Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2023 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кибенко И.И. ОБРАЗ РЕЛИГИИ В СОЗНАНИИ МОЛОДОГО РОССИЯНИНА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(123). URL: https://sibac.info/archive/social/6(123).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ОБРАЗ РЕЛИГИИ В СОЗНАНИИ МОЛОДОГО РОССИЯНИНА

Кибенко Инна Игоревна

студент, кафедра социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный университет,

РФ, г. Белгород

THE IMAGE OF RELIGION IN THE MIND OF A YOUNG RUSSIAN

 

Inna Kibenko

Student, Department of Sociology and Organization of Work with Youth, Belgorod State University,

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

В статье приведены результаты исследования, проведенного в разных регионах Российской Федерации: Белгородской области, Пензенской области, Нижегородской области, Свердловской области и республики Татарстан. В исследовании принимала участие молодежь в возрасте от 14 до 35 лет. Методами сбора данных послужили анкетный опрос, фокус-групповое интервью, экспертное интервью.

ABSTRACT

The article presents the results of a study conducted in different regions of the Russian Federation: the Belgorod region, the Penza region, the Nizhny Novgorod region, the Sverdlovsk region and the Republic of Tatarstan. The study involved young people aged 14 to 35 years. The methods of data collection were questionnaire survey, focus group interview, expert interview.

 

Ключевые слова: религия; религиозность; молодежь.

Keywords: religion; religiosity; the youth.

 

Авторское исследование «Образ религии в сознании молодого россиянина» проводилось в период с 20.03.2023 по 15.05.2023 посредством трех методов: массовый опрос, фокусированное групповое интервью, экспертное интервью.

Массовый опрос был проведен среди 580 участников – молодежи Российской Федерации, отобранной по признакам пола и возраста.

Для уточнения, дополнения и объяснения результатов анкетного опроса были применены качественные методы: фокусированные групповые интервью среди молодежи г. Белгорода, а также экспертные интервью.

Прежде чем определить образ религии в сознании молодого россиянина, следует обратить внимание на то, что олицетворяет собой религия для молодежи. По данным проведенного опроса лидирующими понятиями оказались «Свод моральных норм и правил» (55,9%), «Богослужения, культовые здания, общественная деятельность» (47,2%) и «Культурная, национальная традиция» (47,9%). Соответственно, данные определения для респондентов оказались наиболее подходящими под понятие «религия» (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Что для Вас значит религия? Укажите не более 3-х вариантов ответа.»

 

Вопрос, касающийся вероисповедания респондентов, позволил понять, какая религия преобладает среди российской молодежи. Большая часть респондентов отметили своей религией «православие» (38,1%). Также, часть российской молодежи исповедуют ислам – 16 %. Лидирующими позициями в данном вопросе стали позиции «Не исповедую ни одну из религий» и «атеист», они набрали 15% и 15,2%, соответственно. Данные позиции являются наиболее популярными среди предложенных. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть российской молодежи верующая (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Какого вероисповедания вы придерживаетесь?»

 

Однако, один из экспертов высказал иное мнение: «Я думаю, что большая часть молодежи, как в общем-то и поколение их родителей – они неверующие, хотя не все из них себя таковыми считают, часть из них считает себя верующими, но на самом деле до этого по критериям не дотягивает. Но из этих неверующих очень много сочувствующих религии, особенно религии, которая составляет их традиции, это называется «культурная религиозность», и позитивный фон именно по отношению к этим религиям.».

Далее необходимо было выявить изменения в позиции респондентов по отношению к религии. Так, наиболее популярными позициями оказались «Был(-а) и остаюсь верующим(-ей)» и «Был(-а) и остаюсь неверующим(-ей)», набравшие 55,2% и 27,4%, соответственно. Так, можно сделать вывод о том, что у 82,6% молодежи позиция по отношению к религии осталась неизменной (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Какой вариант больше всего соответствует Вашей жизни?»

 

Данный вопрос мы задали участникам фокус-группы, которые описали иную позицию: «Я сначала был верующим по одной простой причине, что родители скорее не навязывали даже. Я смотрел на родителей и просто брал с них пример, потому что в детстве не имел своей точки зрения. Далее я перестал верить совсем, у меня была четкая позиция, что я не верю ни в религию, ни в Бога. Сейчас я придерживаюсь того, что Бога нет, но религия в моей жизни присутствует.». С такой позицией согласился и другой участник: «Да позиция изменялась. Сначала мне навязывали, я не понимал для чего и зачем ходить в церковь, креститься и так далее, потом я полностью отрекся, был атеистом. Потом определенные ситуации в жизни произошли, которые привели меня к вере.».

