Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2024 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Аббасов Р.Т. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(133). URL: https://sibac.info/archive/social/5(133).pdf (дата обращения: 12.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Аббасов Равиль Тельман оглы

студент 4 курса очной формы обучения Института права, Владивостокский государственный университет,

РФ, г. Владивосток

Тригуб Георгий Яковлевич

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц. кафедры теории и истории российского и зарубежного права, Владивостокский государственный университет,

РФ, г. Владивосток

THE RULE OF THE LAW AND FUNDAMENTAL HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS

 

Ravil Abbasov

4th year full-time student, Institute of Law, Vladivostok State University,

Russia, Vladivostok

Georgy Trigub

scientific supervisor, Ph.D. ist. sciences, associate professor of the department of theory and history of Russian and foreign law, Vladivostok State University,

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается развитие концепций понятий «Правовое государство» и «права человека». Объектом исследования является развитие общественных отношений, складывающихся в процессе формирования правового государства и основных прав человека. Предметом исследования являются реальные признаки и свойства, нормативные правовые акты, позволяющие охарактеризовать процесс воплощения концепции правового государства и правоприменительная практика, раскрывающая основные проблемы формирования правового государства.

ABSTRACT

The article discusses the development of the concepts of “rule of law” and “human rights” The object of the study is the development of social relations emerging in the process of formation of the rule of law and fundamental human rights. The subject of the study is real signs and properties, normative legal acts that make it possible to characterize the process of implementing the concept of the rule of law and law enforcement practice, which reveals the main problems of the formation of the rule of law.

 

Ключевые слова: правовое государство, концепция правового государства, права человека, история развития прав человека и правового государства.

Keywords: rule of law, concept of the rule of law, human rights, history of the development of human rights and the rule of law.

 

Правовое государство, или rechtsstaat в переводе с немецкого, представляет собой государство, в котором все действия основаны на законе и фундаментальных правовых принципах, направленных на защиту человеческого достоинства, свободы и прав. Важной характеристикой конституционных политических режимов является подчиненность верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям. Этот принцип, называемый законностью в российской юриспруденции и верховенством права в странах общего права, является одним из основных компонентов правового государства.

Идея правового государства зависит от понимания природы права. Ранние теории правового позитивизма, где закон рассматривался как средство политической власти, несовместимы с концепцией правового государства. Однако поздние течения позитивизма признают важность общепринятых правил и правовых обычаев, которые должны защищаться правовым государством. [1]

Следует отметить, что ни сама Конституция РФ, ни другие законы или прецеденты не дают полного определения этому понятию. Статья 1 Конституции лишь утверждает, что Россия является правовым государством, не предъявляя его в качестве цели развития государства, а лишь отмечая установившийся факт. Отсутствие единого подхода к определению "правового государства" в научной литературе является одной из трудностей, препятствующих разработке данной концепции в России. [2] Важно понимать, что использование слова "демократическая" в названии КНДР не гарантирует наличие демократического политического режима в Северной Корее. Вместо этого понятие правового государства обычно раскрывается через установление главного принципа — подчинения закону со стороны государственной власти и всех ключевых сфер общественной жизни. В кругах ученых активно обсуждаются различные подходы к определению "правового государства" и его составляющих. Это приводит к тому, что понимание данного понятия становится размытым и индивидуальным. Идеал о правовом государстве не может быть ограничена каким-либо определенным национальным контекстом. Правоведы, среди принципов правового государства выделяют основные, такие как верховенства права, равноправие, выполнимость требований закона, защита правовых гражданских свобод. Тем не менее, страны реализуют данные принципы по своему собственному пути, опираясь на свой национальный опыт.

Правовое государство решает наиболее важные и актуальные для общества вопросы, и задачи. Модели, в которых власть поделена на 3 ветви, законодательную, исполнительную и судебную, как правило являются успешнее в защите прав человека. Уже с античного времени, такие мыслители как Платон и Аристотель отмечали: «Закон -  владыка над правителями», «Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства», «Править должен закон». «Rule of law» или же принцип верховенства права является концепцией, по которой все равны перед законом и не стоят выше него, наказание может быть назначено только по установленным законом правил и только за нарушение закона. Также, это подразумевает, что подзаконные акты и исполнение законов должны не противоречить закону. Великое значение законов для ограничения власти правителей было подчеркнуто многими выдающимися мыслителями, такими как Джон Локк, Сэмюэл Джонсон, Томас Пейн, Джон Адамс, в англосаксонской юридической традиции. Понятие "правовое государство", или Rechtsstaat в немецкой терминологии и État de droit во французской, продемонстрировало сходство с принципами права, применяемыми в романо-германской юриспруденции. Изменения в терминологии были обусловлены различиями в правовых принципах и их историческом развитии. [3 c. 372] Естественно-правовая теория верховенства права гласит о том, что все нормативные акты и деятельность государства должны соответствовать принципам защиты свобод и прав человека. В современной философии принцип верховенства закона является важной идеей, которая противопоставляется возможностям отдельных лиц и органов власти выходить за рамки своих правовых полномочий, тем самым нарушать права человека. Такая доктрина гласит, что все нормы должны являться понятными, предсказуемыми в применении и неизменными. Особая роль выделяется судебной власти и формирования гражданского общества. Независимые суды должны быть независимыми и выносить решения только на основе закона, а активное гражданское общество будет форсировать реформирование законов.

Две главные концепции верховенства закона «толстая и тонкая» или же формальная и содержательная связаны с естественным правом и правовым позитивизмом. Формальная трактовка данного принципа определяет лишь атрибуты, которые должна иметь правовая система. Суть заключается в том, чтобы отделить эффективность права от этических аспектов ответственности. В то же время содержательная концепция прямо предъявляет требования к содержанию законов. Законы не должны противоречить высшим, неписаным принципам законности, справедливости и морали.

