Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2022 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лузанова Н.А. СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ КРЕСТЬЯНСТВА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ НАКАНУНЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 Г. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(110). URL: https://sibac.info/archive/social/4(110).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ КРЕСТЬЯНСТВА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ НАКАНУНЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 Г.

Лузанова Наталья Александровна

магистрант II курса, направление "Историческая наука в условиях стандартизации общественно гуманитарного образования", факультет истории, социологии и международных отношений, ЗФО, Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается и анализируется социальный состав крестьянства во второй половине XIX в. хозяйственный уклад и образ жизни крестьян, особенности повседневности различных категорий крестьянства и, как следствие, проблемы и перспективы развития деревни накануне Крестьянской реформы 1861 г.

Освещается отношение к данным проблемам со стороны российских правящих кругов и императорского дома, а также уделяется внимание настроениям, царящим в крестьянской среде в данный период времени.

 

Ключевые слова: крестьянство, социальный состав, частновладельческие, государственные крестьяне, крепостное хозяйство, проблемы деревни.

 

Россия накануне Крестьянской реформы обладала огромной территорией, порядка 18 млн.кв.км. Кроме России, в состав Российской империи входили Финляндия, Царство Польское, Закавказье, Сахалин, завершалось присоединение Северного Кавказа, шло активное освоение Приморья и Приамурья, Аляски. С 1856 г. Россия перешла к активной наступательной политике в Средней Азии. С другой стороны, различные области Российской империи были освоены и населены весьма неравномерно. Сельскохозяйственные области европейской части России были перенаселены. Но подавляющее большинство территории Российской империи был заселено слабо или вовсе малолюдно. С утверждением и окончательным оформлением в XVIII веке крепостного права в Российской империи самое большое сословие – крестьянство попало в экономическую и правовую зависимость от помещиков и отчасти государства.

Цель статьи – изучить социальный состав и хозяйственный уклад жизни крестьянства во второй половине XIX в.

Задачи исследования – определить основные проблемы развития российской деревни накануне Крестьянской реформы 1861 г. в связи с неоднородностью социального состава крестьянства.

Крестьяне в XIX в. продолжали быть самой многочисленной категорией населения Российской Империи, составляя около 85 % от общего количества ее жителей. Они же были и самой бедной частью населения, находясь в крайне трудном положении. С утверждением и окончательным оформлением в XVIII веке крепостного права в Российской империи самое большое сословие – крестьянство попало в экономическую и правовую зависимость от помещиков и отчасти государства. Фактически по состоянию на начало XIX века крестьяне Российской Империи практически не имели никаких прав, могли быть проданы от одного помещика к другому, в их отношении могли применяться телесные наказания и различные штрафы, а возможность перехода к иному хозяину (Юрьев день) была вовсе отменена. При этом всё крестьянство в Империи делилось на 2 основные группы, каждая из которых имела собственные права и обязанности:

  1. Самая многочисленная группа крестьян – частновладельческие, принадлежащие определённому помещику хозяину. Именно положение данной категории сословия, составлявшего около 45% от численности всего крестьянства, оставалось самым тяжёлым вплоть до манифеста об отмене крепостного права (19 февраля 1861 года);
  2. Государственные, монастырские, удельные и фабричные крестьяне, состоявшие в фактической собственности государства или принадлежащие царской семье, или приписанные к государственным фабрикам и заводам. Их положение было несравненно легче, так как в отношении этих категорий устанавливались определённые правила и обязанности самим государством, а не прихотью помещика.

Крепостные частновладельческие крестьяне составляли большую часть всего российского крестьянства и их мнение, конечно, нельзя было не учитывать. Один из крупнейших специалистов по новой истории России – П.Г. Рындзюнский в 1983 г. обратил внимание на слова декабриста М.С. Лунина, писавшего: «Народ мыслит, несмотря на свое глубокое молчание» [6]. Примечательно, что эти слова декабриста почти полностью совпадают с мнением его антипода, шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа, в свою очередь отмечавшего, что среди крепостных крестьян «встречаются гораздо больше рассуждающих голов, чем это можно было бы предположить с первого взгляда» [4].

К сожалению, по причине почти полной безграмотности крестьян середины ХIХ в. из их среды вышло очень мало источников, которые бы говорили об их истинных настроениях и планах. Однако определенные источники разного характера позволяют установить те настроения, которые бытовали в крестьянской среде пореформенной поры [3].

