Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 июля 2023 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пашнина У.Г. ВЛИЯНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ТЕЛА НА РИСК ФОРМИРОВАНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(124). URL: https://sibac.info/archive/social/7(124).pdf (дата обращения: 03.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ВЛИЯНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ТЕЛА НА РИСК ФОРМИРОВАНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Пашнина Ульяна Григорьевна

студент, кафедра генетической и клинической психологии, Томский государственный университет,

РФ, г. Томск

АННОТАЦИЯ

Научная статья посвящается исследованию влияния образа тела на риск формирования расстройств пищевого поведения - нервной булимии и анорексии. Актуальность этого вопроса связана с увеличением случаев заболевания РПП из года в год, смертельно опасными и вредными для здоровья последствиями этого заболевания. В публикации произведен анализ наличия риска формирования РПП, выявлен уровень удовлетворенности у участников исследования собственным телом. В статье представлена статистически значимая связь между уровнем неудовлетворенности собственным телом и наличием риска возникновения нервной анорексии и булимии.

 

Ключевые слова: риск нарушений пищевого поведения, искаженный образ тела, нервная анорексия, восприятия образа собственного тела, ограничительное пищевое поведение, очистительное пищевое поведение.

 

Человек в современном мире окружен большим количеством информации - миллионы картинок, тысячи статей о том, как выглядит “счастливый и успешный” человек. Существует огромное количество “рецептов” от проблем, которые есть в обществе, в самих людях, но, к сожалению, многие проблемы проистекают из самого общества. Человек в этом потоке бесконечной информации дезориентирован, и поэтому так сильно нуждается в каком-то эталоне, идеале, понятном и простом. Но, к сожалению, “идеалы”, которое предоставляет общество нереалистичны, но вездесущи. Так, например, худоба преподносится как залог счастья, она связывается и с социальным принятием, и с успехом в карьере, в личной жизни и т.д. Люди, стремясь к своему понятному, единому для всех эталону, постоянно сравнивают себя с другими людьми, меняют своё отношение к своему собственному образу в зеркале, непременно находя то, что можно и нужно исправить, “дохудеть”, “докачать” и т.д. Средств для достижения общепринятого “формата” тела достаточно много, но в общем их можно разделить на здоровые, адаптивные и нездоровые, неадаптивные. Как правило, здоровые и адаптивные средства требуют терпения, времени. Куда “привлекательнее” выглядят средства, дающие результат быстрее и якобы эффективнее, поэтому выбор осуществляется в сторону дезадаптивных механизмов снижения веса. Дезадаптивными механизмами являются голодание, диеты и т.д. Использование таких способов изменения себя приводит к развитию расстройств пищевого поведения. Безусловно, люди, страдающие нервной булимией и анорексией, получают помимо снижения качества жизни и другие критически опасные последствия для организма: нарушение работы сердечно-сосудистой системы (впоследствии может быть остановка сердца), систем внутренних органов, опорно-двигательной системы, разрушение зубной эмали и т.п.  Ухудшение состояние организма сказывается на его внешнем виде, что усугубляет видение себя, образа своего тела. Исследования показывают, что негативные представления о своем теле связаны с низкой самооценкой и снижением психологического благополучия в целом [1, 8]. Поэтому так важно рассмотреть предикторы развития расстройств пищевого поведения, а именно - фактор образа собственного тела, поскольку исследования показывают сопряженность РПП и негативного образа собственного тела [6, 5, 4].

Расстройство пищевого поведения (РПП) — это патологические состояния, связанные с нарушениями в питании и отношением к пище. РПП могут проявляться в различных формах, включая нервную анорексию и булимию.

РПП может рассматриваться как дисфункциональная жизненная стратегия, направленная на то, чтобы справиться со своими эмоциями, характеризующаяся гендерной специфичностью с преобладанием у лиц женского пола [2].

Нервная анорексия характеризуется ограничением приема пищи, снижением массы тела и патологическим страхом набрать вес. Нервная булимия характеризуется повторяющимися приступами переедания и сильным беспокойством по поводу контроля массы тела. Оба расстройства связаны с негативным отношением к своему телу и желанием контролировать свой вес, но механизмы, приводящие к этим нарушениям, различаются.

Расстройства пищевого поведения, такие как анорексия и булимия могут быть вызваны различными факторами. Биологические факторы, такие как генетическая предрасположенность и дисфункция регулирующих пищевое поведение нейромедиаторов и гормонов, могут способствовать возникновению РПП. Влияние культуры, семейные и личностные факторы также могут повысить риск развития РПП. Низкая самооценка и перфекционизм могут поддерживать анорексию и булимию. Негативное восприятие своего тела также может привести к развитию РПП. Симптомы РПП могут усугубить низкую самооценку и негативные эмоции, что только усиливает "цикл расстройства".

Низкая самооценка может привести к негативному восприятию образа своего тела. Под “Образом тела” понимается комплексное единство восприятия (как себя, так и окружающего), оценок, установок и представлений, связанных с внешностью и с функциями тела. Это чувственный ментальный эквивалент тела в сознании субъекта [3].

