Статья опубликована в рамках: CXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2024 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭТИЧНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТАКТИКИ
Проблематика соблюдения этических норм в процессе расследования преступлений, а также их соотношение с критериями эффективности является дискуссионной. Эффективное достижение целей расследования при минимальных трудовых затратах, установление истины по расследуемому преступлению на основе собранных доказательств вступает в противоречие с этическими установками, свойственными современному гражданскому обществу и правовому государству. Наиболее ярко сущность данных противоречий проявляется при производстве отдельных следственных действий, неизбежно возникают разногласия между целями расследования преступных деяний и сложившимися в конкретном государственно-общественном образовании этическими, моральными и иными социальными нормами поведения цивилизованного человека.
В процессе исследования связи этичности и криминалистической тактики мы изучили мнение ряда учёных по данному вопросу. Некоторые из них трактуют нравственные отношения в уголовном процессе в качестве непроцессуальных отношений из области морали. Сухова И.И. пишет по этому поводу: «взгляд на нравственные отношения как на отношения непроцессуальные в уголовном процессе стоит преодолевать» [8].
Кони А.Ф. утверждал: «Облекая правду в определённые формы, он (судья, лицо, ведущее уголовный процесс) должен способствовать в каждом отдельном случае восстановлению нарушенного порядка. Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках» [2]. Авторы в данных высказываниях подчёркивают важность этических, моральных и нравственных начал в уголовном процессе, и в том числе криминалистической тактике, их неотъемлемость и необходимость при проведении отдельных процессуальных действий.
Доктор юридических наук, профессор кафедры частного права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» Савостин А.А. в статье «Проблемы соотношения этических основ и критерия эффективности в расследовании преступлений» пишет следующее: «можно утверждать о концептуальной невозможности реализации государственно-общественной воли, объективированной в конституционных и уголовно-процессуальных нормах, посредством испорченного либо переродившегося инструментария, которым однозначно выступает утративший морально-этические ориентиры сотрудник правоохранительной системы. Образ законности будет умышленно либо неумышленно попираться таким исполнителем государственного волеизъявления и ежедневно наносить существенный репутационный урон как системе правовой охраны, так и государству в целом» [6]. То есть, сотрудник правоохранительной системы является олицетворением и носителем государственной и общественной воли, а значит должен соответствовать ряду требований и идеалов, так как в ином случае он тем или иным образом будет наносить вред существующему конституционному строю и сложившимся в обществе представлениям о справедливости и законности.
Изучив литературу по выбранной теме, мы пришли к выводу, что выработанные юридической наукой принципы уголовного процесса включают нравственные нормы и являются закономерным итогом эволюционного развития общества и государства. Фундаментальные этические принципы проецируются на развитие уголовного процесса в целом. Более подробная регламентация этических норм содержится в нормах уголовного процесса, которые детализируют конкретную стадию уголовного процесса, процедурные аспекты реализации следственных действий, правовое положение того или иного субъекта уголовного процесса, его правосубъектность и т.п.
В процессе расследования и раскрытия преступлений следователь сталкивается с рядом проблемных ситуаций различной сложности, зависящих от степени информационной неопределённости момента расследования, наличием профессиональных знаний, навыков и умений субъекта расследования, имеющихся в распоряжении средств и характером противодействия расследованию со стороны заинтересованных лиц [4, c. 3].
В основе формирования содержания научных положений и рекомендаций в области криминалистической тактики лежат нормы уголовно-процессуального законодательства, положения других разделов криминалистики, других наук, а также передовой опыт расследования и раскрытия преступлений [4, c. 4].
В целом, положения криминалистической тактики оптимизируют процесс собирания и исследования, использования доказательств. Здесь важным является существование определённых условий применения тактических приёмов, самые общие из них можно рассматривать в качестве принципов. К таким условиям относятся правомерность, научность, этичность и максимальная безопасность, в своей совокупности, определяющие допустимость применения того или иного тактического приёма. Невозможность соблюдения хотя бы одного из условий влечёт за собой недопустимость применения такого приёма. Этичность заключается в том, что применение определённого приёма в сложившейся ситуации не должно выходить за рамки морали и нравственности, также оно не должно быть сопряжено с оскорблением чести и достоинства лиц, в отношении которых он применяется, и разглашением интимных подробностей личной жизни.
