Статья опубликована в рамках: CXLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 февраля 2025 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КРИТИКА ИДЕЙ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена великому немецкому философу Людвигу Фейербаху, его философии и критике этих идей другими деятелям философской мысли. В статье представлена критика гегельянцев, Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Фридриха Ницше на идеи Фейербаха.
Ключевые слова: Фейербах, Гегель, гегельянцы, Маркс, Ницше, Энгельс, философия.
Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872) — немецкий философ, который оказал значительное влияние на развитие философии в XIX веке, особенно на развитие материализма и теоретической критики религии. Он известен, в первую очередь, своей антропологической философией и критикой религиозных представлений, оказавших влияние на Маркса, Энгельса и других мыслителей. Основные философские идеи Фейербаха включали в себя материализм и критику религии. Фейербах стал, пожалуй, одним из первых философов-материалистов в немецкой школе философии. В отличие от идеалистов, например, Гегеля, которые считали, что реальность определяется идеями, Фейербах утверждал, что сознание и идеи происходят от материальной реальности. Для него человек и его восприятие мира — это результат материальной природы, а не субъективных абстракций. Что же касается критики религии, то Фейербах утверждал, что Бог — это проекция человеческих качеств и желаемых черт.
«Бог — это проекция человека. То, что человек приписывает Богу, на самом деле является его собственными чертами, возвышенными и абстрагированными. Бог — это человек, но в идеализированном виде.» [1, c. 54]
По его мнению, религия была способом людей выразить свои собственные человеческие желания и идеалы, но в форме, отделённой от реальности. Бог, согласно Фейербаху, — это идеализированное изображение человека, перенесённое в сверхъестественное пространство [1, c. 55]. Его наиболее известная работа на эту тему — "Суть христианства", где он пишет (лучше написать отмечает), что религия создает иллюзию о Боге, который якобы существует вне человека.
Для начала стоит сказать, что Людвиг Фейербах критиковал гегельянцев, в первую очередь, за их абстрактный и идеалистический подход к философии. Для него философия Гегеля, с её акцентом на абсолютный дух и диалектику, была слишком удалена от реальной, материальной жизни и человеческого опыта. Отсюда следует, что материалисту Фейербаху и идеалистам гегельянцам было в чем друг друга упрекать.
В свою очередь гегельянцы критиковали Фейербаха за его материализм и антропоцентризм, что, по их мнению, ограничивало его философию и не учитывало более глубокие, диалектические процессы, происходившие в реальности. Основные вопросы критики: отсутствие диалектики и идеализма тоже являлось отличительной черты этой критики. Фейербах, в отличие от Гегеля, недостаточно учитывает диалектическую природу реальности. (однообразно систематизировать). Для Гегеля диалектика (развитие через противоречия) лежит в основе всего процесса, включая историю, человеческие отношения и сознание. Фейербах же, по их мнению, сводил философию к простому материализму, игнорируя диалектическое развитие идеи. Его акцент на человеке как конечном, неизменном субъекте противоречил гегельянской концепции абсолютного духа, который проходит через процесс становления и самосознания. Гегельянцы полагали, что Фейербах, утверждая, что, человек — это просто материальное существо, ограничивает человеческую сущность до биологического уровня. В отличие от него, гегельянцы утверждали, что человек не просто биологическое существо, но и носитель разума, духа и свободы. Человеческое сознание и самосознание развиваются в контексте объективных исторических процессов, и эта трансцендентная перспектива была важным элементом философии Гегеля. Также гегельянцы критиковали Фейербаха за его отказ от концепции абсолютного духа. В философии Гегеля абсолютный дух является источником и движущей силой всего мира. Фейербах же, сосредоточив внимание на материальном человеке и его чувственности, не признавал идеи трансцендентного, абстрактного принципа, который развивает мир через свою самореализацию. Для гегельянцев философия Фейербаха не могла объяснить динамику исторического развития и целостность бытия, так как она исключала важность абстрактных принципов и идеалов.
Фридрих Ницше критиковал Людвига Фейербаха за его подход к религии, философии и человеку, считая, что Фейербах в конечном итоге не выходит за пределы традиционного гуманизма и не достигает подлинной философской революции. Ницше критиковал Фейербаха за его антропоцентризм, который он считал ограниченным. Хотя Фейербах в своей философии ставил человека в центр, утверждая, что религия и Бог — это проекции человеческой сущности, Ницше считал этот подход недостаточно радикальным. По мнению Ницше, Фейербах остаётся в рамках традиционной морали и гуманистических идеалов, не ставя под сомнение сами основы человеческой природы и культуры. Ницше, наоборот, предлагал более разрушительную философию, где человек должен преодолеть свои традиционные ценности и мораль. В отличие от Фейербаха, Ницше был радикально настроен против всех форм традиционной морали, в том числе той, что исходила от гуманистической философии. Фейербах сохранял традиционные представления о человеческой природе, где человек остаётся высшей целью и центром философии. Ницше же утверждал, что человек должен освободиться от традиционной морали и создать свои собственные ценности, что было бы невозможно в рамках философии, которая сохраняет гуманистические представления. Хотя Фейербах и критиковал религию как проекцию человеческой сущности, Ницше считал, что он всё равно остаётся в рамках религиозной морали. Фейербах, по мнению Ницше, не разорвал связи с религией и её этическими нормами, даже если он деконструировал Бога как человеческую проекцию. Ницше же поднимал вопрос о «смерти Бога», утверждая, что освобождение от религии требует гораздо более глубокой и радикальной философской трансформации, чем та, которую предложил Фейербах.
