеца выше силы шамана. В своих материалах для изучения верований якутов он отмечает следующее: «Первый кузнец, первый шаман и первый горшеня были родными братьями. Кузнец был старший, а шаман — средний. Поэтому шаман, как младший, не может причинить смерть кузнецу, хотя бы и желал это сделать. Со своей стороны, кузнец легко может убить шамана следующими двумя способами. Когда шаман выходит из кузницы, кузнец сильно бьет молотом по раскаленному железу и приговаривает: «да пронзит ему спину!» (кехсун хара5ын дьеле салаата5а буоллун»). Искры, летящие во все стороны, попадают и в шамана, и последний скоро умирает. Увидев приближение шамана в кузницу, кузнец бросает у порога свой «чуол5ан»; шаман перешагивает этот чуол5ан, его «кут» остается в чуол5ане. Когда шаман уходит, кузнец раскаляет чуол5ан вместе с кут шамана, отчего последний и умирает» [4, с. 65]. Данный подход подтверждается исследованиями известного британского антрополога Пирса Витебского (Piers Vitebsky) на примере культуры монголов и сибирских народов. По его мнению, шаманы и кузнецы — это особые сообщества, равные между собой [7, с. 34].
По мнению известного якутского исследователя Р.И. Бравиной, ремесло кузнеца по своей значимости следовало непосредственно за профессией шамана [1, с. 120].
Как считает Ф.Ф. Васильев, культ кузнеца является самостоятельным ответвлением в традиционной религии и, на первый взгляд, даже противоречит культовой практике шамана. Кузнецу, прошедшему обряд посвящения, шаман не мог причинить вреда, в то время как кузнец вполне мог погубить его. В своей книге «Военное дело якутов» он пишет: «В якутском шаманизме кузнец резко противопоставляется шаману, более того, кузнец обладает большей жизненной энергией, чем шаман. Вместе с тем культ кузнецов обнаруживает довольно близкую связь с шаманством» [2, c. 50].
Е.Н. Романова, продолжая исследование А.Е. Кулаковского, сравнивает кузнеца с горшечником и шаманом. У якутов считалось, что предок-создатель горшечницы старше предка кузнеца и предка шамана. Он родился раньше их, кузнецы с нескрываемым почтением называли горшечника а5аспыт, т. е. «старший». В книге «Люди солнечных лучей с поводьями за спиной (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов)» она пишет, что по воззрениям якутов, божества-покровители и создатели гончарного ремесла обитали далеко на севере, где есть река. Их местожительство было дальше всех, в горизонтальном пространстве, они занимали крайнее положение от мира людей. Духи-предки гончарного, кузнечного (сюда входят и серебряники) ремесла еще при появлении на свет ребенка определяли его на ту или иную специальность. В своей работе Е.Н. Романова делает следующую «лесенку» мест горшечницы и кузнеца в якутской традиции:
горшечницы кузнецы медники серебрянники мир людей
# ________ # _________#_________#________#
Е.Н. Романова предполагает, что такая триада фигур, как горшеня, кузнец, шаман моделировала программу жизни людей на земле. Гончар лепил мир, кузнец выковывал космологическую модель мира из железа (символика шаманского костюма), а шаман — ойуун украшал своим «сакральным» словом. Мифологическая символика образа шамана передается в языке, словом ойуун — «шаман», что соотносится с ойуу, «бахрома», «вышивка» — ойуулаа, «пестрить», «вырезать», «вычеканивать», «выстраивать», «делать», «узорничать» [6, с. 43]
Приметы, связанные с огнем, зафиксированы практически у всех сибирских народов. В легендах, включенных Г.В. Ксенофонтовым в сборник «Эллэйада», огонь выступает как один из вещих знаков, которому следовали предки якутов, осваивая бескрайние просторы: «Верхоянский край впервые был открыт якутом Суоджааком. Прибыв в местность Сатагай, Суоджаак пустил пал и сказал: «Если моему потомству суждено поселиться здесь, пусть этот огонь не гаснет до моего возвращения!» Когда он возвратился через три года, огонь в трех местах еще тлел» [3, с. 155].
Таким образом, можно сделать вывод, что кузнец занимал достаточно серьезное место в якутской культуре, существовал сильный культу кузнеца, о чем свидетельствуют не только фольклорные источники, но и серьезные научные исследования этнографов разных времен.
Мои корни составляют якутские металлурги и кузнецы. По линии моей бабушки Саввиновой Ларисы Афанасьевны мои корни уходят далеко вглубь, основу которых составляют металлурги — Чап уустара из села Кэнтик Верхневилюйского улуса. По линии дедушки Саввинова Михаила Игнатьевича, в честь которого назвали меня, на роду все кузнецы. А прадедушка, Игнатий Саввич Саввинов — потомственный плавильщик железной руды, кузнец и ювелир. По воспоминаниям людей, близко знавших его, он является «кузнецом, получившим дар кузнечества от духа-покровителя кузнецов Кыдай Бахсы (Кыдай Бахсыттан айдарыылаах улуу уус)».
Кузнечное дело якутов считается потомственным ремеслом. В одном из вариантов эпических сказаний о кузнецах, говорится о том, что, чем больше у кузнеца предков-кузнецов, тем он могущественнее. Также и в роду Саввиновых. Нами сделана попытка создать обобщенную картину развития кузнечного дела в нашей семье. Схематично это можно представить следующим образом:
Таблица 1.
