Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2018 г.)

Наука: Экономика

Секция: Регионоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Емельянов А.В. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА РУБЕЖОМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(37). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(37).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА РУБЕЖОМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Емельянов Андрей Владимирович

студент магистратуры по направлению «Педагогическое образование м. п. Традиционная и православная культура в образований», филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани

РФ, г. Славянск-на-Кубани

Победы Германии в ходе Второй Мировой Войны побудили митрополита Русской Православной Церкви за рубежом Анастасия начать рассматривать вероятность переноса церковного центра в Швейцарию. После взятия в апреле 1941 году Белграда, последовали германские репрессии по отношению к Сербскому руководству церкви. 25 апреля 1941 года был арестован патриарх Гавриил.  

22 июня 1941 года по данным Михаила Шкаровского, сотрудниками гестапо были произведены обыски у митрополита Анастасия и Григория Граббе на тот момент возглавлявший синодальную канцелярию Архиерейского Синода. С началом Великой Отечественной Войны митрополит Анастасий принял нейтральную сторону конфликта, однако некоторые русские эмигранты и священники поддержали Германию считая СССР наибольшим злом. Таким образом, они рассчитывали на крах коммунистической власти, которая им даст свободу исповедовать православную веру, а они смогут вернуться на Родину. Среди них были митрополит Западно-Европейский Серафим Лукьянов, архиепископ затем и митрополит Берлинский и Германский Серафим Ляде и другой клир [4, с. 45–46].

В июле 1941 года Русско-Американский комитет адресовал заявление президенту США Франклину Рузвельту, который подписал архиепископ Североамериканский и Канадский Виталий Максименко. Заявление было связано с тем, что Рузвельт хотел оказать помощь СССР. Комитет был этим сильно обеспокоен и полагал, что выступать в защиту Советского Союза ошибочное решение.  Выдвигая те основания, что СССР является угрозой для всего мира, стремясь путем пропаганды и насилия свергнуть законные правительства всех стран.

В октябре 1941 года митрополит Анастасий прибыл в Берлин для консультаций с Архиерейским Синодом о положении церковных дел СССР. В Положение предусматривалось восстановление церковной жизни на освобожденной территории от советской власти, а также воссоздать законность церковной власти. Предполагалось Синоду Русской Православной Церкви зарубежом отправлять своих епископов, сотрудничать с митрополитом Сергием и принимать участия в его Синоде. Планировалось создать Временное Высшее Церковное Управление, а впоследствии Всероссийский Собор.  [5, с. 511–513].

Однако, несмотря на проводимый плюрализм в отношении религий, руководство Германий недоверчиво относилось к деятельности РПЦЗ. Первые директивы Гитлера и руководителей III Рейха говорили о полном исключении доступа заграничных священников на территорию оккупированных восточных областей. Директив содержал фактический запрет расширения Германской епархии РПЦЗ на восток. Но, несмотря на запреты, священники стремились с ними вести духовную работу, оказывали помощь в возрождении Церкви. На оккупированных территориях были собраны и отправлены богослужебные книги, нательные крестики, антиминсы.

Местные германские власти начали ущемлять церковную деятельность, видя в каждом русском эмигранте врага. Примером может послужить запрет встречаться в Доме искусства, проводить любого рода богослужения, а если и проводились, то на них присутствовал представитель гестапо.  В Дрездене и Лейпциге возникла угроза закрытия всех русских храмов. Желая спасти храмы от закрытия Министерство церковных дел обратилось за помощью к МИД Германий. В посланий к секретарю фон Вейцзекеру в качестве основного аргумента выделяли внешнеполитические последствия. Так как на приходах присутствовали болгары и румыны, союзники Германий в годы и Великой Отечественной войны.  Расчет Министерства церковных дел оказался правильным встревоженные чиновники МИД Германий подготовили свое обращение к местным властям, в результате приходы не были закрыты. Но при этом по согласованию гестапо были переизбраны приходские советы церквей. [8, с. 158–159].

Под запрет германских властей попала почти вся благотворительная помощь, которая была направлена русской эмиграцией в оккупированные восточные районы. Например, сестричество святой княгини Ольги при Владимирской церкви Берлина собрало огромное количество гуманитарных грузов, которые были упакованы в 110 больших ящиков. Собирались закупить продовольствие на собранные 23 тысячи марок, но груз так и не был отправлен. Настоятель Владимирской церкви архимандрит Иоанн был допрошен в гестапо о целях акции, после чего все собранное было конфисковано.

