Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2018 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ КРЕАТИВНОСТИ
Биографический метод - это способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении личности в контексте истории. Он начал использоваться в начале XX века. Первоначально биографический метод развивался в гуманитарных науках (в философии, социологии, истории) [1].
Биографический метод используется в психологии в случае, если требуется изучить особенности психики, поведения личности на ее жизненном пути, в исторической перспективе. Этот метод использует объективные данные биографии личности и описания ее субъективных переживаний, исходя из чего делается вывод об особенностях поведения, способностях, характере, жизненном пути. [6] Биографический метод использует данные биографий, автобиографий, свидетельств очевидцев и современников, контент-анализ биографий, дневников, писем, а также биографические опросники и интервью [2].
В психологии в 20-е годы этот метод использовали Ш. Бюлер и Н.А.Рыбников. Н.А.Рыбников считал, что изучение биографий позволит выявить закономерности и этапы духовного развития личности, реализации способностей личности в конкретных социальных условиях, а также условия, препятствующие реализации таланта [7] . Австрийский психолог Ш. Бюлер в 1933 году выпустила книгу «Жизненный путь человека как психологическая проблема», где описала анализ биографий по трем направлениям - объективным событиям жизни, творческим достижениям, состояниям внутреннего мира. В 40-е годы Г. Оллпорт обобщил имеющийся опыт использования этого метода.
В отечественной психологии на современном этапе Б.Г.Ананьев первым обратил внимание на биографический метод в исследованиях личности. Б.Г.Ананьев разрабатывал теорию индивидуальности и индивидуального психического развития, в свете которой он дал этому методу второе рождение. Б.Г. Ананьев определял суть биографического метода, исходя из его специфического предмета — жизненного пути. «Биографический метод — собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)». Продолжила развивать этот метод его ученица Н.А.Логинова. Ей принадлежит труд "Психобиографический метод исследования и коррекции личности". Также биографический метод использовали отечественные психологи М.М.Рубинштейн, И.М.Соловьев [6].
В психологии художественного творчества биографический метод направлен на изучение особенностей художественного мышления и деятельности, проявления художественно-творческих способностей, психологических особенностей восприятия, интерпретации и создания художественных образов, особенностей личности художника, а также факторов, способствующих развитию индивидуального творческого подхода. Биографический анализ позволяет проследить начало проявления способностей, их развитие. Многие выдающиеся деятели культуры уже с детства обнаруживали творческие способности. Особенно ярко это проявляется в отношении музыкальных способностей (примеры В.А.Моцарта, Ф.Листа, Р.Штрауса) [4] . Многие из известных композиторов с раннего возраста обнаруживали особую восприимчивость ко всему происходящему в мире и переживание этого в форме музыкальных образов. Например, Р.Шуман писал : «Меня волнует все, что происходит на белом свете, - политика, литература, люди, - обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет своего выражения в музыке». Н.А.Римский-Корсаков также с детства отмечал у себя соответствие зрительных образов и нот музыки [5]. Исследования биографий вундеркиндов, обнаруживших музыкальную одаренность, также показали, что чрезмерная эксплуатация таланта ребенка, частые выступления перед публикой, несистематичность занятий способствуют остановке в развитии способностей ребенка.
Биографический метод используется в психологии художественного творчества также при анализе литературных произведений, где личность писателя в контексте его жизненного пути рассматривается как основополагающий фактор творчества. Можно проследить, как факты биографии писателя находят отражение в сюжетах, героях его произведений. Например, психологические проблемы героев прозы Достоевского можно объяснить болезненными состояниями самого писателя [8]. Также рассматриваются факторы, повлиявшие на становление писателя. Е.А.Корсунский использовал собственные многолетние исследования одаренных детей и анализ биографий известных писателей и пришел к выводу, что важную роль играет наличие хорошего наставника и примера для подражания в детстве будущего писателя [4].
В психологии научного творчества биографический метод также широко применяется, так как большую роль играет личность ученого, его индивидуальность. Индивидуальность ученого проявляется проявляется в особенностях мировоззрения, выборе круга проблем изучения, стиле изложения открытий. Биографический метод в исследовании ученых и научного творчества стал разрабатываться в СССР в 70-е гг. во многом благодаря идеям и исследованиям М.Г. Ярошевского. В коллективной монографии «Человек науки» отдельно рассматриваются вопросы создания биографий ученых как важного раздела истории науки. В книге В.П. Карцева «Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований» содержится раздел о биографиях и автобиографиях ученых [6]. А. Рудкевич и Е. Ф. Рыбалко исследовали возрастную динамику продуктивности ученых Они основывались на анализе биографий и творческих достижений ученых. В группу А вошли 372 самых знаменитых ученых и деятелей искусства; в группу В — 419 менее известных,
В группе А спад творческой активности наблюдался редко, а в группе В он наблюдался во всех профессиональных группах. Представители группы А дольше учатся, чем представители группы В, но и период наивысшей творческой продуктивности у них значительно продолжительнее. И вместе с тем наиболее выдающиеся люди раньше начинают творческую деятельность, чем менее выдающиеся [3].
В американской психологии проводились исследования, посвященные изучению биографий ученых. Дж. Чемберс провел биографический опрос по анкете из 81 пункта и обнаружил существенные различия в 16 пунктах между выдающимися учеными и заурядными. Б. Эйдусон провел биографические интервью с 40 учеными. У всех рано обнаруживались высокий интеллект, малое увлечение детскими играми, одиночество, поощрение занятиями наукой со стороны отца, хотя испытывали недостаток внимания с его стороны. Также многие рано начали самостоятельную жизнь. С.Вишер проводил биографический опрос ученых с целью выявить факторы, влияющие на развитие таланта и собрал данные о 2607 ученых из разных областей науки. В. Деннис проанализировал 156 биографий ученых и построил кривые их научной продуктивности. Ему удалось обнаружить взаимосвязь между отдельными десятилетиями творческой деятельности по данному показателю. Г. Леман опубликовал труд «Возраст и достижения», где подсчитывал количество научных публикаций по пятилетиям жизни и установил, что о пик достижений ученых в среднем приходится на возраст 35–39 лет, а к 60 годам творческие способности утрачиваются [4].
Таким образом, биографический метод является эффективным методом для психологических исследований, как основным, так и вспомогательным. Он помогает выявить значимые данные о личности человека, которые не всегда доступны для изучения иными методами.
Список литературы:
- Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
- Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997.
- Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / М.: Питер, 2001
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности . - М.: «Питер», 2009.
- Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности М: 2003 г.
- Логинова, Н.А. - Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева. 1986
- Мошкова Г.Ю. Биографический метод и проблема психологии личности ученого // Вопр. психологии. – 1994. – No 2.
- Ханзен-Леве А. Мифопоэтический символизм: Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика / СПб: Академический проект, 2003
Оставить комментарий