Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2018 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПОНЯТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНСТНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Актуальность работы.
В условиях религиозного, этнического, социального разнообразия российского общества достижение национального согласия является обязательным условием укрепления стабильности и безопасности государства.
Одной из особенностей России является то, что исторически государство складывалось как союз разных народов. Изменения, произошедшие во всем мире в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали рост национального самосознания этносов, который, в свою очередь, переходит в национализм, переходящий в национальную непримиримость и даже в ненависть. С начала девяностых годов на территории бывшего Советского Союза происходит множество конфликтов. Тема «национальности» используется политиками для достижения своих, не всегда приемлемых, целей. Многие государственные деятели искусственно формируют неприемлемость других этносов, народов, культур. Все это в свою очередь выливается в ущемление человеческих прав и свобод, которые часто приобретают необратимые последствия. Язык, вера, история стали предметом споров между государствами и между различными этносами внутри государства. Это ведет к деструктивным отношениям и приносит колоссальный ущерб обществу, поэтому изучение этнической толерантности является весьма актуальной проблемой.
Цель исследования: изучить понятие этнической толерантности.
Результаты исследования:
Термин «толерантность» появился еще в античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы считали, что войны и их последствия вынудят людей жить в мире[4]. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира[1]. Термин «толерантность» трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [2].
В. Франкл даёт следующее определение толерантности: «Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равна безразличию или полному принятию иного образа жизни и культуры, она должна нести в себе уважение и понимание к их отличиям. В то же время толерантность не предоставляет другим права быть нетолерантными» [2].
В соответствии с Декларацией принципов толерантности, толерантность определяется следующим образом: социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [5].
Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности - длительный, многокомпонентный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. На этот процесс оказывает воздействие множества факторов: общество, школы, СМИ, искусство, образование и т.д., но решающим среди них, по нашему мнению, является воспитание. Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков очевидно и ему должно оказываться особое внимание. Именно родитель закладывает в ребенка все качества будущей личности, которые в дальнейшем только акцентуируется. Часто у родителя, нетерпимого к чужим особенностям, ребенок вырастает с таким же качеством, поэтому здесь особенно важно подключиться школе, СМИ и т.д., чтобы прервать этот порочный круг.
Любой человек взаимодействует с окружающим миром посредством своего сознания, что уже делает его небезразличным участником. Это небезразличие может быть отрицательным или положительным.
Отрицательное небезразличие можно назвать интолерантность, положительное небезразличие - толерантность[6]. Многие психологи, например С. К. Бондырева полагают, что понятие толерантности значительно шире. Толерантность на основании небезразличия они называет проблемной толерантностью, а на основании безразличия - естественной толерантностью[3].
Толерантность — это активное состояние, оно заставляет постоянно следить за тем, совершает ли человек неправильные действия во взаимодействии с людьми других культур, религий, национальностей[4]. Толерантный человек не только должен осуществлять постоянный самоконтроль, он должен иметь личную ответственность за бесконфликтное состояние общества в целом [4].В современной этнопсихологии этническая толерантность определяется как личностное образование. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур[3].
В межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость не несет отрицательного оттенка самоущемления, а заключается в уважении или признании равенства других и отказ от доминирования и насилия, т. е. предполагает в отношениях между сторонами позитивное взаимодействие на конструктивной основе[4]. Этническая толерантность – это терпимость, которая по своему содержанию должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания [1].
На формирование толерантности непосредственное влияние оказывают современные условия. Главной тенденцией стал перенос общения из реальной жизни в виртуальную, где человек может оставаться анонимным. Сеть позволяет зачастую быть нетолерантным, так как те нормы общения, которые трактуются при живом общении, у многих людей, особенно у подростков, при общении в сетях стираются. В последствии это может закрепиться как черта личности [3]. Также важной особенностью является то, что у людей появился свободный доступ к огромному количеству информации. Кроме явных преимуществ этого, есть и минусы. На формирующуюся личность неправильная информация (например, которая стремиться вызвать межнациональную вражду) может оказать непосредственное влияние[2]. Также четко прослеживается, что родители и учителя перестают быть авторитетами и примерами для подражания детей в современных условиях свободного доступа к медиа-пространству. Подросток сам выбирает себе «идола», если этот идеал будет диктовать принципы нетерпимости, ребенок непосредственно последует им[4].
Но хоть семья и является главным фактором формирования этнической толерантности[4], именно государство в силах менять ситуацию в лучшую сторону. Сложилась тенденция, что государство включается в этот вопрос лишь когда возникает конфликт, последствия которого не всегда можно обратить полностью, например преступления на национальной почве. Но, по нашему мнению, гораздо важнее профилактировать эту «болезнь», чем констатировать последствия. В России действительно создаются различные программы по формированию толерантности, но это происходит только на бумаге. Когда толерантность станет неотъемлемой чертой воспитания в школе и семье, будет возможным и построение безопасного, полноценного общества.
Выводы:
Толерантность – черта личности, которая формируется, начиная с самого раннего детства, и на ее формирование оказывает влияние множество различных факторов, важнейшими из которых является общество и семья. Толерантность – это активное состояние, которое требует постоянного самоконтроля, и личную моральную ответственность своих взглядов и действий. Этническая толерантность — это не пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.
В современном мире этническая толерантность превратилась в глобальную проблему, без основательного изучения которой затрудняется понимание причин возникновения и решения межнациональных разногласий. Добиться устойчивого мира без войн и конфликтов возможно лишь установлением всеобщей толерантности. В свою очередь становиться очевидным, что инструменты поддержания этнической толерантности работают не всегда эффективно, что делает изучение толерантности, а в частности этнической толерантности особенно важным.
Список литературы:
- Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность». // М., Век толерантности: Научно – публицистический вестник, 2001, 169с.
- Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005. - 120 с.
- Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования, Педагогика, 2002,78с.
- Громова Е.М. Развитие культуры межнациональных отношений: учеб. пособие для ВУЗов / Ульяновск : Симбирская книга, 2006.- 144 с.
- Декларация принципов терпимости Электронный ресурс. / ЮНЕСКО. Электрон, дан. - М., 1995. - Режим доступа:http://www.unesco.ru/rus/pages/Admin01122004190237.php.
- Коновалова В. Н. Толерантность/ интолерантность в контексте глобализационных процессов, Екб., Урал, 2004, 382с.
дипломов
Оставить комментарий