В этот же период в состав Германской епархий РПЦЗ вошли приходы Словакии, Бельгии, Польши, приход в Люксембурге, два прихода в Лотарингии и Вене. В конечном итоге вошло 77 приходов, все они получили благословение и одобрение руководства Русской Православной Церкви за рубежом. Большое значение в истории Германкой епархий стало епархиальное собрание проходившие в конце января 1942 года в Берлине. На нем присутствовали представители 37 приходов, председателем собрания стал архиепископ Серафим. В своем выступлений он отметил министерство Германских церковных дел в помощи укрепление епархии как внутренне, так и внешне обеспечивая ее прочность, оказывалась большая материальная помощь епархиям РПЦЗ на восстановление храмов.  В марте 1942 года министерство выделило на реставрацию русской православной церкви в Висбадене 3000 марок [7, с. 122–124].

Видную роль в собрании играли благочинные приходы Западно-Европейского экзархата, во главе с архимандритом Иоанном Шаховским. В своем посланий «Забота о спасении душ в наше время» говорилось о сложности религиозной работы, которые чинили власти. Неблагоприятные условия сложились в Вартегау, где была опробована антицерковная политика всех христианских конфессий.

Специфической чертой собрания стал пастырский подход. Особенно это было заметно при обсуждении восстановления религиозной жизни на оккупированных территориях. Возникали предложения создать миссионерский комитет, образовать религиозно-философские кружки, наладить печать богослужебных книг, изготовить нательные крестики. Большое значение уделялось обсуждению украинской проблемы. Рассматривалось создать отдельную епархию, в которую войдут все приходы Украины, при этом учитывались национальные и обрядовые особенности православных украинцев.

Важнейшим документом принятым собранием стало решение организовать Средне-Европейский митрополичий округ, и назначить руководителем архиепископа Серафима. Также была принята резолюция №3, согласно которой Архиерейскому Собору православной епархии Германий поручалось немедленно создать епархиальный миссионерский комитет. В задачи комитета входили: печатание религиозной литературы, изготовление нательных крестиков, распространение вероучений, сбор богослужебной утвари. [1, с. 237–238].

Архиерейский Синод РПЦЗ согласился с резолюцией и принял решения о переустройстве епархий в Средне-Европейский округ, а возглавил архиепископ Серафим. О своем решений митрополит Анастасий написал 27 мая 1942 году министерству Германий, оно сообщило о своем согласии. В Берлине прошли торжества по открытию митрополичьего округа. Проведено рукоположение настоятеля Берлинского собора архимандрита Филиппа Гарднера. В рукоположение участвовали митрополит Серафим, епископы Василий Венский, Сергий Пражский, Горазд. Серафим был включен митрополитом Анастасием в состав Архиерейского Синода [2, с. 371–372].

Окончательное расширение Германской епархий состоялось в конце 1942 года, когда в нее вошли пять, а затем и шестнадцать русских общин Венгрии. Согласно данным митрополита Серафима в начале 1942 года численность прихожан составляло 130 тысяч, что за собой повлекло миллионы восточных рабочих, и ее увеличение в несколько раз. Дальнейший рост был прекращен согласно указам нацистских ведомств. Однако Православные Поместные Церкви продолжали принимать участие в возрождении церкви на оккупированных территория Советского Союза. Пересылалась литература, церковная утварь по каналам Германской епархий. Болгарским Синодом было отправлено килограмм святого мира, несколько тысяч крестиков и 100 антиминсов без которых было невозможно освятить храмы.

Благотворительная помощь оказывалась многочисленными беженцами СССР и епископами из Прибалтики, Украины, Белоруссий. С благословения митрополита Анастасия был организован приют для Приходского совета Свято-Троицкой церкви в Белграде, выделялось ежемесячно 2000 динаров для оказания помощи. Митрополит Серафим предлагал и другим приходам оказать помощь беженцам, для этого был создан «Фонд помощи священнослужителям-беженцам» [6, с. 304–308].

Митрополит Серафим пытался смягчить удар по чешскому духовенству. Поводом стало смертельное ранение высшего чиновника III Рейха Гейдриха чехословацкими парашютистами. Парашютисты были вынуждены скрываться в Православном Соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге, но в скором времени нацисты прибыли к собору, через два часа в неравном бою парашютисты погибли. После смерти парашютистов нацисты обрушились и на церковь и священников, настоятель епископ Горазд был арестован, а затем расстрелян.  Согласно декрету от 26 сентября 1942 года церковь была запрещена, имущество было конфисковано, священнослужители, клир и миряне были отправлены на принудительные работы.