Образ тела является   представлением о “целостности” человека.

Он включает в себя психологическое представление о собственном теле, включающее в себя как эмоциональные, так и физические аспекты. Образ тела может быть положительным или отрицательным, и формируется он в процессе жизнедеятельности под влиянием различных факторов, начиная со стереотипов красоты, семейных отношений, травматических событий и заканчивая наличием физических или психических заболеваний [10].

Безусловно, образ собственного тела играет важную роль в развитии расстройств пищевого поведения, таких как анорексия и булимия. Люди, страдающие этими расстройствами, в основном имеют негативное восприятие своего тела, которое и приводит к экстремальному похудению или увеличению веса, чрезмерным упражнениям, нарушению нормального пищевого поведения и другим проблемам [9]. Так, люди с анорексией могут видеть свое тело как невероятно толстое, несмотря на то что они уже сильно снизили вес, и люди с булимией также имея искаженное представление о своем теле, ограничивают себя в еде, а после - страдают от бесконтрольного переедания, которое впоследствии компенсируют с помощью рвоты, длительных занятий спортом и других деструктивных способов контроля веса.

Независимо от причины, искаженный образ тела может стать фактором риска развития расстройств пищевого поведения - нервной анорексии и булимии [11].

Эмпирическое исследование влияние образа тела на риск формирования расстройств пищевого поведения

Гипотеза: существует прямая корреляция между искаженным образом собственного тела и риском формирования расстройств пищевого поведения.

Выборка. В исследовании, проводившемся с помощью онлайн-формы на платформе Google с 7 по 22 мая 2023 года, приняли участие 85 человек, из которых 7 человек – мужчины и 78 человек - женщины. Возраст респондентов от 14 и 30+, а именно: 14-17 лет (31,8%), 18-20 лет (25,9%), 21-23 лет (23,5%), 24-27 лет (9,4%), 28-30 лет (4,7%), после 30 (4,7%) с уровнем образования преимущественно с высшим образованием (36,5%), средним общим (27,1%) и основным общим образованием (24,7%), 10,6% имеют среднее профессиональное образование.

Методики:

Тест пищевых установок – Eating Attitude Test (EAT-26) - используется для диагностики анорексии и булимии. Разработана Д. Гарнером и др. в 1979, а адаптирована О. А. Скугаревским (2007). Методика является надежной и валидной исходя из исследований [7]. С помощью методики можно будет выявить группу лиц с возможным риском РПП.

Голландский опросник пищевого поведения - The Dutch Eating Behaviour Questionnaire (DEBQ) - методика разработана в 1987 году голландским психологом, Татьяной Ван Стриен, в коллективе психологов. Используется для выявления типа пищевого поведения: ограничительного, эмоциогенного и экстернального пищевого поведения.

Данные методики позволяют выявить присутствие или отсутствие склонности к нервной анорексии и булимии.

Опросник Образа Собственного Тела (ООСТ) - разработан О.А. Скугаревским, С.В. Сивухой. Методика позволяет исследовать такие особенности отношения человека к своему телу, как удовлетворенность или неудовлетворенность весом, формой тела, специфическими его частями и другие особенности.

Результаты исследования:

По методике EAT26 - Тест пищевых установок: в среднем у респондентов наблюдается повышенная вероятность наличия расстройства пищевого поведения - предположительно, анорексии или булимии, то есть в среднем в выборке наблюдается несколько искаженное восприятие своей физической формы и присутствует беспокойство об увеличении веса. В процентном соотношении 57,6% респондентов не имеют склонности к нервной булимии и анорексии, однако 42,4% эту склонность имеют.

Результаты по методике DEBQ - Голландский опросник пищевого поведения: в выборке в среднем присутствуют отклонения от нормального пищевого поведения во всех трех типах пищевого поведения. В среднем в выборке людям характерно ограничительное пищевое поведение - избыточные пищевые самоограничения и бессистемные слишком строгие диеты, применяемые длительное время, которые достаточно быстро сменяются периодами сильного переедания. В результате такого поведения человек находится в постоянном стрессе - во время самоограничений он страдает от сильного голода, а во время перееданий он страдает от того, что опять набирает вес, и все его усилия были напрасны.

Для выборки также характерна девиация пищевого поведения в сторону Эмоциогенного - человек ест не потому, что голоден, а потому, что неспокоен, тревожен, раздражен, у него плохое настроение, он удручен, подавлен, обижен, раздосадован, разочарован, потерпел неудачу, ему скучно, одиноко и т. д.

Также присутствует девиация экстернального пищевого поведения, которое проявляется повышенной реакцией не на внутренние стимулы к приему пищи (уровень глюкозы и свободных жирных кислот в крови, пустой желудок и т.д.), а на внешние: витрина продуктового магазина, хорошо накрытый стол, принимающий пищу человек, реклама пищевых продуктов и т.д.