Деятельность правоохранительных органов в той или иной степени затрагивает как общественные, так и личные интересы. Она сопряжена с множеством нравственных проблем, вытекающих из специфики целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Предоставление властных полномочий и, как следствие, моральной санкции на проведение мероприятий по охране и защите прав граждан налагает на сотрудников большую ответственность, а также обязанность придерживаться границ допустимых действий, связанных с выполнением служебных функций.
На наш взгляд, проблема соотношения этических начал при производстве тактических действий и её соотношение с эффективностью принимаемых мер по обнаружению и раскрытию преступлений является актуальной в настоящее время. Причиной тому является необходимость проведения ряда действий, которые сопряжены с морально-нравственными отношениями и интимной стороной жизни человека. Например, при расследовании изнасилований и насильственных действий сексуального характера необходимо незамедлительно провести допрос потерпевшей, свидетелей, осмотреть место происшествия, что является прямым вторжением в личную жизнь человека и соответственно требует соблюдения определённого порядка и норм. Особенно ярко это проявляется при проведении следственных действий в отношении малолетних и несовершеннолетних, чья психика находится в процессе формирования, и важно учитывать особенности их личности, чтобы не нанести вред.
Мы проанализировали статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции по осуществлению правосудия за первое полугодие 2023 года. Так, судами было рассмотрено 15 427 уголовных дел с вынесением приговора, число осужденных лиц – 16 771, из них за преступления против жизни и здоровья – 1194 человека, за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы – 263, в том числе 36 за изнасилование, 70 за насильственные действия сексуального характера, за преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних – 2769 человек, за преступления против собственности – 6410 человек [1]. Учитывая количество и виды преступлений, относительно небольшие размеры Республики Беларусь, а также короткий период времени, на наш взгляд, вопрос о способах и порядке применения тактических приёмов является наиболее актуальным.
Процесс формирования правовой культуры правоохранительных органов имеет ряд особенностей: претворение в жизнь политики государства; реализация права в форме соблюдения, исполнения, использования и применения; принятие решений в ситуациях, детально не урегулированных законом; постоянное общение с различными категориями граждан, многие из которых имеют деформированное правосознание [7, c. 64]
Нами был изучен ряд нормативно-правовых актов Республики Беларусь, что позволило наиболее полно оценить, каким образом вопрос этичности закреплён в белорусском законодательстве. Так, морально-нравственные принципы напрямую закрепляются Конституцией Республики Беларусь. Согласно статье 25 государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам». Также ст. 28 Конституции закрепляет, что каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его частную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство [3].
Основным нормативным актом, который регламентирует и регулирует применение тактических приёмов, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. Особенностями уголовно-процессуального права являются гуманизм и ориентация на создание системы гарантий личности. Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет следующие принципы уголовного процесса, которые основаны на конституционных и напрямую либо косвенно связаны с существующими в обществе моральными ценностями, к ним относятся: законность в уголовном процессе (ст. 8), осуществление правосудия только судом (ст. 9), обеспечение защиты прав и свобод граждан (ст. 10), неприкосновенность личности (ст. 11), защита чести и достоинства личности (ст. 12), охрана частной жизни (ст. 13), неприкосновенность жилища и иных законных владений (ст. 14), презумпция невиновности (ст. 16), всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела (ст. 18), равенство граждан перед законом и равенство защиты их прав и законных интересов (ст. 20) и др. [9].