Частновладельческие крестьяне составляли основную часть крестьянского населения России – около 23,1 млн. человек. Около 19 млн. крестьян были государственными, около 1,7 млн. – «удельными», т. е. были собственностью императорской фамилии. Положение государственных и удельных крестьян было легче, с одной стороны, т. к. они были избавлены от произвола помещиков. У этих категорий крестьян даже было свое самоуправление. Однако, с другой стороны, из государственных крестьян в основном набирали рекрутов в армию. Кроме того, государственные крестьяне вынуждены были нести всю тяжесть государственных налогов и повинностей. Поэтому среди государственных и удельных крестьян распространялось отходничество в зимнее время на заработки в города, но иногда крестьяне уходили на зиму и «в кусочки», т. е. просить милостыню.

Отметим, что у государственных и удельных крестьян практиковались переделы земельного фонда общины раз в несколько лет. Это придавало надежды славянофилам, что в крестьянской общине кроется зародыш социализма. А.С.Хомяков, один из лидеров славянофильства, восхищался тем, что, например, на Русском Севере переделы земли проводятся один раз в 15, а то и 20 лет. Он считал, что это предпосылки формирования российского фермерства [7]. Но на самом деле это было связано с суровыми климатическими и географическими условиями региона. На Русском Севере сельскохозяйственное производство зерновых имело второстепенное значение, т. к. даже рожь вызревала плохо в северных районах страны. Зерно завозили «с низу», т. е. из России, а крестьяне на своих наделах возделывали в основном технические (лен, конопля) и огородные культуры. Основное значение в крестьянском хозяйстве Русского севера имели «промыслы» - лесное дело, строительство, рыболовство, охота, народные промыслы. Поэтому собственно аграрный вопрос здесь имел второстепенное значение.

Государственные крестьяне хоть и принадлежали непосредственно государству, но были лично свободными, то есть не крепостными. Они обрабатывали землю, которая принадлежала общине, но была в собственности государства. За пользование землей они платили в казну подати, поэтому и назывались государственными. Они могли покупать землю, заниматься торговлей и переходить в мещанское, купеческое сословия. Крепостные крестьяне жили намного хуже. Правление Екатерины II было наиболее тяжелым временем для крепостных крестьян, так как в тот период они стали фактической собственностью помещика и потеряли почти все свои права. Теоретические же идеи императрицы о вредности крепостного права не получили никакой реализации [2]. В тот период в обществе уже назревает понимание губительности крепостного права как для социального, так и для экономического развития страны. Павел I предпринимает некоторые попытки улучшить положение крестьян, но его указы не оказали существенного воздействия на ситуацию. Александр I (1801-1825) в начале царствования был настроен на либеральные реформы. Одним из первых его действий было прекращение перевода государственных крестьян в категорию помещичьих, чем так активно занимались его предшественники. Правда, в период тяжелого финансового положения страны он продал больше 10 тысяч крестьян частным владельцам. В 1803 г. Александр издал указ о вольных хлебопашцах, в котором разрешал крепостным освобождаться с землей за выкуп. Однако за время действия этого указа до 1858 г., правом выкупа воспользовалось около 1,5 % крестьян. Следующие указы Александра касались запрета продажи крестьян «в розницу», ссылки за проступки и пр. В 1816 г. он даже отменил крепостное право в прибалтийских областях.

Однако во второй половине правления Александр I начал «закручивать гайки», так что положение крестьян глобально не поменялось. При Николае I (1825-1855) выходят указ, также разрешающий крестьянам освобождаться за выкуп, но без земли, которая оставалась в собственности помещика, а пользование наделом крестьянин платил подати помещику. Естественно, этот указ совсем не менял реальное положение крестьян. Также в 1837-1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян, так называемая Реформа Киселева, которая предоставляла крестьянским общинам право самоуправления. Императоры думали об отмене крепостного права, но не решались, полагая, что это мера преждевременна. Заветной же мечтой крепостников было, так или иначе, похоронить реформу. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость: «Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властию и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля».

Крестьяне были категорией населения России с самым консервативным образом жизни. Они занимались земледелием, скотоводством столетиями, и статус крестьянина, в большинстве своем, переходил от отца к сыну, из поколения в поколение. Основная часть крестьян относилась к бедным и средним слоям населения.

Зажиточных крестьян в XIX в. было около 20 % от общего количества, и они, в основном, были представлены категорией государственных крестьян. Они занимались торговлей, ростовщичеством, землевладением. При всем этом крестьянство испытывало влияние рынка. Зажиточные крестьяне вели хозяйство с целью сбыта продуктов, для чего увеличивали посевы, совершенствовали инвентарь и технологии. Уклад жизни крестьян был самым традиционным и в целом не менялся на протяжении столетий. Основным занятием крестьян было земледелие. Выращивали они зерновые культуры – рожь, просо, овес, гречиха. В огороде росла картошка, капуста, помидоры и разные овощи, и фрукты. Основные культуры менялись в зависимости от региона. Методы и способы обработки земли передавались от отца к сыну, таким образом, оставаясь архаичными, но достаточно продуманными. Кроме земледелия крестьяне занимались скотоводством [2]. Средняя крестьянская семья имела домашних животных – корову, лошадь, овец, кур и пр. Животные давали продукты, шерсть, кожу, а также использовались в качестве средств передвижения. Быков и лошадей запрягали для обработки поля, на лошадях ездили верхом. Некоторые бедные семьи не могли себе позволить содержать скот, да и их урожая не хватало, чтобы себя прокормить, поэтому они становились батраками, уходя на заработки в город либо к своим зажиточным односельчанам. В деревне развиты были такие ремесла как кузнечное дело, столярное, кожевенное, ткацкое и пр. Крестьяне занимались бортничеством, рыболовством, охотой, что также приносило доход.

Известно, что еще весной 1856 г. среди крестьян шли упорные слухи о получении воли в период предстоящей коронации царя. Это был далеко не первый слух о получении воли, подобные ему наблюдались и раньше [5]. Советский и российский историк И.Д. Ковальченко приводил донесение главы тайной полиции Л. В. Дубельта в 1840 г. министру внутренних дел, где писалось: «… помещичьи крестьяне и дворовые люди, по разнесшимся между ними слухам, что они непременно будут свободны, ежели помещики перестанут довольствовать их надлежащим образом, начали выходить из повиновения, отказываясь от работ и увеличивая свои требования».

Из Жандармских отчетов Александру II за 1855—1860: в Воронежской губернии обнаружилось массовое движение помещичьих крестьян, которые толпами приходили в Воронеж, объявляя желание поступить на военную службу. Крестьяне эти обращены к порядку короткими внушениями и им сделаны надлежащие вразумления. Между тем превратные толки о свободе и слухи о волнении жителей Киевской губернии возбудили неповиновение помещичьих крестьян и в других уездах. В Бобровском и Павловском уездах, например, это волнение доходило до того, что в имении Звегинцевых, по прибытии туда губернатора и воинской команды, толпа возмутителей бросилась на солдат, а понятые казенные крестьяне не оказали последним никакого содействия. В Острогожском уезде крестьяне некоего помещика Вульферта, требуя смены управителя и уменьшения работ, вооружились кольями, оскорбили окружного начальника и прогнали понятых. Беспорядки эти были прекращены строгими мерами, немедленно принятыми губернатором. Зачинщики буйства преданы военному суду, и из них наиболее виновные заключены под стражу. Для усмирения волнений в Воронежскую губернию командирован был флигель-адъютант князь Багратион. Известны слухи и более раннего времени, что послужило причиной специального Указа 12 мая 1826 г. о ложных слухах о свободе, разглашавшихся злонамеренными людьми.

Исходя из проведенного анализа социального состава крестьянства можно сделать вывод, что крепостное хозяйство не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще неопределенно долгое время. Но свободный труд производительнее подневольного - это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития и неизбежно приближалось к своему закономерному концу.

 

Список литературы:

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 1968. С.93.
  2. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856-1861гг. М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 119.
  3. Крестьянское движение в России в 1850-1856 гг. М., 1962. С. 595.
  4. Литвак Б.Г. О некоторых чертах психологии русских крепостных первой половины ХIХ в. // История и психология. М., 1971. С. 199
  5. Рахматуллин М.А. Крестьянское движение в великорусских губерниях в 1826-1857 гг. М., 1990. С. 122-153.
  6. Рындзюнский П.Г. Идейная сторона крестьянских движений 1770-1850 - х годов и методы их изучения // Вопросы истории. 1983, № 5. С. 7; Лунин М.С. Сочинения и письма. Пг., 1923. С. 43.
  7. Хомяков А. С. Всемирная задача России / Составление и комментарии М. М. Панфилова / Отв. ред. О. Платонов. Изд. 2-е. М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011.  С. 205.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.