Статья опубликована в рамках: CXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2023 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 1990-Х ГОДОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ В ОБЩЕСТВЕ
АННОТАЦИЯ
Представленная статья посвящена влиянию экономического кризиса 1990-х годов на психологическое состояние людей. Последствия мероприятий «шоковой терапии» резко ухудшили материальное положение значительной части общества, проявились в росте суицидов, усилении различных форм зависимости, стрессовых расстройствах.
Ключевые слова: психологическое состояние; экономический кризис; безработица; наркомания; алкоголизм; суицид; стрессовое расстройство; молодежь; материальное обеспечение.
В истории нашей страны 1990-е годы оказались очень тяжелым периодом. Глобальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства вызвали волны экономических, политических и социальных катаклизмов, болезненно воспринимались обществом. В начале 1992 года российским правительством была предпринята попытка осуществить переход к принципиально новой экономической политике, рыночным отношениям. Практически сразу проводимые меры «шоковой терапии» сказались на социальной сфере, существенно усугубив и без того нараставшую в ней напряженность.
Острейшая социально-экономическая проблема на протяжении 90-х годов – безработица, которая стала одной из существенных характеристик социального статуса молодого поколения россиян. Социологические опросы свидетельствовали, что рост безработицы для россиян оставался одной из ключевых проблем на протяжении всего десятилетия. На начало 1998 года доля молодых людей в возрастном диапазоне 16 - 29 лет в общей массе граждан, не имеющих работу, составила 32 % [5, c. 16]. Молодые люди проводили в поисках работы значительную часть времени. В среднем, поиски работы занимали до восьми месяцев. Прямым следствием безработицы было сложное материальное положение молодежи. К концу 1990-х годов 14 % молодых людей едва сводили концы с концами, у 30 % все деньги уходили на продукты питания. Покупку недорогой одежды могли себе позволить 24,8 % [3, c. 48]. Постоянная нехватка денежных средств приобрела хронический характер, становилась жизненной привычкой для миллионов людей. При этом следует отметить, что более чем для половины молодых людей основным источником доходов была заработная плата, которая повсеместно и регулярно задерживалась. Начавшиеся с 1995 года массовые невыплаты и задержки заработной платы приобрели характер хронического явления.
Социальная защита студенчества осуществлялась, но ее уровень был недостаточен. Система материального обеспечения студентов включала в себя: стипендиальное обеспечение, в том числе выплату именных стипендий, выдачу учащимся очной формы обучения доплаты на питание, выделение дополнительных средств инвалидам и сиротам и прочее. Однако размеры выплат не могли в полном объеме удовлетворить повседневные жизненные потребности студентов. В какой-то мере помогала помощь родственников, однако большую долю доходов студентов составляла подработка. Она отнимала много времени и была причиной пропуска занятий, снижения степени усвоения преподаваемого материала со всеми вытекающими из этого последствиями.
В сложные условия попали в 1990-е годы молодые семьи. Их поддержка оставалась одним из самых проблемных направлений государственной молодежной политики. Не более 10-15 % молодых людей ощущали поддержку своих семей со стороны федеральных и местных органов власти. В конце 1997 года финансовое состояние своей семьи оценивала как плохое половина россиян. Лишь 5% человек были удовлетворены своими материальными условиями. Рождение даже одного ребенка переводило немало молодых семей в категорию малообеспеченных. Довольно большой процент браков распадался в течение пяти лет совместной жизни. Ежегодно в стране по причине разводов без одного из родителей оставались сотни тысяч детей.
Желание уйти от неуверенности в завтрашнем дне, шок от обесценивания человеческой жизни, материальных трудностей, стрессы повседневности толкали часть молодежи на поиск компенсаторных механизмов. Одним из них было стремление обрести опору в религии. В 1991 – 1992 годах отмечался бурный рост интереса молодого поколения россиян к церкви и вере, проходивший на фоне общего увеличения экстенсивной религиозности. По состоянию на 1999 год среди опрошенных молодых респондентов 40% считали себя верующими [4, с. 19]. Как обычно, в трудные, смутные времена модным стало верить в магию, астрологию, переселение душ и пр. Прагматизм, ставший одной из ведущих ценностных установок российской молодежи, делал для нее магические практики, имеющие целью с помощью определенных манипуляций воздействовать на внешний мир и получить искомый результат.
Практически полностью отсутствовало желание заниматься общественной деятельностью. Отношение к федеральным и региональным представительным органам власти было весьма скептическим, они не пользовались популярностью. «Издержки» так называемого «переходного периода» не могли не сказаться на качестве молодого поколения и его мироощущении. Молодые люди в большинстве своем скептически оценивали перспективы, особенно в регионах, оказавшихся в особенно сложном экономическом положении.
Ухудшались показатели здоровья молодежи. В конце 1990-х специалисты отмечали, что около 50% выпускников средних образовательных учреждений имели опасные отклонения в физическом и психическом здоровье. Случаи заболевания таким социально опасным заболеванием как туберкулез (причем в открытой форме) фиксировались даже у студентов элитных высших образовательных учреждений [6, c. 11].