Данные концепции усилили свою роль в правовой доктрине после Нюрнбергских процессов. Несмотря на то, что руководители государства и исполнители законов формально подчинялись государственному праву, руководство Третьего рейха признали преступниками, также на данные концепции повлияли правозащитные движения Лютера Кинга и Махатмы Ганди.

Парламентская ассамблея Совета Европы для того чтобы не путать формальную и содержательную трактовки, советует использовать для первой концепции – «верховенство закона», а для второй – «верховенства права». Согласно определению, данному в 2004 году в докладе Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах», «Господство права — это понятие, составляющее саму суть миссии ООН. Речь идет о таком принципе управления, в соответствии с которым все лица, учреждения и структуры, государственные и частные, в том числе само государство, функционируют под действием законов, которые были публично приняты, в равной степени исполняются и независимо реализуются судебными органами и которые совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека». [3; с. 365]

История развития прав и свобод человека тесно связана с постоянными угрозами, стоявшими перед человечеством на протяжении веков. Необходимость защиты нормальной жизнедеятельности и выживания привела к появлению прав и свобод, которые со временем стали неотъемлемой частью общества. Гуманистические идеи равенства, защиты от насилия и дискриминации выросли на почве необходимости обеспечить каждому человеку безопасность и справедливость.

Права человека являются важнейшим компонентом любой системы права. Они отражают сущность правовой системы, представляя собой субъективно-исторический аспект ее функционирования. На протяжении истории различные правовые системы включали в себя концепцию личности как субъекта права и соответствующие представления о ее правах и обязанностях. От примитивных и ограниченных до высокоразвитых форм прав человека, эти гарантии становятся неотъемлемой частью правопорядка.

Право без уважения к правам человека лишено смысла и эффективности. В то же время, права человека невозможно существовать вне контекста правовой системы. Они являются основой для построения справедливого и инклюзивного общества. Важно понимать, что права человека не только гарантируют индивидуальные свободы, но и определяют ответственность перед обществом и законом.

Идея прав человека всегда являлась эволюционным процессом, который начинается на уровне теории и постепенно проникает в общественное сознание. Прежде чем стать предметом законодательного регулирования, она должна пройти через различные этапы развития и осознания. Важным фактором, способствующим возникновению идеи прав человека, являются социальные, экономические и политические предпосылки. Каждый из этих аспектов влияет на формирование понимания и признания прав личности.

Исторический контекст и социокультурные изменения сыграли значительную роль в развитии концепции прав человека. Стремление к равенству, справедливости и свободе всегда было движущей силой защиты прав и свобод личности. Эти идеи проникали в общественное сознание и формировали основы для последующего законодательного признания прав человека. [4; c. 382]

Важным аспектом культурного прогресса в ходе исторического развития являлось увеличение гуманности, как в праве, так и в морали, философии и религии. Общество эволюционирует, и к примеру, античный раб, мог обладать куда большим набором прав и свобод, чем дикарь. В свою очередь крепостные в средневековье находились еще в более лучшем положении чем рабы невольники в античности, хоть и не все исследователи с этим согласны. Но главным толчком для развития прав и свобод личности стала буржуазная революция, заложившая условия формирования свободы для всех членов общества. Также несмотря на хаос и социальные потрясения путь развития человечества в сторону свободы обрастает новыми институтами и прогрессивными элементами, что является важным аспектом развития общества. Философы эпохи Просвещения, такие как Спиноза, Д. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклин и Т. Джефферсон, жившие в различных странах (Голландия, Англия, Франция, США), активно выступали против феодализма и призывали к установлению принципов правового господства в отношениях между государством и индивидом. Они разрабатывали идею общественного договора как основы для возникновения и законности властных структур. В их концепции естественного права основным источником прав человека была природа самого человека, его биосоциальные характеристики, которые рассматривались как неотъемлемые и природные, а не предоставленные правителями. Эти идеи стали одним из фундаментов для развития принципов правосудия и демократии в современном мире.

Идеи свободы, равенства и социальных возможностей, выраженные в фундаментальных правах человека, играют ключевую роль в признании и уважении его достоинства. Эти идеи не только поддерживают возможность ведения полноценной жизни, но и обеспечивают основание для стремления к достижению необходимого уровня благополучия. Следует отметить, что концепция свободы включает в себя не только отсутствие препятствий и давлений со стороны государства, но также гарантирует возможность самореализации и самовыражения каждого индивида в обществе. Социальные возможности, предоставляемые человеку, являются необходимым инструментом для формирования справедливого и равноправного общества. Обеспечивая доступ к образованию, здравоохранению, труду и другим сферам жизни, они способствуют созданию условий для полноценного развития личности и реализации ее потенциала. Со временем права становятся распространенными и охватывают все большее количество людей. В современном мире признание и защита прав человека становятся неотъемлемой частью государственных и международных норм и стандартов. [5]

Таким образом, гарантирование прав человека не только способствует уважению его индивидуальности, но и является фундаментом для развития свободного, справедливого и прогрессивного общества. Каждый человек имеет право на свою неприкосновенность и заслуживает равного уважения со стороны общества.

 

Список литературы:

  1. Бредихин А. Л., Парфенов Н. П. О функциональной теории возникновения государства // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. №4.
  2. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, от 4 октября 2022 года // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.04.2024).
  3. Жадан, В.Н. Об идее, понятии и конституционных основах правового государства в России / Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - № 1. - С. 365-372.
  4. Говорова А.О, Табакова Н.А - Институт прав и свобод человека в его современном понимании с учетом исторического поступательного формирования // Общество и право. 2017. №4 c. 62.
  5. Дорсен Н. Природа и пределы гражданских свобод в США // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. М., 1994.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.