Проанализировав уголовно-процессуальное законодательство, мы сделали вывод, что многие его положения и нормы имеют выраженную этическую характеристику и включены в Уголовно-процессуальный кодекс в качестве обязательных требований. Так, статья 206 посвящена процедуре освидетельствования и запрещает присутствие лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением тела. Данное требование также распространяется на производство личного обыска. Ярко выраженный этический аспект по сравнению с другими следственными действиями имеет допрос, в связи с этим законодатель установил его продолжительность – не более четырёх часов; перед проведением очной ставки следователь, лицо, производящее дознание, должен установить характер взаимоотношений между её участниками: знают ли они друг друга, в каких отношениях между собой находятся. При производстве очной ставки, предъявлении для опознания и проверке показаний на месте следователю, лицу, проводящему дознание, запрещается задавать наводящие вопросы, а при проверке показаний на месте постороннее вмешательство в этот процесс должно быть исключено. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает перечень возможных следственных действий и содержит рекомендации о порядке их проведения. Совокупное изучение процессуальных правил и тактических приёмов позволяет более полно рассмотреть и уяснить сущность и значение следственного действия, проанализировать связь уголовного процесса и юридической этики [5, c. 175-176].
Таким образом, процесс расследования преступлений, являясь специфической деятельностью специальных государственных органов, предполагает наличие в своей основе определенных этических начал. Частично данные начала оговорены законом, но в своём подавляющем большинстве этические основы обусловлены неписаными нравственными нормами, присущими конкретному обществу.
На наш взгляд, этичность, как одно из фундаментальных понятий для существования и функционирования государства и общества в целом, является определяющим критерием при избрании и осуществлении криминалистической тактики, наряду с правомерностью, научностью и безопасностью. Она является базовым элементом деятельности правоохранительных органов и требует обязательного исполнения всеми участниками уголовного процесса. Понятия о том, что все тактические приёмы должны соответствовать критерию этичности, законодательно не закреплено, однако при анализе положений и норм Уголовно-процессуального кодекса и иных нормативных правовых актов, касающихся данного вопроса, можно сделать вывод, что многие из этих положений и норм имеют выраженную этическую характеристику, но в своём большинстве морально-нравственные основы обуславливаются неписанными этическими нормами.
Таким образом, выработанные юридической наукой принципы уголовного процесса включают нравственные нормы и являются закономерным итогом эволюционного развития общества и государства. Этичность в рамках криминалистической тактики является одним из определяющих факторов возможности применения конкретного криминалистического приёма наряду с правомерностью, научностью, безопасностью и практической целесообразностью. Частично этические начала оговорены законом, но в своём подавляющем большинстве они обусловлены неписаными нравственными нормами, присущими конкретному обществу Этические нормы получили прямое закрепление в Конституции Республики Беларусь, Уголовно-процессуальном кодексе и других нормативных актах, связанных с реализацией как отдельных следственных действий, так и всего расследования в целом, то есть во всех направлениях применения положений криминалистической тактики.
Список литературы:
- Верховный суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/7eb166bc06c4498c.html (дата обращения: 24.12.2023).
- Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Избранные работы. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 152 с.
- Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от 24 нояб. 1996, 17 окт. 2004 г., 27 февр. 2022 г. : [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023. – Дата доступа: 22.11.2023.
- Криминалистика: Учебник: в 3 ч. Ч. 2. Криминалистическая тактика / М-во внутрен. Дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутрен. дел Респ. Беларусь»; [под ред. Г.Н. Мухина]; – 2 изд., испр. – Минск: Акад. МВД, 2010. – 243 с.
- Порубов, Н.И., Порубов, А.Н. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск : Выш. шк., 2003. – 352 с.
- Савостин А.А. Проблемы соотношения этических основ и критерия эффективности в расследовании преступлений // Вестник ВИПК МВД России. – 2022. – № 1(61). – С. 61-63.
- Станишевская, Л.П. Культура профессиональной деятельности : учеб.-метод. пособие. – Минск : БГЭУ, 2014. – 104 с.
- Сухова И.И. Нравственные начала в уголовном судопроизводстве: динамика, тенденции и перспективы научного осмысления // Вестник ВГУ. Сер. право. – 2019. – №3. – С. 292-303
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г. № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобрен Советом Респ. 30 июня 1999 г.: // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023. – Дата доступа: 22.11.2023.
дипломов
Оставить комментарий