Константой стал рост случаев суицида среди юношей и девушек. Обеспокоенность вопросами здоровья у почти 40 % молодежи стояла на первом месте среди проблем личного характера. И это не было простой фобией. Так, за период 1992-1996 годов смертность среди возрастной категории 15-19 лет выросла на 36,4 %, среди возрастной категории 20-14 лет – на 52,3 %, среди возрастной категории 25-29 лет – на 61,9 % [8, с. 3]. В ряде работ были приведены результаты корреляционного анализа связи показателя суицидов (в России и на региональном уровне) с рядом социально-экономических и демографических факторов. На основании полученных результатов сделан вывод о достаточно тесной связи динамики показателя самоубийств с социальными изменениями в России. Условно выделили три типа регионов, в которых уровень суицидов зависит от культурно-этнической характеристики региона; степени его индустриализации; развитости сельского производства. Отмечено, что уровень самоубийств зависит в определенной степени от интенсивности ряда социально-экономических процессов, приводящих к дезадаптации целые категории населения. В 1990 году в стране было зафиксировано 26,4 самоубийств на 100 000 населения, что немного превышало уровень, называемый в документах ВОЗ «критическим» (20 на 100 000). В 1991 году резко, в 1,5 раза, выросло число суицидов - до 40,1 случая на 100 000. В 1992 году частота суицидов несколько снизилась, но уже в 1993 году начался новый подъем, достигший максимума к 1994-1995 годам (42 на 100000). В 1999 году частота самоубийств постепенно снижается, возвращаясь к относительно благополучному уровню 1990 года (26,4 на 100 000), но увеличилась доля самоубийств среди молодежи в диапазоне 15-34 года [1].
В этот период все более угрожающий характер принимали масштабы социального сиротства, ранней алкоголизации, наркомании и токсикомании. В немалой степени ответственность за это лежала на СМИ, с подачи которых употребление одурманивающих веществ воспринималось как атрибут жизни современного, «продвинутого» молодого человека. Теневая экономика, рост коррупции, социальные проблемы способствовали распространению наркотиков. Широкое распространение среди молодежи наркотики получили благодаря субкультурам, рок-музыке, стилягам и панкам. Так же война в Афганистане способствовала ввозу еще большего количества наркотиков. Общее количество наркоманов в 1992-2014 годы увеличилось в 8 раз [9].
В годы второго периода реформ (1996-1999 гг.) показатели психического здоровья населения продолжали ухудшаться. Болезненность и заболеваемость психическими расстройствами увеличились по сравнению с 1995 г. на 6 и 7,5% соответственно. К стрессу социальных изменений добавились факторы социального неблагополучия: ухудшение материального положения, угроза безработицы или вынужденной смены профессии, обострение криминальной ситуации в стране [8, c. 4]. Помимо перечисленных психических заболеваний, часто встречались люди с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и синдромом выученной беспомощности.
ПТСР — это состояние ментального здоровья, которое детерминировано пугающим событием – как реально пережитым индивидом, так и наблюдаемым со стороны. Многие люди, пережившие травматические события, могут иметь ряд трудностей адаптации и преодоления стресса, но со временем при надлежащей заботе о себе им обычно становится лучше. Если же симптомы усугубляются, длятся месяцы или годы и препятствуют нормальной жизнедеятельности, можно говорить о посттравматическом стрессовом расстройстве. По данным исследований, в 1990-е годы показатели частоты возникновения ПТСР существенно возросли. Если в 1980-е годы они составляли 1 - 2 % от общей популяции, то в недавних исследованиях, опубликованных в США, они соответствуют 7,8 % [7].
Синдром выученной беспомощности — это состояние, при котором человек ощущает безысходность и отсутствие контроля над своей жизнью. Возникающая психологическая реакция переживания бесполезности и бессилия может быть следствием негативного опыта, когда человек многократно сталкивается с ситуациями, в которых его действия оказываются бесполезными или не приводят к желаемым результатам. Человек, страдающий от этого синдрома, может иметь убеждения о своей некомпетентности и бесполезности, что ведет к повышенному уровню тревожности и депрессивного состояния. В результате, человек может перестать принимать активное участие в решении проблем, так как у него нет веры в себя и свои способности.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономический кризис 1990-х годов оказал негативное влияние на психическое и физическое здоровье населения. Последствия экономического кризиса, рост безработицы, привели к росту самоубийств, увеличилось количество людей, страдающих разными формами зависимости. Из-за постоянного стресса у многих людей сформировались посттравматическое стрессовое расстройство и синдром выученной беспомощности.
Список литературы:
- Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. «Психическое здоровье Россиян» // Человек. – 2002. - №6
- Емельянов В.А. Девиация молодежи как следствие «шоковых реформ» середины 90-х гг. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 4(4).
- Криворученко В.К. Л.А. Гегель «Кризис 17 августа»: Отражение в массовом сознании молодых россиян // Основные проблемы социального развития России – Аналитический вестник. № 6(94) Российская молодежь: Реалии и прогнозы. - М., 1999.
- Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества // Аналитический Вестник. - М., 1999
- Открытые парламентские слушания на тему: «Проблемы государственной молодежной политики в Российской Федерации и пути их решения» в Государственной Думе: (хроника, аннот., обзор) / Федеральное собр.-Парламент Рос. Федерации. Гос. Дума Январь-июнь 1999 года.
- Парламентские слушания на тему: «Проблемы государственной молодежной политики в Российской Федерации пути их решения» (Комитет по делам женщин, семьи и детей). - СПб. - М., 25-26 января 1999.
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - симптомы и лечение [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://probolezny.ru/rasstroystvo-stressovoe-posttravmaticheskoe/ (дата обращения: 29.09.23).
- Психическое здоровье населения Российской Федерации в период 1992-2010 гг. // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова - М.,2013.
- Социальная политика в России. - 1997. - № 5 (29).
- Целинский Б.П. Современная наркоситуация в России: тенденции и перспективы // Нет – наркотикам [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/5_5366.htm.\ – (дата обращения: 30.09.23).
Оставить комментарий