Результаты по методике ООСТ - Опросник Образа Собственного Тела: в среднем, респонденты не удовлетворены своим отражением в зеркале, поэтому они избегают ситуаций, где окружающие могут увидеть их тело, испытывая стыд перед другими, смущение, чувство вины из-за своего веса и своего тела, много негативных эмоций, концентрируясь на недостатках, что значительно ухудшает качество жизни. В выборке 16,5% удовлетворены своим образом тела, а процент людей, неудовлетворенных собственным телом, равен 83,5%.

Результаты корреляционного анализа: у шкалы ООСТ корреляция присутствует со всеми другими шкалами. Самая высокая взаимосвязь в данном случае обнаружена между параметрами ООСТ и EAT26 (r=0,797, p<0,001). Она показывает, что чем выше баллы, характеризующие неудовлетворённость собственным телом, тем выше баллы по методике EAT26, показывающие более выраженные признаки расстройства пищевого поведения. Таким образом, неудовлетворённость собственным телом соответствует наличию риска развития РПП. В методике DEBQ все шкалы коррелируют между собой, за исключением Ограничительного и Экстернального пищевого поведения, поскольку уровень значимости превышает допустимый. Есть высокая связь, показывающая, что наличие эмоциогенного пищевого поведения соответствует экстернальному пищевому поведению (r=0,742, p<0,001). Желание поесть возникает в ответ на состояния с негативными и смешанными эмоциями, то есть нарушается механизм голода-насыщения, нарушен он также и в Экстернальном пищевом поведении – желание поесть стимулирует не реальное чувство голода, а внешний вид еды, ее запах, текстура либо вид других людей, принимающих пищу.

Таким образом, люди, недовольные своим образом тела, чаще подвержены риску развития нервной булимии и анорексии. Группа риска — это люди с высокими показателями неудовлетворенности собственным телом, это в свою очередь коррелирует с высокими показателями по склонности к развитию РПП. То есть гипотеза о том, что существует прямая корреляция между искаженным образом собственного тела и риском формирования расстройств пищевого поведения - нервной анорексии и булимии, подтверждена статистически.

Выводы исследования: Данное исследование представляет собой выявление статистически значимой связью между РПП и искаженным образом собственного тела. Существует прямая корреляция между искаженным образом собственного тела и высоким уровнем риска формирования РПП.

Изучение влияния восприятия собственного тела на риск развития этих расстройств может иметь важное значение для разработки эффективных стратегий профилактики и лечения.

 

Список литературы:

  1. Brechan I., Kvalem I.L. Relationship between body dissatisfaction and disordered eating: mediating role of self-esteem and depression // Eating Behaviors. 2015. Vol. 17. P. 49—58. doi:10.1016/j.eatbeh.2014.12.008
  2. Василенко Л.М., Горобец Л.Н., Буланов В.С., Литвинов А.В. Варианты нарушений пищевого поведения у больных с аффективными расстройствами: антропометрические и биохимические аспекты проблемы // Социальная и клиническая психиатрия. - 2021. - С. 20–28.
  3. Газарова Е.Э. Психология телесности. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002–192 с.
  4. Иванов Д.В., Хохрина А.А. Образ тела у подростков с нарушениями пищевого поведения // Вестник университета. - 2019. - №3. - С. 198–204.
  5. Келина М.Ю., Маренова Е.В., Мешкова Т.А. Неудовлетворенность телом и влияние родителей и сверстников как факторы риска нарушений пищевого поведения среди девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. - 2011. -  Том 16. - № 5. - С. 44–51.
  6. Кулагина И.Ю., Ружина О.И. Образ тела, самооценка и риск нарушений пищевого поведения у девочек младшего школьного возраста // Консультативная психология и психотерапия. - 2022. - №1. - С. 132–148.
  7. Мешкова Т.А., Митина О.В., Шелыгин К.В., Александрова Р.В., Николаева Н.О. Тест пищевых установок (ЕАТ-26): оценка психометрических характеристик и факторной структуры на неклинической выборке 876 студенток [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 1. C. 66–103. DOI: 10.17759/cpse.2023120104
  8. Neumark-Sztainer D., Butler R., Palti H. Eating disturbances among adolescent girls: Evaluation of a school-based primary prevention program // Journal of Nutritional Education. 1995. Vol. 27 (1). P. 24—31. doi:10.1016/S0022-3182(12)80262-7
  9. Своеволина Н.А., Дисфункциональный образ тела в контексте нарушения регуляции эмоций при симптомах расстройств аффективного спектра: выпускная квалификационная работа специалиста по направлению подготовки: 37.05.01 - Клиническая психология. - Барнаул, 2020.
  10. Сотникова А.А. Связь образа тела и расстройств пищевого поведения у лиц с нервной анорексией и булимией // Трибуна ученого. - 2020. - №6. - С. 188–195.
  11. Фильштинская Е.Г., Аборина М.В., Беленова М.Т., Факторы риска развития анорексии у девушек // Universum: психология и образование. 2015. №9–10 (19).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий