Статья опубликована в рамках: CXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2022 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ ЛЕПКИ НА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДАННОЙ РАБОТЫ
THE INFLUENCE OF MODELING ON THE CREATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN AND RECOMMENDATIONS FOR THE ORGANIZATION OF THIS WORK
Margarita Glyuza
3rd year student, PiMNO department, Technical Institute (branch) of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov,
Russia, Neryungri
Larisa Mamedova
scientific adviser, PhD in Pedagogy, Associate Professor of PiMNO department, Technical Institute (branch) of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov,
Russia, Neryungri
АННОТАЦИЯ
В статье подробно рассмотрена тема творческого развития детей дошкольного возраста на занятиях лепкой как особым видом искусства, способствующим разностороннему развитию ребенка. Данное направление представляет особую значимость и актуальность в современной педагогике, так как активно задействует и развивает такие проблемные показатели как: неразвитая моторика рук, несформированное пространственное мышление и воображение у современных детей дошкольного возраста. Лепка позволяет решать данные проблемы комплексно и ненавязчиво, используя игровые формы, характерные для периода дошкольного развития, поддерживая интерес детей к обучению и творчеству. Работа по данному направлению обеспечивает не только улучшение психофизических показателей развития ребенка, но и воспитание активности, креативности и индивидуальности.
ABSTRACT
The article thoroughly discusses the topic of creative development of preschool children in modeling classes as a special kind of art that contributes to the versatile development of the child. This direction is especially important and relevance in modern pedagogy, as it actively involves and develops such problematic indicators as: undeveloped hand motor skills, unformed spatial thinking and imagination of modern preschool children. Modeling allows us to solve these problems comprehensively and unobtrusively, using game forms, which are peculiar for the period of preschool development, supporting children’s interest in learning and creativity. This direction’s work provides the improvement of psychophysical indicators of children’s development and educates activity, creativity and individuality.
Ключевые слова: педагогика, дошкольное образование, обучение, развитие, творчество, лепка.
Keywords: pedagogy, preschool education, training, development, creativity, modeling.
Лепка – «один из видов изобразительного творчества, подразумевающий создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин и т.п.) путем наращивания или удаления пластической массы» [12, с. 381]. Данный вид деятельности имеет особое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Лепка способствует развитию образного мышления, анализа, зрительного восприятия, памяти, ручных умений и навыков. Также она дает широкие возможности для развития творческой активности дошкольников.
Благодаря тому, что ребенок держит в руках объемную форму пластической массы, вылепленную в образе какого-либо предмета, он скорее начинает осознавать и познавать его – так происходит активация самых разных психофизических процессов. В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [цит. по: 7, с. 27]. В лепке основой является восприятие формы, в то время как, например, в рисовании ребенок видит, прежде всего, линию, цветовое пятно. Специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстетическая направленность. Создание ребенком даже самых простых объемных форм, скульптур – несомненно, творческий процесс, активно задействующий воображение. Так, шарообразный комок пластилина ребенок может представить мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик - кольцом, баранкой. Для дошкольного возраста, по утверждению И. И. Чижовой, характерно, что «наиболее продуктивным развитие воображения оказывается в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым» [цит. по: 1, с. 66]. Во время работы с материалом для лепки ребенок испытывает определенное наслаждение от его пластичности, объемности, от вариативности получаемых форм, возможности постоянной трансформации. Также многими исследователями отмечается успокаивающее действие, оказываемое данным занятием, на психику ребенка, что способствует более легкому и продуктивному развитию различных функций и навыков в процессе занятия, ребенок становится более открытым для восприятия, для обучения и воспитания. Е. В. Купальная пишет: «Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект. Лепка <...> — одна из техник арт-терапии. Этот вид творчества дает возможность выразить эмоции, переживания, страхи, изобразить проблемы в условной форме. Процесс работы снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему» [9, с. 211]. Еще одной характерной особенностью лепки является то, что ребенок осознает различные свойства пластического материала, знакомится с понятием объемной формы, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
На занятиях по лепке перед педагогом ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Л. С. Выготский отмечает: «Важное условие детского творчества: развитие у детей всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического, слухового)» [3, с. 117]. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой развитие данных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет имеет объем, и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творческих способностей.
Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки, при соответствующем обучении, способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стеком, путем наращивания или удаления лишнего материала. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. По утверждению А. С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело… Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» [10, с. 81]. В деятельности, направленной на творческое развитие, игровые методы и элементы показывают себя как одни из наиболее результативных. Объемность лепной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. В. В. Шаронов также замечает, что «творчество по своему содержанию тесно связано с игрой» [13, с. 130]. Эта возрастная особенность позволяет многие темы преподавать в игровой форме, легко воспринимаемой детьми. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки. Т. С. Комарова также отмечает, что «в рисунках, лепке, конструировании каждый ребенок творчески отражает собственные впечатления, полученные от окружающего мира» [8, с. 95].
Лепка отличается большим разнообразием. В работе с дошкольниками традиционно используют несколько видов лепки. Предметная: учит обобщать представления об окружающем мире в конкретных образах. Создание фигурок, которые максимально точно передают форму, пропорции и динамику своего прообраза. Практикуется с первой младшей группы, когда дети создают грибочки, улиток, орешки и пр. Декоративная: воспитывает эстетические чувства, развивает понимание гармонии. Создание объемных элементов украшений для поделок из бумаги и пр. (например, капли дождя на рисунке «Осень» в средней группе), а также лепка птиц, животных в традиции народных игрушек (создание дымковской барышни в подготовительной группе). Освоение этого вида начинается в средней группе. Сюжетная: развивает образное мышление. Создание отдельных фигур, которые объединены общим сюжетом. Отдельные элементы в форме коллективной аппликации вводятся в занятия художественно-эстетического направления со средней группы. Например, дети лепят фигурки героев сказки «Колобок», а затем выставляют их на одну основу. Пластилинография: расширяет представления детей о создании объемных и плоских образов. Этот вид лепки предполагает создание рисунка пластилином. По степени рельефности изображения поделки могут быть барельефом, горельефом и контррельефом.
Л. С. Выготский писал, что «творческая деятельность, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответственна своя форма творчества. Она зависит от других форм нашей деятельности, в частности от опыта» [цит. по: 4, с. 42]. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление, начиная с самого раннего возраста. Для создания оптимального развития творческих способностей детей необходимо создание следующих условий: физических (наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ним); социально-экономических (создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых); психологических (формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний).
На основе различных исследований были разработаны методические рекомендации для воспитателей по организации творческой работы:
1. Педагогу необходимо планировать работу с детьми.
2. Планирование должно носить систематический характер и идти от простого к сложному.
3. Работа по развитию творческих способностей детей должна охватывать все процессы воспитательно-образовательной работы.
4. Необходимо использовать различные методы, формы и приемы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Целесообразно проводить диагностические исследования в начале и в конце каждого учебного года и результаты необходимо письменно фиксировать для того, чтобы видеть их на каждом возрастном этапе.
6. Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей. В. И. Ефремов добавляет к этому, что «непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества» [6, с. 80].
7. Необходимо положительно настраивать детей на творческую деятельность и вовлекать их в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В. И. Тютюнник обращает внимание, что «главным фактором, определяющим развитие потребности и способности к творческому труду, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку [1, с. 35].
Соблюдая все вышеописанные условия творческой работы с детьми, воспитатель должен четко понимать задачи занятий лепкой. Первая младшая группа: практика лепки отдельных элементов — «блинчиков», «колбасок», «шариков» и создание простых предметов с их помощью («Бусы для мамы»); формирование умения работать по образцу (педагог показывает прием — дети повторяют); освоение элементарной предметной лепки (дети создают образы в виде кругов, кубиков); знакомство с нетрадиционными техниками лепки (из теста — в первом семестре, прямой пластилинографией — во втором). Вторая младшая: формирование умения создавать собственные сюжеты на основе сказок, картинок, личного опыта (например, в поделке «Машинка» ребята опираются в том числе и на тот образ, который им знаком из повседневной жизни); освоения формы работы в мини-группе для создания коллективных поделок; развитие умения давать оценку своей работе по критерию «нравится/не нравится». Средняя: развитие умения комбинировать 2–3 цвета в одной поделке; изучение основ сюжетной лепки (малыши в групповой работе учатся создавать сказочные образы, которые выставляются на общую подложку); знакомство с декоративной лепкой; создание рельефных образов с комбинацией изгибов и округлостей (матрешки, фигуры животных); практика лепки в сочетании с другими видами изодеятельности; воспитание чувства коллективной ответственности за результат групповой работы. Старшая, подготовительная: продолжение работы над изучением тонкостей сюжетной лепки (дети учатся менять мизансцены, используя одни и те же образы, к примеру, используя картонный домик и пластилиновых персонажей сказки «Теремок», ребята рассказывают и показывают все перипетии сюжета); освоение декоративной лепки (при рассмотрении тем, связанных с народными промыслами, в технике гжель, хохлома дети делают предметы посуды, украшая их «жгутиками», «блинчиками», «шариками», бисером, пуговицами); развитие связной речи (дети расширяют синтаксис предложений до сложных, осложненных, активно используют вводные слова и конструкции); воспитание эстетических представлений (старшие дошкольники не только дают оценку своим работам, но и аргументированно отзываются о работах товарищей).