Развитие кузнечества по линии дедушки
|
Дьа5аhыйа Уус — И.С. Саввинов |
Дьа5аhыйа Уус — М.И. Саввинов |
Сыновья М.И. Саввинова |
Металлургическое производство |
Выплавка металла |
- |
- |
Производство охотничьей и рыболовной снасти |
Ружье, пешня, капканы |
Ремонт и реконструкция ружья, пешня |
Пешня |
Производство строительного оборудования |
|
Ручная дрель (лаппаарыйа) |
|
Производство промышленного оборудования |
Заменители деталей первых советских машин и станков в Якутии, обор-я для электростанции, типографские буквы |
Типографские буквы, ремонт техники и т. д. |
Ремонт техники и т. д. |
Предметы повседневного обихода |
Пешня, якутские ножи, замки, |
Пешня, якутские ножи |
Пешня, якутские ножи |
Ювелирные изделия |
Серьги, кольца, нагрудные и наспинные украшения, косоплетки, браслеты |
Серьги, кольца |
- |
Музыкальные инструменты |
Хомусы, струнные инструменты |
Хомусы |
Хомусы
|
Столярное дело |
Лодки, мебель |
Лодки, мебель |
Лодки, мебель |
Из данной таблицы можно сделать вывод, что традиционные занятия рода Саввиновых продолжаются и сегодня. Четвертое поколение рода Дьа5аhыйа Уус, соблюдая и принимая традиционные установки, начало подключаться к наследственным занятиям.
По линии дедушки М.И. Саввинова и бабушки Л.А. Саввиновой (Мироновой) у меня в роду кузнецы и металлурги. Между ними была определенная связь. Так, у прадедушки Игнатия Саввича Саввинова имелся хатат — средство для точилки якутских ножей, сделанное плавильщиками из с. Кэнтик (Чап уустара) — кузнецами по линии бабушки.
Одним из известных кузнецов, философов, краеведов Якутии сегодня является Борис Федорович Неустроев. Он известен широкому кругу любителей якутского народно-декоративного искусства как Мандар Уус. Со школьных лет я занимаюсь в его летней школе, изучаю основы кузнечного ремесла, особенности изготовления изделий из железа в современных условиях и традиционные взгляды к роли в якутской культуре. Кроме непосредственного изучения кузнечного дела мы знакомились с обрядами и обычаями своего народа.
По итогам полевых исследований мы сопоставили как изменяется роль кузнеца. Для сравнения нами взяты пять поколений кузнецов: Первое поколение — это кузнецы XVII—XVIII веков (по материалам различных научных источников и музейных архивов). Второе поколение — мои прадедушки (Чап уустара и Дьа5аЬыйа Уус, представляющие кузнецов XIX века и первой половины ХХ века). Данные взяты и семейного архива и из музейных материалов. Третье поколение — мой дедушка сын Дьа5аЬыйа Уус, ему бы в этом году исполнилось 85 лет. Он жил и работал в ХХ веке. Четвертое поколение — Б.Ф. Неустроев — Мандар Уус, Куех Уус и мои дяди по линии Дьа5аhыйа. Они представляют кузнецов конца ХX — начала ХХI веков. И пятое поколение — это мои ровесники и я, обучающиеся азам кузнечного дела.
Многие исследователи пишут о многогранности роли кузнеца — он был не просто кузнецом, но и металлургом, литейщиком, ювелиром. Благодаря непосредственному отношению кузнеца к огненной и водной стихиям, кузнец у якутов был и лекарем, и предсказателем, и философом, и сказителем. В данной таблице рассмотрим как менялись со временем эти роли.
Таблица 2.
Трансформация роли кузнеца в культуре якутов
|
Обряд посвящения |
Роли кузнеца |
||||||||
Метал лург |
Кузнец |
Ювелир |
Плотник, столяр |
философ |
Лекарь |
Ясно видец |
Шаман |
Краевед |
||
Древние кузнецы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Чап уустара |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Прадедушка Дьа5аhыйа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дедушка |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Мандар Уус, Куех Уус |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
Дяди |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
Современное поколение обучающихся кузнечеству |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современное время в связи с развитием промышленного производства значительно изменилась роль кузнеца в обществе. Как показали полевые исследования, кузнечество якутов постепенно угасает и носит все большую декоративно-прикладную направленность. В этих условиях наиболее важным является сохранение и развитие кузнечества как неотъемлемой части традиционной культуры, изучение истории, технологии кузнечного дела.
Список литературы:
- Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: На материале традиций Саха / Р.И. Бравина. — Новосибирск: Наука, 2005. — 307 с.
- Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов / под ред. Д.Г. Саввинова. — Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. — 224 с.
- Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов; (сост., ред. В.М. Никифоров). — Якутск: «Бичик», 2004. — 352 с.
- Кулаковский А.Е. Научные труды. [Подготовили к печати: Н.В. Емельянов, П.А. Слепцов] — Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 484 с.
- Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос-олонхо. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский / [Перевел на русский язык Владимир Державин. Иллюстрация Э. Сивцева, В. Карамзина, И. Корякина]. Изд-е 2-е — Якутск: Кн. изд-во, 1975. — 432 с.
- Романова Е.Н. Люди солнечных лучей с поводьями за спиной (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов) — М.: Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии РАН, 1997. — 200 с.
- Piers Vitebsky. The shaman. Little, Brown and Company. — London, 1995. — 184 с.
дипломов
Оставить комментарий