Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: C Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2021 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Меновщикова В.К. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. C междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(98). URL: https://sibac.info/archive/social/4(98).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Меновщикова Валерия Константиновна

студент, Департамент философии и религиоведения, Дальневосточный Федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

Винокурова Анна Викторовна

научный руководитель,

канд. социол. наук, доц., Департмаент социальных наук, Дальневосточный Федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

THE BASIC ASPECTS OF RENAISSANCE AESTHETICS

 

Valeria Menovshchikova

student, Department of Philosophy and Religious Studies, Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok

Anna Vinokurova

scientific chief, Candidate of Sociological Sciences, docent, Department of Social Sciences, Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвещена характеристике общих особенностей эстетики Ренессанса. Основное внимание уделено человеческому телу, которое, с одной стороны, выступает именно как проявление телесности, а, с другой стороны, – как сосуд мудрости. Рассмотрено и раскрыто стихийное индивидуалистическое самоутверждение человеческой сущности через субъективную составляющую. Общее значение данного исследования заключается в актуализации наследия эпохи Возрождения в антропологическом контексте.

ABSTRACT

This work is devoted to the characterization of the general features of Renaissance aesthetics. The main attention is paid to the human body, which, on the one hand, acts as a manifestation of corporeality, and, on the other hand, as a vessel of wisdom. The spontaneous individualistic self-affirmation of the human essence through the subjective component is considered and revealed. The overall significance of this study is to update the heritage of the Renaissance in an anthropological context.

 

Ключевые слова: эстетика; эпоха Возрождения; человеческое тело; самоутверждение; индивидуализм.

Keywords: aesthetics; Renaissance; the human body; self-affirmation; individualism.

 

Еще в пределах церковных учений начинает зарождаться философский интерес к телесности, к физическому бытию, распространяющийся на представления о прекрасном. Особое отношение к вопросам тела как раз наглядно раскрывается в художественной практике [1, с. 138]. Со временем у людей расширялся кругозор, и понятие красоты стало качеством уже не абстрактного представления о миропорядке, а отдельных конкретных вещей [5, с. 240].

В эпоху Ренессанса произошло чрезвычайно динамичное продвижение определения прекрасного в массы, и притом именно чувственная красота стала отличительной чертой этого периода. Бог создал наш мир во всем своем великолепии, сама  жизнь каждого индивида восхитительна, в живом выражении человеческого лица и в гармонии его тела, даже визуально, как прекрасно жизнедеятельное мужское тело и как грациозны нежные, легкие очертания женской фигуры, что олицетворяют гармонию [3, с. 48].

И для начала хочется отметить факт того, что для эстетической составляющей на тот период времени было характерным доскональное рассмотрение человеческого тела как таковое. Гуманисты Возрождения погружались в изучение его как в самостоятельную художественную во всех смыслах данность. Для них были безразличны происхождение этого тела или его судьба, нежели его художественная визуальная значимость. К примеру, именно по этой причине Леонардо да Винчи трактует всю философию и ее мудрость только как живопись. В его мировоззрении это искусство и есть самая настоящая мудрость, также как и вся наука. Ведь наукой для гуманистов Ренессанса является не что иное, как живопись [3, с. 49-50].

Еще одним ключевым моментом этой эпохи является само человеческое тело в его многогранности. Оно является сосудом этой художественной, эстетической мудрости. Хотя индивидуалистическому мышлению гуманистов Возрождения подвластны не только выпуклые и рельефные формы, но, и всякого другого рода изображения. Живопись, архитектура и вся литература всегда рельефны, скульптурны и выразительны [3, с. 50]. Таким образом сформировалась искусствоведческая сторона эстетической мысли, которая смогла через века дойти до нас и быть до сих пор актуальной [4, с. 87]. Именно на эту черту Ренессанса отчасти повлияло античное искусство. В основе природы такого человеческого мышления лежат антропоцентризм и стихийно утверждающая себя индивидуальная личность, доходившая до самоутверждения [3, с. 51].

И, наконец, третьей составляющей этих характеристик является само эстетическое мышление гуманистов, которое впервые вверилось созерцанию человеческой сущности как таковой. В эпоху Ренессанса люди впервые задумались, что реально и чувственно видимая ими картина мира есть, так или иначе, истина, это не иллюзия или обман зрения. Созерцаемые нами предметы существуют на самом деле. Но, так или иначе, человеческий глаз не способен увидеть точные геометрические объекты, а по мере удаления от нас зримого предмета он принимает совсем другие формы и, в частности, сокращается в своих размерах.  На самом деле перспективное смещение и, собственно, такое сокращение предметов, можно сформировать вполне научно. Из этого и образуется своя точная геометрия Ренессанса. Она субъективна, так как исходит из чувственного восприятия индивида и образует проективную геометрию [3, с. 51].

Благодаря всему перечисленному выше, мы можем говорить о том, что сама культура Ренессанса, в целом, ставила в приоритет антропологию для стимулирования всех форм человеческой активности. В таком противопоставлении «человек – творец» – «человек творимый» гуманисты отдают свое предпочтение субъектному, творческому началу в человеке [2, с. 164]. В этот период люди в целом значительно меньше обращали внимание на объективные соотношения геометрических предметов вообще, что способствовало формированию своего собственного научного знания. Именно поэтому для Леонардо да Винчи философия и мудрость – это только живопись, в ней содержится вполне точная наука, пусть пока еще и не собранная в проективную геометрию, и лишь в дальнейшем получившая достоверное математическое обоснование [3, с. 52].

Таковой является мощь чувственной математики, и таков культурный восторг перед ней. Именно так предстает перед нами могущество виртуозного и стихийно самоутвержденного человеческого сознания. Так оно способно произвести целую новую науку, благодаря чувственному восприятию личности, которую невозможно было бы подвергнуть сомнениям [3, с. 52-53].

Эта эстетика способна на первый взгляд вводить в заблуждение тех, кто изображает искусство и литературу эпохи Возрождения в каком-то монотонном и одноплановом стиле. На самом деле она чрезвычайно многомерна, в первую очередь, это обнаруживается в огромном воздействии личностного мироощущения и в то же самое время в его обреченности и трагичности. Именно они появляются как раз на дороге проникновенной картины стихийного индивидуалистического самоутверждения. Это и есть ключевая составляющая всей самокритики целой эпохи. И из этого вытекает факт того, что при анализе этой эстетики не следует узко и поверхностно смотреть на объекты. С помощью этой личностной самокритики и самоотрицания периода особо заинтересованного в человеческой телесности  впервые становится возможным подход ее реалистического и непредубежденного исследования, а вся глубина искусства, красоты и литературы лишь берет вверх от этого [3, с. 60-61]. Так свое особое очарование эстетика Ренессанса получила из осознанной необходимости самоутверждения человека [3, с. 64].

 

Список литературы:

  1. Загрядская А.С. Ренассанс в искусстве как ответ на исторический запрос европейской культуры // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2014. – № 2. – С. 137–140.
  2. Круглова Л.К. Культура эпохи Возрождения // Вестник культурологии. – 2018. – № 2. – С. 163–169.
  3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. – М.: Мысль, 1998. – 750 с.
  4. Харитонова М.Е. От хаоса к гармонии, или «возрождение» эстетики // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2018. – №1. – С. 86–95.
  5. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 288 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.