Существует 4 варианта реализации вышеописанных задач и целей занятий лепкой в детском саду:
1. отдельные уроки (расписанием занятий в младших группах на освоение азов лепки выделяется 1 занятие в неделю, в средней и старших группах — также 1, но в альтернативе с аппликацией — в зависимости от темы урока, педагог выбирает наиболее подходящий вид изотворчества);
2. вид деятельности в рамках занятий по другим направлениям образования (так, в старшей группе на занятии по ознакомлению с окружающей средой на тему «Гжель» дети лепят из пластилина чашки, которые украшают знаменитым узором, используя для этого декоративную лепку);
3. проект (углубленное изучение какой-либо темы может подытоживаться поделкой из пластичного материала, например, рассматривая тему «Домашние животные», воспитанники средней или старшей группы получают задание на дом — создать свою ферму);
4. кружок, специализирующийся на освоении приемов лепки (основная задача такой формы работы состоит в расширении у детей набора техник и видов создания объемных образов, а также в накоплении опыта обращения с разными материалами для лепки).
Роль педагога в работе над лепными поделками различается в зависимости от возрастной группы воспитанников. Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. О. М. Дьяченко обращает наше внимание на то, «чтобы взрослый оказывал помощь, но не «руководил» ребенком, не регламентировал его творческую деятельность» [5, с. 53]. Здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника все больше перерастает в роль наставника:
1. в первой младшей группе педагог готовит необходимые материалы, ручками малыша помогает скатывать «шарики», «раскатывать» колбаски, делать «блинчики», а также отщипывать нужное количество пластилина;
2. во второй младшей группе взрослый при помощи детей готовит материалы, при необходимости пальчиками малыша показывает прием прищипывания и оттягивания для создания фигурок неправильной формы;
3. в средней группе педагог контролирует процесс подготовки воспитанниками материалов для лепки, оказывает помощь при выполнении рельефных деталей (например, валика на диване, ободка на чашке и пр.);
4. в старших группах роль воспитателя сводится к оказанию необходимой индивидуальной помощи, а также приданию сюжету рассказа по мотивам поделки определенной связности и законченности.
Таким образом, рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой, некоторые пути и рекомендации его формирования, можно отметить, что образ в лепке у дошкольника формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего мира и целенаправленного обучения. Н. А. Ветлугина отмечает, что «под детским творчеством понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс» [2, с. 42]. От нерешительных действий с пластилином в младшей группе дети переходят к вполне осознанному изображению формы, пропорций, динамики. От образа, который создается ребенком под влиянием взрослых и совместно с ними и определяется малышом только на основании ассоциации со знакомыми предметами, ребенок в подготовительной группе может подойти к созданию образа на основе предварительного замысла, с обдумыванием сюжета лепки и некоторых выразительных средств или передачи образа. Вместе с этим происходит глубочайшее эстетическое, нравственное и культурное развитие ребенка. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [цит. по: 13, с. 6]. Эта идея заложена в фундамент целых циклов занятий лепкой, основанных на народном фольклоре, сказках, промыслах (например, дымковская игрушка). Творческое развитие дошкольников в лепке происходит очень продуктивно. Л. С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое» [3, с. 103]. И лепка предоставляет ребенку широкие возможности для данной деятельности.
Список литературы:
- Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 11. - С. 32-38.
- Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М. : Просвещение, 1989. - 78 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Психология, 2001. - 457 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 368 с.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 2007. - № 16. - С. 52-59.
- Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза : Уникон-ТРИЗ, 2008.
- Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М. : Педагогика, 1983. - 111 с.
- Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для вузов. - М. : Академический проект, 2005. - 240 с.
- Купальная Е. В. Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка // Молодой ученый. - 2017. - № 47 (181). - С. 211-213.
- Макаренко А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей. - М. : Просвещение, 1969. - 359 с.
- Полевой В. М. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Книга 1. - М. : Советская энциклопедия, 1986. – 431 с.
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
- Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. - М. : Наука, 1997. – 195 с.
дипломов
Оставить комментарий