Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2017 г.)
Наука: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТИПИЧНЫЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ
Задача формирования каллиграфических умений выступает как одна из главных проблем в образовании из ключевых задач школы. Огромное внимание при обучении начальному письму уделяется формированию условий, при которых бы совершалось органическое объединение слуховых, артикуляционных, визуальных, двигательных и звуковых компонентов. Это даст возможность создать у обучающегося графический навык, который будет фундаментом для формирования письменной речи в последующем, по мере овладения закономерностями родного языка. Поэтому, в момент обучения детей письму, педагогу нужно заботиться о выработке простого графического навыка как необходимого действия.
В начале обучения письму ребята сосредотачивают собственное внимание на множестве элементов, которые относятся к пространственной ориентации движений и графической точности их реализации: соотношение букв, размещение их по линии письма, соразмерность, протяженность, наклонение. Сконцентрированное внимание ребенка к графике письма, выписывание любого элемента в раздельности, продолжительные паузы, зачастую превышающие само время исполнения графического элемента либо буквы, чрезмерная медлительность письма, непостоянность графических форм, структуры движений и мышечных усилий – таковы отличительные особенности письма первоклассников на первоначальных стадиях развития навыка. [3]
Важным условием к письму в начальной школе считается увеличение быстроты письма. При этом не должна меняться самостоятельно графическая картина. Письмо обязано быть быстрым и красивым. Но обучить ученика писать быстро – задача ещё более непростая, нежели обучить писать красиво. Пределы скорости исполнения движений непосредственно сопряжены не только лишь со стадиями развития навыка письма, но и с возрастными отличительными чертами двигательной функции, нервной регуляции движений. Очень важно через обучение письму научить ребенка думать, развивать логику, сделать этот предмет увлекательным, интересным и результативным. [2]
В данный период число детей с проблемами обучения письму и нарушениями письма возрастает с каждым годом, согласно самым единым подсчетам составляет 25-30% детей. Изучения методистов, таких как М.М. Безруких и Т.Е. Хохлова выявили, что многочисленные трудности в обучении письму не завершаются в начальной школе, часть их меняется и сохраняется нередко вплотную до окончания школы. К сожалению, только лишь 3 ученика из 30, несмотря на все старания учителя, могут писать каллиграфически правильным почерком. Педагогические, психологические, а также физиологические исследования доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка.
Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:
а) ученики сидят, поджав ноги, наваливаясь грудью на стол;
б) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой ручки и поджимает голову;
в) голова детей при письме имеет разнообразные наклоны то к левому, то к правому плечу;
г) пишут в буквальном смысле слова «носом»;
д) правая рука неверно находится на столе (локоть или вплотную придавлен к телу);
Во-вторых, мотивационно-потребностный блок письма, т.е. формирование интереса у учащегося к деятельности письма.
Таким образом, исследования многочисленных педагогов демонстрируют то, что практически все без исключения учащиеся не любят и не хотят писать. У них нет особой необходимости в данной функции. Учашиеся имеют туманные, размытые знания о её важности. «Не хочу» и «не могу» - две главные неодолимые преграды на пути младшего школьника. Данный барьер нежелания в обучении письму задерживает ход успешности. И данное очевидно: монотонное и однообразное написание элементов букв, их сочетаний приводит к тому, что дети утомляются, а недостаток заинтересованности препятствует появлению стремления обучаться, не пробуждает формирование мыслительной работы, развитие творческих возможностей речи, не формирует позитивной мотивации учения.
В-третьих, рассматривая состояние процесса письма, необходимо выделить неаккуратное, невнимательное, неэстетическое ведение учениками тетрадей: тетради, подписанные с ошибками, небрежные; неряшливо ведется запись домашних и классных работ; углы тетрадей загнутые, затертые, порванные; листы тетрадей бывают оторванными или вырванными совсем
В связи с данными проблемами в методике преподавания обучающихся каллиграфическому письму акцентируется внимание на следующих графических ошибках:
1. Несоблюдение наклона 65°,непараллельности элементов букв, в том числе и компонентов одной буквы, что приводит к искривлению элементов.
2. Ошибки, сопряженные с нарушением соотношений: вертикальных - неодинаковая высота букв либо их элементов; горизонтальных - разная широта букв и их компонентов; пропорций между элементами букв (увеличенные либо уменьшенные компоненты букв).
3. Изменение овалов, полуовалов и иных компонентов, включающих закругления, изогнутые направления. К числу данных ошибок принадлежат искажение, сопряженные с неумением осуществлять точную кривую линию (линия как бы складывается из многочисленных небольших зигзагов - ломаная линия), а кроме того, ошибки, сопряженные с несоблюдением пропорций. [4]
4. Сокращение компонентов отдельных букв либо смена компонентов букв: вместо м-л, вместо д-а.