Для того чтобы понять степень религиозности респондентов, был задан вопрос, касающийся религиозных норм и предписаний. Так, стараются придерживаться предписаний религии и исключают всё то, что попадает под религиозный запрет всего 9% молодежи. Можно сделать вывод, для большинства молодежи религиозные нормы не имеют большого влияния (Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Придерживаетесь ли Вы в жизни религиозных норм и предписаний?»

 

Для большинства респондентов наиболее авторитетным в вопросах основных ценностей, смысла жизни является «семья» (65,5%) и «собственные поиски» (61,2%). Наиболее популярная позиция среди «частично авторитетных» является «круг друзей, знакомых» (58,8%), а также «школа и университет» (54,5%). Наименее авторитетным являются «лидеры мнения, блогеры» (57,6%), «политики» (56,4%), и «сетевое сообщество» (55,2%). Таким образом, в вопросах основных ценностей, смысла жизни авторитетом для молодежи является семья и собственные поиски (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «В какой степени авторитетны для Вас в вопросах основных ценностей, смысла жизни:»

 

Так же для определения образа религии в сознании молодежи, респондентам предлагалось оценить современность религии. 38,3%, что является большинством, оценили на «3». Таким образом, религия для молодежи является ни устаревшей, ни актуальной (Рисунок 6).

 

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Оцените, насколько религия несёт устаревшие или актуальные в современности ценности и смыслы жизни? (1 - религия в основном устаревшая и архаичная, 5 - религия в основном актуальна и современна)»

 

Гайд фокус-группы также включал в себя данный вопрос, на который участники сошлись на едином мнении: «Религию нельзя оценивать с точки зрения времени, она существует очень давно и преобразуется вместе с обществом.»; «В любом случае, я считаю, что-то должно оставаться на том уровне, на котором оно было. То есть мы же не можем в церковь вместо икон поставить планшеты или телевизоры. Мне кажется, что это не устаревшее, просто оно и должно таким оставаться.».

Один из экспертов высказал схожую точку зрения: «Я думаю, они [молодые люди] могут её оценивать, как ту, которая имеет место быть.».

Для того чтобы понять, какие источники являются основными для молодежи при получении информации о вопросах религиозной жизни, был задан следующий вопрос. Респонденты выделили три основные источника: во-первых, беседы с членами семьи, родственниками – 46,9%, во-вторых, Интернет – 34,7%, в-третьих, беседы с друзьями, знакомыми и сослуживцами – 27,9%. При этом, 25,5% опрошенных отметили, что не интересуются такими вопросами. Так, для молодежи основными источниками получения информации о религиозной жизни, традиционных или нетрадиционных религиозных верованиях является семья, Интернет и друзья (Рисунок 7).

 

Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Если Вы интересуетесь вопросами религиозной жизни, традиционными или нетрадиционными религиозными верованиями, то из каких источников обычно получаете информацию?»

 

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Молодежь по-разному воспринимает религию, однако для 55,9% данной возрастной группы религия – это свод моральных норм и правил.

2. Также выяснилось, что большая часть молодежи – верующие: 38,1% опрошенных являются православными, 16% исповедуют ислам. Меньшая часть опрошенных назвали себя атеистами, однако некоторые респонденты высказались о том, что считают себя агностиками.

3. Большая часть российской молодежи в вопросах основных ценностей и смысла жизни не ориентируются на лидеров мнений и блогеров, а также сетевое сообщество. Такие источники как круг друзей, знакомых, школу и университет опрошенные отметили как частично авторитетные, однако наиболее авторитетными молодежь считает семью и собственные поиски.

 

Список литературы:

  1. Богданова, М.В. Религия и ценности поколений в современной России / М.В. Богданова // Архонт. – 2018. – № 1. – С. 27-30.
  2. Емельянова, М.Ю. Религия и молодежь: ключевые факторы взаимодействия / М.Ю. Емельянова // Вопросы духовной культуры – Культурология. – 2014. – №273. – С. 119-124.
  3. Калашникова, М.Б. Особенности религиозности российской молодежи / М.Б. Калашникова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. – № 2 (127). – С. 33-40.
  4. Кобзева, Н.А. Особенности религиозности студентов (на примере православия) / Н.А. Кобзева // Социс. – 2006. – № 10. – С. 143-146.
  5. Мукатаева, В.И. Отношение современной молодежи к религии / В.И. Мукатаева // Вестник Науки и Творчества. – 2016. – № 4. – С. 303-308.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.