Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2013 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Илалтдинов Р.Р., Шевченко Е.А. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: НАШ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info//archive/social/9.pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ТОЛЕРАНТНОСТЬ  В  СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ:  НАШ  МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ

Илалтдинов  Руслан  Ринатович

Шевченко  Егор  Александрович

студенты  1  курса,  кафедра  общественно-гуманитарных  дисциплин  БУ  СПО  «Нижневартовский  профессиональный  колледж»,  г.  Нижневартовск

Иванова  Лариса  Борисовна

научный  руководитель,  преподаватель  БУ  СПО  «Нижневартовский  профессиональный  колледж»,  г.  Нижневартовск

Карагичева  Ираида  Владимировна

научный  руководитель,  преподаватель  БУ  СПО  «Нижневартовский  профессиональный  колледж»,  г.  Нижневартовск

E-mail: 

 

На  территории  России  проживают  сегодня  представители  более  ста  наций,  народностей  и  этнических  групп.  Внутри  каждой  нации,  народности  и  между  ними  существуют  различные  формы  и  типы  национальных  и  межнациональных  отношений.

В  отечественной  литературе  многие  исследователи  посвятили  свои  работы  разным  аспектам  межнациональных  отношений,  истории  наций  и  народностей,  особенностям  национальных  культур,  традиций,  языка.

В  последнее  время  в  нашу  жизнь  вошло  понятие  «толерантность».  Оно  есть  часть  гуманистического  мировоззрения,  одна  из  установок  демократии.

В  нашей  стране  была  принята  и  начала  реализовываться  государственная  программа  «Формирование  установок  толерантного  сознания  и  профилактика  экстремизма  в  российском  обществе».

С  целью  формирования  толерантного  сознания  нами  была  предложена  тема  проекта  «Наш  многонациональный  колледж».

Проект  был  разработанный  студентами  I  курса. 

Цель  проекта:  выяснить  характер  взаимоотношений  между  представителями  разных  национальностей  в  колледже,  формировать  национальную  толерантность.

Для  своего  исследования  мы  разработали  вопросы  к  анкете  «Наш  многона­циональный  колледж».

1.  Представителем  какой  нации  вы  себя  считаете?

2.  Какую  веру  вы  исповедуете?

3.  Можете  ли  вы  перечислить,  представители  каких  наций  учатся  в  вашей  группе?

4.  Национальная  терпимость  для  вас  —  это:

а)  способ  мирного  сосуществования;

б)  усилие  над  собой;

в)  не  приемлема  для  вас.

5.  Можете  ли  вы  перечислить  национальные  праздники  своего  народа  свои  национальные  праздники?

6.  Какие  блюда  вашей  национальной  кухни  готовят  в  вашей  семье?

7.  Какие  национальные  инструменты  вашего  народа  вы  можете  назвать?

8.  Назовите  зверей,  которые  в  ваших  национальных  сказках  осуществляют

а)  хитрость;

б)  отвагу;

в)  трусость?

9.  Бывают  ли  межнациональные  конфликты  в  вашей  группе?

10.Говорите  ли  вы  на  своем  родном  языке  в  колледже?

11.Как  по-вашему  можно  сохранить  национальную  самобытность  в  современных  условиях?  Или  это  не  возможно? 

12.В  общении  с  людьми  играет  ли  для  вас  национальность  какую-нибудь  роль?

13.Назовите  самую  яркую  черту  вашего  национального  характера.

14.Как  вы  относитесь  к  межнациональным  бракам?  Почему?

Социологическое  исследование  показало: 

1.Было  опрошено  500  респондентов,  учащихся  разных  групп  и  курсов.

2.В  колледже  учатся  представители  15  национальностей: 

·     русские  —  73  %, 

·     татары  —  12  %,

·     украинцы  —  5  %,

·     башкиры  —  4  %,

·     азербайджанцы,  ханты,  черкесы,  евреи,  белорусы,  казахи,  немцы,  кумыки,  таджики,  молдаване,  чуваши  —  4  %.

3.Национальный  состав  учащихся  колледжа  отражает  весь  спектр  национальностей  города.

4.В  ходе  опроса  выяснилось,  что  2  %  учащиеся  не  могут  отнести  себя  к  представителям  конкретной  национальности,  т.  к.  родились  в  интернациональных  семьях.

5.Понимание  национальной  терпимости  для  многих  респондентов  —  это  способ  мирного  сосуществования,  однако  92  человек  ответили,  что  национальная  терпимость  —  это  усилие  над  собой,  а  неприемлемой  национальная  терпимость  оказалась  для  21  человека.

6.Исследование  показало,  что,  к  сожалению,  многие  студенты  не  знают  своих  национальных  праздников,  путают  их  с  государственными  праздниками,  плохо  знакомы  с  народным  фольклором,  не  знают  сказок  своего  народа,  национальных  героев.  Однако  все  респонденты  называют  блюда  своей  национальной  кухни.

7.90  %  опрошенных  считают  родным  языком  русский,  не  говорят  на  родном  языке  не  только  в  колледже,  но  и  дома.

8.Особый  интерес  вызвал  вопрос  о  самых  ярких  чертах  национального  характера.  Русские  отметили  стойкость,  упорство,  доброту,  мудрость,  благородство,  гостеприимство,  общительность;  украинцы  —  веселье,  гостеприимство,  хитрость;  башкиры  —  гордость,  храбрость,  настойчивость,  жестокость;  ханты  —  выносливость;  азербайджанцы  —  гостеприимство,  белорусы  —  отзывчивость.

9.Проводя  исследование,  мы  обнаружили,  что  баян  —  это  интернациональный  музыкальный  инструмент,  который  звучит  на  всех  мероприятиях. 

10.Вызвал  интерес  в  ходе  поисковой  работы  вопрос  о  межнациональных  браках.  Чувства  студентов  при  ответе  на  этот  вопрос  были  противоречивыми:  от  полного  восторга  перед  таким  браком,  объясняя  данное  решение  рождением  красивых  и  умных  детей,  до  полного  неприятия  брака  между  людьми  разных  национальностей.

11.В  наши  дни  ни  одна  нация  не  может  жить  в  полной  изоляции  и  обязательно  вступает  в  межнациональные  отношения.  При  этом  не  всегда  обходится  без  конфликтов.  Несмотря  на  то,  что  в  колледже  учатся  представители  разных  национальностей,  респонденты  на  вопрос:  «Являлись  ли  вы  свидетелями  межнациональных  конфликтов  в  колледже?»  —  ответили  отрицательно.  Однако  студенты  обратили  внимание  на  то,  что  конфликты,  возникающие  на  бытовой  почве,  нередко,  если  в  них  участвуют  представители  разных  национальностей,  приобретают  национальную  окраску.  Это  выражается  в  использовании  обидных  кличек,  насмешках,  привлечении  к  конфликту  представителей  своей  диаспоры.

12.На  вопрос  «Возможно  ли  сохранить  свои  национальные  традиции  в  условиях  современной  России?»  57  %  ответить  затруднились.  18  %  респондентов  как  вариант  сохранения  национальной  культуры  предложили  развитие  деятельности  диаспор.  Выяснилось,  что  почти  13  %  студентов  принимают  участие  в  той  или  иной  мере  в  жизни  своих  диаспор.

13.С  чувством  удовлетворения  отмечаем,  что  для  молодого  поколения  национальность  в  общении  с  людьми  не  играет  роли.  Все  опрошенные  на  вопрос  «Играет  ли  для  вас  национальность  какую-нибудь  роль  в  общении  с  людьми?»  ответили  отрицательно.

Таким  образом,  исследование  показало,  что  в  условиях  многонационального  колледжа  стираются  грани  между  национальными  культурами.  С  одной  стороны  —  это  положительное  явление,  т.  к.  ведет  к  снижению  национальной  розни,  уменьшению  межнациональных  конфликтов  и  способствует  формированию  толерантности.  Но  с  другой  стороны,  теряется  национальная  самобытность.

По  нашему  мнению,  данный  проект  позволил  понять,  что  только  терпимое  отношение  к  окружающим  людям,  независимо  от  религиозной,  культурной  ориентации,  убеждений  и  личных  особенностей,  способно  спасти  мир  и  отдельного  человека  от  деградации  под  нарастающим  напором  деструктивных,  интолерантных  сил.

Применительно  к  проблемам  традиций,  обычаев,  привычек  может  быть  сформулировано  единственное  требование:  их  существование,  развитие,  поддержка  должны  основываться  на  одном  —  уважении  к  человеческому  достоинству,  на  том,  что  специфические  явления  духовной  жизни  одного  народа  не  ущемляли  и  не  попирали  ни  в  коей  мере  ценности  других  наций  и  народностей.

Стремления  ориентироваться  только  на  национальное  особенное  порождает  серьезные  издержки  в  развитии  национальной  культуры.  Неоднократно  выдвигавшееся  требование  стремиться  к  соблюдению  адекватных  пропорций  в  удовлетворении  культурных,  языковых  и  других  запросов  как  у  коренных,  так  и  некоренных  народов,  к  установлению  пропорционального  их  представительства  в  органах  власти,  культуры,  будучи  привлекательным  по  форме,  создает  на  уровне  индивидуального  и  группового  сознания  потенциальную  почву  для  национальной  кичливости  и  чванства  у  одних  групп  населения  и  порождает  неудовлетворенность  у  других. 

В  этом  плане  важно,  чтобы  развивались  все  формы  межнационального  общения,  этот  будет  способствовать  адаптации  представителей  разных  национальностей  в  многонациональной  среде.  Ведь  доверие  может  возникнуть  и  утвердиться  в  сознании  и  поведении  людей  только  в  процессе  общения.

Также  хочется  сказать  о  таком  явлении,  как  диаспоры.  В  нашем  городе  они  уже  давно  получили  большое  распространение.  Именно  в  диаспорах  сосредоточена  культурная  и  духовная  жизнь  многих  народов,  населяющих  наш  многонациональный  город.  Культурные  общества  татар,  немцев,  евреев,  армян,  грузин  и  других  наций  стали  уже  неотъемлемой  частью  жизни  как  самих  диаспор,  так  и  окружающих  их  народов.

Национальные  проблемы  занимали  всегда  важное  место  в  истории  нашей  страны.  Рассматривая  национальные  и  межнациональные  отношения,  следует  отметить,  что  в  национальной  сфере  нет  незначительных  вопросов.  Игнорировать  даже  незначительные,  на  первый  взгляд,  проблемы  нельзя,  т.  к.  это  может  привести  при  определенных  обстоятельствах  к  серьезным  конфликтам.  Эти  конфликты  даже  при  кажущейся  своей  локальности  могут  быстро  и  значительно  повлиять  на  общественное  сознание  и  оказать  влияние  на  всю  жизнь  общества,  причем  влияние  негативное. 

В  этой  связи  должно  неукоснительно  выполняться  требование:  максимальное  предоставление  прав  народам,  всемерное  поощрение  их  самостоятельности  при  одновременной  помощи  в  виде  советов,  рекомендаций  и  инвестиций.

В  принципе,  место  человека  в  нашем  мире,  возможности  его  самосовершенствования  и  т.  д.  определяются  не  тем,  какой  нации  он  принадлежит,  а  личными  качествами,  способностями  и  стремлениями.  В  то  же  время  национальное  деление  общества  сохраняется  и  это  отражается  на  конкретных  людях,  на  формировании  их  личности.

 

Список  литературы:

  1. Асмолов  А.Г.  Толерантность:  от  утопии  к  реальности  //  На  пути  к  толерантному  сознанию.  М.,  2000.
  2. Глебкин  В.В.  Толерантность  и  проблема  понимания:  толерантное  сознание  как  атрибут.  //На  пути  к  толерантному  сознанию. 
  3. Колесов  Д.В.  Человек  и  толпа.  М.,  2002.
  4. Лев  Копелев  и  его  «Вуппертальский  проект»  /  Под.  ред.  Я.С.  Драбкина.  М.,  2002. 
  5. Солдатова  Г.У.,  Шойгерова  Л.А.,  Шарова  О.Д.  Тренинг  «Учимся  толерантности»  //  На  путях  к  толерантному  сознанию. 
  6. Социология:  учебник  [Электронный  ресурс];  Региональный  финансово-экономический  инс-т.  —  Курск,  2009. 
  7. Шалин  В.В.  Терпимость.  Ростов-н/Д.,  2000.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.