Для эффективного преодоления неверного написания отдельных компонентов букв весьма немаловажно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае подобрать для корректировки ошибки подходящий метод. Исправление ошибок 1 категории требует отработки непосредственных синхронных линий с необходимым наклоном к строке в 65°, корректировка ошибок 2 категории требует формирование глазомера, без которого выполнение пропорций трудно выполнимо. Для 3 категории ошибок требуется деятельность, направленная на работу над искривленными чертами, над изгибами, над плавностью движения руки. И ошибки 4 категории связаны с невнимательностью учащихся. [1]
Особую сложность для корректировки предполагает так именуемый «корявый» почерк. Для него свойственно весьма незначительное, либо большое письмо, удлиненность букв, снижение особенности написания от начала слова к его окончанию. Предпосылкой служит напряжённость мышц плечевого пояса. Ребенок сильно устает, поэтому концу урока его письмо попросту ужасно. Вследствие определения данного «препятствия», педагог обязан посодействовать ребятам ослабить мышцы при поддержке разных упражнений, усвоить данное чувство и продлить письмо дальше. [2]
В методике обучения учащихся письму существуют различные методы устранения каллиграфических ошибок.
Многие методисты, в том числе и Одегова В.Ф., считают, что для того чтобы избежать болезненного перехода с одной разлиновки к иной, ребенка шести-семи лет необходимо учить письму в тетрадях в одну линейку с промежутком между строк 9 миллиметров в первом классе. Данный вариант обучения письму был взят в чехословацкой школе и использован в нашей. Его суть состоит в том, что в начале предоставляется пример большой буквы (в нем отрабатывается форма буквы, ребята запоминают, в каком месте начинается буква, обводят её в воздухе, пишут радом такие же по размеру 2-3 проверочные буквы), далее в следующей строчке дается буква на несколько размеров меньше, вызывающая меньших усилий и интереса, в третьей строчке буква еще меньше, чуть ниже половины строки. При таком обучении письму отсутствует напряжённость и ликвидируется однообразие в работе.
Нарушение почерка учащихся может быть сопряжено, как было оговорено ранее, и с познавательной сферой. Таким образом, у детей младшего школьного возраста может быть нарушена либо мало сформирована зрительная память, впоследствии чего же и имеют все шансы появиться каллиграфические ошибки. Решить вероятные проблемы возможно, выбрав учениками концепцию процедур, направляющую совершенствовать тот либо другой процесс.
М.Р.Львов предлагает систематизацию ошибок письма и их факторов с позиций методичного расклада: [1]
1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание, либо добавление компонентов букв, деформация букв.
Причина – изменчивое внимание, нехорошее запоминание начертания букв.
2. Каллиграфические ошибки:
- Неспособность следовать строчке
- Нарушение наклона и размеров букв
- Устойчиво неверные соединения букв (вопреки образцам)
- «дрожащее письмо»
- Большое либо незначительное письмо, неравномерное расстояние среди букв, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.
Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.
1. Графические ошибки:
Пропуск букв по невниманию либо согласно обстоятельствам дефектов произношения. К примеру: Окуни - оуни; шарф - шар.
- Пробелы гласных (ребёнок при письме определяется на согласные): Коньки - кньки.
• Смена букв
- по причине неразличения парных звонких и глухих согласных: Жучка --- Шучка.
- по причине диалектного произношения: к примеру: Взяла --- узяла.
- по причине зрительного либо кинетического подобия букв (целые искажения слов)
Одним из показателей каллиграфического навыка представляется взаимосвязанность письма. Взаимосвязанность характеризуется числом алфавитных символов, написанных в слове за один прием, в таком случае принимать общим росчерком. Она выражается в мастерстве ученика исполнять принципы соединения букв и размеренно перемещать руку в правую сторону согласно критерию написания целых алфавитных комплексов.
Связанность письма – один из главных компонентов сформированности каллиграфического навыка. При соблюдении норм безотрывного письма стиль обучающегося делается точным и стабильным, а скорость письма – более ускоренной.
