Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2023 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Латыпова Д.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ А.И.ДЕНИКИНА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(123). URL: https://sibac.info/archive/social/6(123).pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ А.И.ДЕНИКИНА

Латыпова Дильбар Рауфовна

магистрант, институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

РФ, г. Уфа

Алмаев Рустам Закирович

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц. ИПСГО  Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

РФ, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу политических взглядов А.И. Деникина. Главное внимание уделяется главной политической идее – переходу России к конституционной ограниченной монархии. Делается вывод о приверженности Деникина «либеральному консерватизму», т.е., сочетанию экономической, идеологической свободы личности с твердой государственной властью, патриотизмом и верностью историческим традициям.

 

Ключевые слова: политические взгляды, реставрация, конституционная монархия, либеральный консерватизм.

 

Несмотря на большое количество публикаций на тему Гражданской войны в России, трагические страницы данного периода истории нашей страны все еще сохраняют большое количество «белых» пятен. События 1918-1920 годов подвергаются непрерывной переоценке и переосмыслению в угоду времени, важное место в трактовке исторических событий занимают персоналии, неоднозначно, оцениваемые современными авторами. Так, в российской историографии наблюдается повышенный интерес к политическим взглядам и собственно к личности Антона Ивановича Деникина.

Биография Антона Ивановича Деникина непроста, и безусловно интересна.  Родился Антон Иванович в деревне Шпеталь Варшавской губернии 4 декабря 1972 года. Отец, выходец из семьи крепостных крестьян, служил в Александровской бригаде пограничной стражи, базировавшейся в Польше. Мать-полька, родом из семьи мелких землевладельцев. Обучение Антона Ивановича началось очень рано, в 4 года под руководством матери, он начал изучение русской грамоты, а в 6 лет уже учился в «немецкой» школе. Окончив 6 классов во Влоцлавске, поступает в «механико-техническое отделение» реального Ловического училища, которое в 1980 году успешно окончил. После окончания реального училища, имея высокие баллы по математике, Антон Иванович имел возможность поступить в любое высшее техническое учебное заведение, но карьера военного привлекала молодого человека больше всего. Следует отметить, что на выбор будущей профессии, оказал влияние и отец Антона Ивановича, майор пограничной службы, бывший крепостной крестьянин Деникин Иван [10, с. 1].

Не трудно догадаться, что большое влияние на зарождение и дальнейшее развитие политических взглядов Антона Ивановича оказала военная среда, образование и сама атмосфера юнкерского училища, в котором он обучался с 1890 по 1892 годы, а также Академия Генерального штаба (1895-1899 гг.). За годы обучения в юнкерском училище у Антона Ивановича сформировалось особое военное восприятие окружающей действительности, в котором важное место занимали такие понятия, как долг государю и Отечеству [8, с. 85].

Царь воспринимался как Верховный Главнокомандующий армии, а долг и святая обязанность офицера царской армии – защита национальных идеалов – государя, Отечество, которое он олицетворял, и веру – православие. Таким образом, за годы обучения в военном училище военно-политические взгляды Антона Ивановича приобретают черты верности, долга и патриотизма. Деникин в эти годы о государственном устройстве мыслит, как сугубо военный человек, очень далекий от политики.

Чтение книг, посещение академических курсов, некоторые связи с петербургской интеллигенцией оказывали влияние на кругозор Антона Ивановича. Знакомство с подпольной пропагандистской литературой, например, «Освобождение» П. Струве, «Красное знамя» А. Амфитеатрова, в которых говорится о необходимости упразднить военное сословие, вызывает у него резко отрицательное отношение к ней. Непонимание сущности армии как государственно-охранительного аппарата, незнание ее быта и взаимоотношений. В рабочем и крестьянском вопросе, явная игра на низменных страстях, в большинстве случаев только ради получения политического веса, без учета интересов государства. Таким предстает взгляд Антона Ивановича на подпольные журналы и литературу, издававшуюся за границей и нелегально проникающую на территорию Российской империи.

Антон Иванович никогда не сочувствовал народничеству, с его террором и призывами к народному бунту, ни марксизму, с его превалированием материалистических ценностей над духовными и уничтожением человеческой личности. Он принял российский либерализм в его идеологической сущности. В связи с этим, у него сформировалось мировоззрение, которое можно обобщенно свести к трем основным положениям: конституционная монархия, радикальные реформы и мирные пути обновления страны. Это мировоззрение Антон Иванович донес практически без изменений до революции 1917 года, не принимая активного участия в политике, всецело отдавая себя армии [3, с. 72].