Митрополит Серафим призывал в своих проповедях и посланиях к прекращению кровопролития и репрессии. Благодаря митрополиту Германская епархия увеличила рост приходов. Если в конце 1941 году их было 15, то к 1944 году количество приходов стало более 75. Бывали случай, когда местные власти Германий передавали церковные здания Германской епархий РПЦЗ. Примером может послужить передача Германской епархий русской церкви святого Александра Невского в Потсдаме, 1829 года постройки, где много лет не проводились службы.  Передана после многочисленных просьб и освещено митрополитом Серафимом здание русской польской церкви в мае 1943 года. Баварским министерством церковных дел отправлено предложение Германской епархий РПЦЗ взять покровительство греческой церкви, которая не проводила службы с 1941 года [3, с. 515–517].

Большое количество церквей, молитвенных помещений, появлялось благодаря русским мирянам. В 1943 году образованы приходы в Ганновере, Людвигсхафене, организованы православные общины в Христианштадте, церковь в Мангейме. Но серьезной преградой помимо притеснения местными властями Германий стали бомбардировки, которым подвергались большое количество городов Германий. В это же году была разрушена церковь в Майгейме, в 1944 году разрушена церковь в Людвигсхафене. Почти полностью уничтожен храм святого Николая в Штудгарде, пострадал храм в Дрездене.

12 сентября 1943 года патриархом Русской Православной Церкви стал Сергий Страгородский. Через два дня митрополит Анастасий сделал заявление о непризнании выборов. Министерство Иностранных Дел Германий оценил положительно этот ответ, и удовлетворил просьбу Архиерейского Синода, где оставались Серафим и Анастасий, о встрече епископов. Было разрешено провести Архиерейскую конференцию в Вене которая состоялась в конце октября 1943 года, в ней приняли участие 14 человек. Конференция приняла резолюцию о непризнании Патриарха Московского Сергия, ввиду его неканоничности и призывала к борьбе с коммунизмом. На конференций был принят документ по вопросу чем РПЦЗ может помощь в борьбе с большевистским безбожием. Он носил критическую оценку германской политики в отношении Русской Православной Церкви и включал требования, направленные на предоставление РПЦЗ большей свободы, в том числе и на оккупированных территориях.

В сентябре 1944 года Синод РПЦЗ покинул Белград и прибыл в Вену. В Германий состоялось несколько встреч митрополита Анастасия с генералом Андреем Власовым. Анастасий благословил Власова на создание Русской освободительной армии. В ноябре 1944 года он присутствовал и произнес речь в Берлине на торжественном собрании, где был учрежден «Комитет освобождения народов России». Но с приближением советских войск митрополит Анастасий и Синод, при помощи генерала Власова переехали в Баварию. [9, с. 301–302].

Таким образом, несмотря на все препятствия и трудности, к февралю 1945 года на территории Германии число приходов и мест, где постоянно проходили богослужения, выросли до 80. А если учитывать православные приходы в Австрии, Венгрии, Западной Польше, Словакии, то количество общин, которые входили в период войны в состав Германской епархии РПЦЗ, составляло около 165. Священники и миряне, оказавшиеся в условиях нацистской тоталитарной системы, искали Бога и свободу. Большинство священнослужителей не пошли на сделку со своей совестью, что сделало невозможным использование их фашистскими ведомствами в своих целях. Попытки изолировать русских священнослужителей-эмигрантов от их соотечественников на оккупированной территории СССР, советских военнопленных и угнанных на работы в III Рейх часто заканчивались неудачей.

 

Список литературы:

  1. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943–1948 гг. М. : ИРИ РАН, 1999. – 348 с.
  2. Глигориевич Браснислав  Русская православная церковь в период между двумя мировыми войнами. М. : ВНИИДАД, 1996. – 117 с.
  3. Данилушкин М. Б. История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней 1917–1970 гг. СПб. : Воскресение, 1997. – 1020 с.
  4. Епископ Григорий Граббе К истории русских церковных разделений за границей. Джорданвилль. : Свято- Троицкий монастырь, 1992. – 79 с.
  5. Корсаков Ф.  Русские судьбы. Сборник Из-под глыб. Париж : YMCA-Press, 1974. – 980 с.
  6. Крапивин М. Ю. Непридуманная церковная история. Волгоград : Перемена, 1997. – 366 с.
  7. Маковецкий, А. В.  Белая Церковь. Вдали от атеистического террора. СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
  8. Никитин A. K. Этапы и методы унификации русской православной общины в Германии в 1935–1939 гг. // Русская эмиграция в Европе (20–30-е годы XX в.) М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1996. – С. 129–164.
  9. Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 гг. (Сборник документов) М. : Издательство Крутицкого Патриаршего Подворья, 2003. – 364 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.