Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 октября 2012 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info//archive/social/4.pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА

Скотарев Иван Николаевич

студент 1 курса,кафедра философии и истории СтГАУ, г. Ставрополь

E-maildragon_007.ru@mail.ru

Калинченко Светлана Борисовна

научный руководитель, д-р ист. наук, профессор СтГАУ, г. Ставрополь

 

Происходящие перемены современного мира невозможно понять, не попытавшись обнаружить тесную связь между прошлым, настоящим и будущим. Только наличие исторической памяти у нации позволяет тому или иному государству функционировать в режиме «благополучия» в настоящем, давая веру людям в будущее. Исследователю надлежит выделить из громадного набора событий исторического прошлого подлинные мотивы, которыми руководствовались участники событий, увидеть истинную сущность явлений и процессов. Внимание современного общества к проблеме исторической памяти о Великих событиях в истории России на примере Отечественной войны 1812 года, когда русский народ в борьбе с армией Наполеона Бонапарта смог отстоять свою самобытность и суверенитет, позволяет формировать патриотическое сознание молодежи в духе уважения и гордости за историческое прошлое своей Родины.

Северный Кавказ был и остается для России важным регионом, о чем свидетельствует длительная борьба Российской империи за Кавказ. Процесс вхождения его отдельных территорий был достаточно длительным и охватывал XVI—XIX вв. Особое геополитическое положение Северного Кавказа как моста между Европой и Азией, позволяло формировать кратчайшие пути в страны Востока и Черному, Средиземному и другим морям. Интерес Франции к данному региону был вызван амбициями Наполеона на мировое господство по дороге в Индию. Следует отметить, что именно французские путешественники XVIII—XIX вв. описывали быт и нравы народов, проживавших на территории Северного Кавказа, его географические особенности.

Как отмечают российские историки, Наполеон стремился обеспечить себе победу в России путем привлечения на свою сторону Ирана и Турции, а также разжигания войны горских народов Кавказа против России.

Однако события Отечественной войны 1812 года определили иную позицию народов Северного Кавказа. Тесно связанные с Россией экономическими и культурными связами, а также покровительственная политика царского правительства способствовала активизации патриотических настроений среди горского населения региона.

Выделялись различные формы участия народов региона в борьбе против армии Наполеона: партизанская война, создание ополчений, пожертвования на нужду армии и раненым и т. д.

Ставропольский историк Т.И. Беликов, отмечал особое участие калмыков в Отечественной войне 1812 г. «Первыми откликнулись на патриотический призыв русского народа калмыки Хошеутовского улуса, они из своих скромных сбережений внесли в фонд помощи фронту 10 325 руб. деньгами и 150 голов строевых лошадей. Их примеру последовали дербетовские калмыки, которые пожертвовали 500 голов строевых лошадей. Яндыковское улусное общество внесло 10 000 рублей деньгами и 100 строевых лошадей, Эркетеневское улусное общество отдало 400 голов крупного рогатого скота для питания армии. Багацохуровские калмыки — 700 голов крупного рогатого скота и 2900 рублей деньгами и торгоутовские калмыки — 200 голов строевых лошадей» [4, с. 138].

Пожертвования носили различный характер: натуральный (продовольствие, фураж и пр.) и денежный. Конечно, размер займов был значительно ниже, чем в регионах центральной России, но, тем не менее, это был патриотический вклад населения в борьбе с врагом.

Кроме того, народы Северного Кавказа активно участвовали в боевых операциях против армии Наполеона.

Известно, что в Бородинской битве отличился своим мужеством и отчаянной храбростью карабахский кавалерийский полк, составленный из азербайджанцев. Незадолго до войны, в 1805 году между Россией и Карабахским ханством был заключен Кюрекчайский мирный договор, результатом которого стало верное союзничество карабахского правителя Ибрагим-хана и русского Царя Александра. Чудеса храбрости проявляли и черкесы - сначала под командованием Багратиона, а затем Дениса Давыдова. Даже сохранилось предание об отряде шапсугов во главе с Магометом Хатхе. Лихой наездник и бесстрашный воин Хатхе вместе с давыдовскими партизанами нападал на французов в тылу, отнимал у них обозы, громил штабы. Легенда гласит, что он на одной и той же лошади адыгской породы бэчкъан дошел до Парижа [1].

Мужественно сражались с наполеоновскими войсками калмыки, входившие в состав разных формирований. Из жителей калмыцких улусов Астраханской губернии согласно указу императора Александра I от 7 апреля 1811 года были сформированы два полка, известные историкам войны 1812—1814 гг. как 1 и 2-й Калмыцкие полки. 1-м калмыцким полком, сформированным из калмыков Большедербетовского и Малодербетовского улусов, командовал брат владельца Малодербетовского улуса Джамба-тайша Тундутов. 2-й полк за свой счет (около 100 тыс. руб.) сформировал владелец Хошеутовского улуса нойон Сербеджаб Тюмень (Тюменев). Помимо лошадей было подготовлено для перевозки грузов и сто верблюдов. Позднее, в 1836 г. в представленной записке Сербеджаб Тюмень рассказал о боевом пути своего полка и отличившихся воинах, не забыв и о своих заслугах [5, с. 96].