Но как бы это не было странно Фейербаха критиковали и материалисты, среди которых был Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом.
Карл Маркс критиковал Людвига Фейербаха, несмотря на то, что тот оказал значительное влияние на развитие его философских идей. Одним из главных элементов критики Маркса было то, что Фейербах, несмотря на свою критику религии и идеалистического философского подхода, оставался в теоретической плоскости. Фейербах утверждал, что религия является проекцией человеческой сущности, но он не предлагал способа изменить материальные условия жизни. Маркс считал, что философия должна не только объяснять мир, но и активно изменять его. Для Маркса важным было то, чтобы теоретическая работа приводила к реальным социальным изменениям, а не оставалась абстрактной. Фейербах считал, что суть человека заключается в его чувственном, материальном существовании, и что человек должен быть в центре философии. Однако Маркс критикует Фейербаха за то, что тот не учёл важность социальных условий и классовой борьбы. В отличие от Фейербаха, Маркс утверждал, что человеческая сущность не является абстракцией, а формируется через реальные материальные условия и общественные отношения. Он развивал идею исторического материализма, которая акцентирует внимание на том, как экономические и социальные структуры влияют на развитие человека. Фейербах критикует религию как проекцию человеческой сущности, но Маркс пошел дальше, утверждая, что религия является не только проекцией, но и формой социального контроля, который используется для поддержания существующих социальных и экономических структур. Маркс видит религию как «опиум народа», способ отвлечения и подавления революционного потенциала рабочего класса. Для Маркса важно не только понять религию, но и преодолеть её через изменение условий жизни. Маркс утверждал, что Фейербах, несмотря на критику гегельянства и теологии, не исследует экономические и политические основы общества. Фейербах концентрировался на индивидуальных переживаниях человека, в то время как Маркс подчеркивал, что необходимо анализировать исторические процессы, связанные с производственными отношениями и классовой борьбой. Фейербах не видел ключа к изменениям в обществе в изменении его экономической структуры, а Маркс считал это основой для революционного преобразования.
Энгельс, в отличие от Фейербаха, утверждал, что человеческая сущность формируется не просто через чувственное восприятие и абстракции, как считал Фейербах, а через материальные условия жизни и социальные отношения, которые меняются в ходе исторического развития. Фейербах, несмотря на свой материализм, не уделял должного внимания историческим и социальным процессам, которые определяют изменения в обществе. Энгельс же утверждал, что понимание этих процессов имеет первостепенное значение для философии. Как и Маркс, Энгельс критикует Фейербаха за его ограниченность в теоретическом анализе без практической революционной деятельности. Фейербах, хоть и критикует религию и идеализм, не идет дальше, чтобы предложить пути реальных изменений в обществе. Энгельс считал, что философия должна быть ориентирована на изменение мира через практическую борьбу, особенно классовую борьбу, чего не было в философии Фейербаха. Фейербах, как и другие философы, оставался в рамках гегельянского идеализма, даже если критикуя его, и не строил полноценной теории революционного преобразования общества. Энгельс, в свою очередь, подчеркивал, что для преодоления существующих социальных и экономических проблем необходимо не только понимание природы человека, но и активная борьба за изменения в социальной и политической структуре общества. Философия должна быть не просто теоретической, но и направленной на преобразование мира.
Из всего представленного выше следует как разные философы, и материалисты и идеалисты, подвергали философскую концепцию Фейербаха критике. Маркс и Энгельс критикуют Фейербаха за недостаточную практическую ориентацию и недостаточный материализм, Ницше отвергает его гуманизм, а гегельянцы критикуют за поверхностность в понимании диалектики.
Список литературы:
- “Сущность христианства” https://www.litres.ru/book/ludvig-andreas-feyerbah/suschnost-hristianstva-68054012/chitat-onlayn/ Л. Фейербах[1]
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг 1878 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 14. — М. — Л.: Соцэкгиз, 1931. — 359 с.
- "Диалектика природы" https://www.litres.ru/book/fridrih-engels/anti-during-dialektika-prirody-10213353/chitat-onlayn/ Фридрих Энгельс
- Карл Маркс "Немецкая идеология" (1846) http://www.kprf-sverdlovsk.ru/books/K_Marx_i_F_Engels_Nemetskaya_ideologia.pdf Карл Маркс
- "Тезисы о Фейербахе" (1845) https://diletant.media/articles/39563097/ Карл Маркс
- "Так говорил Заратустра" (1883-1885) https://www.litres.ru/book/fridrih-vilgelm-nicshe/tak-govoril-zaratustra-147650/chitat-onlayn/ Фридрих Ницше
- "Человечество, слишком человечное" (1878) https://nietzsche.ru/works/main-works/human/var-human/ Фридрих Ницше
дипломов
Оставить комментарий