Накануне, Первой мировой войны, Антон Иванович получил очередное военное звание генерал-майора и был назначен на должность генерала для поручений при командующем войсками Киевского военного округа. Однако штабная работа тяготила его, Антон Иванович подает рапорт о переводе на должность командующего 4-й стрелковой бригады.

С наступлением 1917 года новость о революции в Петрограде доходит и до линии фронта. Через четыре дня, Антон Иванович напишет в своем дневнике, что перевернулась страница истории, новость о революции ошеломляющая, неожиданная и поистине грандиозная, но, в общем, войска отнеслись к ней спокойно. Командующий состав осторожно высказывается о невозможности возврата к прежнему, надеется, что страна получит государственное устройство, достойное великого народа – конституционную ограниченную монархию, а также о победоносном продолжении войны [4, с. 58].

Однако год спустя, разворачивающиеся события вынудят Антона Ивановича отказаться от одного из своих политических принципов – мирного пути обновления страны. Антон Иванович предан принципам монархизма, он рос и воспитывался в военной среде. Отец, окружающая атмосфера во время учебы, служба в царской армии – все внушало мысли о долге, службе и преданности своему Отечеству, которое неразрывно связано с фигурой государя – императора. Он во главе Добровольческой армии, отстаивает интересы белого движения, сражается за свои идеи [5, с. 94].

События 1917-1920 годов, революция и последующая гражданская война приводят к видоизменению политических идей Антона Ивановича, принцип «мирных путей обновления страны» оказывается абсолютно невыполнимым. «Моим всегдашним желанием было, чтобы Россия дошла до этого (конституционная ограниченная монархия) путем эволюции, а не революции. Надежды не оправдались, - приводит слова А.И. Деникина, исследователь Д. Лехович» [7, с. 8]. Антон Иванович Деникин в 1918 году объявляет, что его единственная задача, это борьба с большевиками и освобождение от них России. Это показатель того, что он отступает от принципа «мирного пути обновления страны», под влиянием происходящих событий.

Антон Иванович по-прежнему выступает за реформирование России, а именно за переход к конституционной ограниченной монархии. И, конечно же, за реформирование армии. Укрепление военно-политической мощи России возможно в двух направлениях: создание сильной боеспособной армии и хорошей школы, где «...сеют свет чистый, яркий, горящий полным напряжением разума, правды и любви к родине и монарху». [5, с. 145]. Армия для Антона Ивановича, это инструмент поддержания политического порядка, главная функция которой, состоит в защите монархии и страны в целом.

Отношение Антона Ивановича к личности государя, являвшегося олицетворением монархии, постепенно изменялось, но монархические принципы остаются неизменными, он верит в монархию как в единственную форму организации русского общества. Так, в 1918 году Антон Иванович признает себя монархистом, но с оговоркой «конституционный» [9, с. 149].

В наказе Деникина № 175 от 15 декабря 1919 г. Особому совещанию говорится: «Единая, Великая, Неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка… Борьба с большевизмом до конца… Вопрос о форме правления дело будущего… Русский народ создаст верховную власть без давления и без навязывания… Внешняя политика – только национальная, русская» [1, с. 428–429]. Генерал Антон Иванович Деникин оставляет за народом право выбора формы правления, но, сам придерживается монархических убеждений.

Для обозначения взглядов Деникина хорошо подходит введенный П.Б. Струве термин ««либеральный консерватизм», суть которого в сочетании экономической, идеологической свободы личности с твердой государственной властью, патриотизмом и верностью историческим традициям» [2, с. 13]. А.И. Деникин писал, что его политические взгляды не были тайной и соответствовали либеральному направлению. Но воплощение их в жизнь встречало непреодолимые трудности.

 

Список литературы:

  1. Врангель П.Н. Записки. Ноябрь 1916 – ноябрь 1920 года. Т. 1, 2. М., 2006. 382 с.
  2. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Т. 1. М., 2005. 464 с.
  3. Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1991. 320 с.
  4. Деникин А.И. Старая армия. М., 2005. 516 с.
  5. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вооруженные силы Юга России // Белое дело: В 16 т. Т. 4. М., 1996. 248 с.
  6. Ипполитов Г.М. Деникин. М., 2000. 665 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.