К началу Отечественной войны 1812 г. в составе Западных армий насчитывалось более 800 калмыков. Вероятно, о 2-м полке в составе 3-й армии, расположившихся бивуаком в окрестностях Киева, вспоминала бежавшая от Наполеона писательница Жермена де Сталь. Калмыцкий князь (имеется в виду Сербеджаб Тюмень) на балах не говорил по-французски, но дарил дамам драгоценный камни. А еще ей рассказали, как зимой, по просьбе калмыков, их вывели из тесного для них города для бивуака в степи. Вместе с казаками калмыки отличились под Миром, Романовым, Могилевом, Смоленском, Тарутино, Лейпцигом. Позднее калмыцкий полк участвовал в штурме Данцига.

Ставропольский Калмыцкий полк был сформирован согласно указу императора Александра I от 7 апреля 1811 года в составе Ставропольского калмыцкого войска, созданного на средней Волге вокруг города Ставрополь (ныне окрестности г. Тольятти) из переселенных сюда крещеных калмыков. В марте 1812 г. полк был направлен из Московской губернии в состав 1-й Западной армии М.Б. Барклая-де-Толли, где поступил в состав казачьего корпуса М.И. Платова. Позднее этот полк одним из первых вступил в Париж.

Калмыки входили также в состав Войска Донского, где в начале ХIХ в. насчитывалось около 2 тыс. калмыков-казаков. В июле 1812 г. приставу над донскими калмыками (с 1803 г. в составе Войска Донского) было предписано исчислить всех боеспособных калмыков, начиная с 17-летнего возраста и собрать их в готовности для выступления. [1]

Калмыки-казаки формально принимали православие, но в своей массе продолжали исповедовать буддизм. Среди героев войны 1812 г. был калмык-казак Василий Алексеевич Сысоев 3-й (1774—1840). В 1812 г. его подчиненные взяли в плен 52 офицера и более 600 рядовых. Имя Сысоева 3-го 16 раз встречается в сборнике документов о донских казаках. За 30 лет службы он попеременно командовал 14 донскими полками, получил знаки ордена Георгия 3 и 4 ст. и дослужился до звания генерал-лейтенанта. Позднее в должности походного атамана Войска Донского (в 1826—1828 гг.) он являлся командующим Черноморского казачьего войска [5, с. 92].

В составе летучего отряда А. Чернышева северокавказские калмыки совершили выдающийся рейд 1812 г. в Польшу, который все еще слабо отражен в литературе. Поход к Варшаве показал, насколько уязвим глубокий тыл наполеоновской армии. Он имел не только военное, но и некоторое политическое значение. Рейд по праву следует отнести к числу классических партизанских действий, а его руководитель, наряду с Денисом Давыдовым, был одним из лучших партизанских командиров 1812—1814 гг.

В 1802 г. из ногайцев, обитавших в. Таврической области на Молочных водах (северное Приазовье), было сформировано 2 пятисотенных ногайских казачьих конных полка. В Отечественной войне 1812 г. в рядах казачьих войск М.И. Платова участвовал отдельный ногайский полк, дошедший до Парижа [3, с. 27—28].

Некоторые представители кавказских горцев активно участвовали в походах 1812—1814 гг. Так, в 1812 г. героически боролся с французами командир Бугского казачьего полка чеченец А.Н. Чеченский. Его сиротой из чеченского селения Алды забрал на воспитание Н.Н. Раевский. А.Н. Чеченский со своим полком входил в составпартизанского отряда по руководством Д. Давыдова. В своем дневнике Д. Давыдов на раз писал о его храбрых действиях и назвал его «черкесом, вывезенном из Чечни младенцем и возмужавшем в России». Д. Давыдов с уважением относился к горцу, по его ходатайству М. Кутузов распорядился наградить «черкеса» [2, с. 310—406]

Кабардинский дворянин Давыда Григорьевич Бегидов входил в состав донского казачьего войска М.И. Платова. В августе Д.Г. Бегидов сражался при Бородино, в сентябре получил звание войскового старшины. Затем преследовал отступавшего противника в составе корпуса Платова, был в походах 1813—1814 гг., имел награды [2].

Итак, народы Северного Кавказа принимали активное, посильное участие в партизанской войне и заграничных походах русской армии (в Польше, Пруссии, Франции) против армии Наполеона. Создание различных кавказских ополчений, свидетельствовало о пророссийских настроениях среди народов Кавказа. Они отстаивали интересы всей большой страны и своей малой родины в абсолютном единстве и целостности. Участие всех народов России в борьбе с Наполеоном носило добровольный характер, что свидетельствовало о сплоченности всего населения страны и высоком чувстве патриотизма. События прошлого учат нас, что только в сплоченности всей нации можно отстоять независимость своей Родины.

 

Список литературы:

  1. Выскочков Л.«Война теперь не обыкновенная, а национальная»: Народы России в Отечественной войне 1812 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: / http://zapadrus.su/rusmir/istf/70--2012-09-13-2-.html
  2. Давыдов Д. Дневник партизанских действий 1812 года // Сочинения. М., 1962.
  3. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. — 1917 г.) / Под ред. А.Л. Нарочницкого. М.: 1988.
  4. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины (XVII— начало XIX вв.)», Калмгосиздат. 1965.
  5. Скворцов А.А. Северный Кавказ в период борьбы России с Наполеоном и историческая память местного сообщества об эпохе 1812—1815 гг. — дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук. Пятигорск, 2008.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.