Изучение связности письма ведется следующим способом. Педагог просит обучающихся сесть правильно, произвести акцент ручкой в том месте нелинованного листка бумаги, откуда нужно приступать писать, взглянуть на какой-нибудь объект, размещенный над доской в классе, то есть выше направления глаз, а только затем писать заданную букву, слог. После учащиеся перемещают взор на лист бумаги, для того чтобы установить положение для следующего задания. Совершив упор рукой и подняв глаза на установленный объект, ребята повторяют написанное. Данное же поручение допускается выполнять и в третий раз, но уже в учащенном темпе. При проведении: 1) не уведомлять ребятам истинной цели задачи; 2) выполнить его на базе конкурсной мотивации «посмотрим, как вы научились писать вслепую»; 3) непременно предостеречь ребят о том, что невозможно исправлять написанное, к примеру, зачеркивать, дописывать, продолжать соединительные линии и тому подобное. Потому что педагог не сумеет зафиксировать те проблемы, что испытывает учащийся, и вовремя посодействовать ему.
Результаты письма при обычных обстоятельствах не дают возможность посмотреть, в каком месте ребенок останавливался либо отрывал руку: между буквами, в букве, в том числе и в самом элементе буквы. Следовательно, педагог не имеет возможность произвести заключения, во-первых, о том, сложились ли в памяти учащегося верные визуально-двигательные образы букв, на что он обоснованно опирается во время письма, во-вторых, понимает и осуществляет ли он введенные принципы соединения букв в словах и, в-третьих, какова степень связности его письма. Все данное делается явным при послании вслепую.
Образцы письма вслепую сопровождают следующие проблемы в письме обучающихся:
1) некомплектность зрительно-двигательных типов буквенных символов;
2) неспособность писать буквы связно, то есть на основе двигательных компонентов и по установленному методу;
3) неисполнение алгоритма трех типов соединения букв в словах.
Если проблемы преодолены в период преподавания первоначальному письму, в таком случае у обучающихся для формирования автоматизированности каллиграфического навыка имеется требуемая основа. [6]
Важно постоянно наблюдать за точной посадкой учащихся, поправлять отклонения в держании ручки, достигать ослабления усилия в позе и в мускулатуре руки. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв, благодаря тому, что в данном этапе ученики преодолевают самые большие проблемы письма: они обучаются координировать движение пальцев руки, сообразуясь с расположением тела и руки, держащей ручку, с наклоном тетради, в то же время ориентируя главное внимание на письмо буквы. Все перечисленное выше требует от ребенка больших стараний. Наиболее часто первоклассники смешивают при письме строчные буквы: м - ш, т - ш, л - м, п - т, л - и, в – з, х - к, л - г, б - д. Из заглавных букв частые замены бывают следующими: И - Ш, П - Т, Д - Б, В - Р, В - З, Е - З. Случается и так, что обучающийся помнит начертание отдельных букв, однако забывает эти же буквы, если необходимо писать слог либо слово. Это означает, что в основе забывания находится слабое обобщение звукового значения буквы: звучание в слове и слоге звучит по-другому, чем отдельный.
Русский народ постоянно ценил красивое письмо. Он заявлял: «Изысканно писать – красу творить». А как обучить данному детей? Этот вопрос беспокоит многочисленное количество педагогов начальной школы, так как красивое письмо - это ещё и грамотное письмо. По этой причине в 3-4 классах неправильное каллиграфическое письмо порождает орфографические ошибки. Чтобы избежать данной проблемы учителя начальных классов, перед тем как начать вводить тему урока проводят минутки чистописания. Подобная деятельность не всегда результативна, так как в основной массе ситуации обучающимся скучно делать то, что, как им может показаться на первый взгляд, они уже давно умеют. Педагог начальной школы Г.И. Карнаухова сумела с данным совладать, она не просто пишет детям на доске соединения букв, слова, сочетания слов. На ее уроках чистописания ученики через рисунок предмета рождают облик, новую идею. В начале, при составлении композиции, штрихуя, учащиеся разработали весьма увлекательные повествования о дружбе, странствовали по родному краю, отгадывали тайны леса. Данная деятельность, несомненно, помогла сформировать умение писать быстро, соблюдая четкость, плавность, связность, линейность письма, она также дала возможность совершенствовать речь обучающихся, развивать языковое чутье, фонематический слух и орфографическую зоркость.
Таким образом, при обучении первоклассников письму основной целью является развитие простых графических способностей. Освоение графики сопряжено с формированием пространственных представлений, совершенствованием мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Методика нацелена также на концепцию развивающего обучения, содержащую в развитии графического навыка осваивание и применение ребенком строя мыслительных действий, таких как исследование, сочетание, сопоставление, синтез и систематизация.
Список литературы:
- Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 2009.
- Савкина Н.Г. Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 1-2 (8). С. 40-43.
- Савкина Н.Г.Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учётом разной функциональной асимметрии полушарий Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ишим, 2010.
- Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2011.
- Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2011
- Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, №1, 2009.
дипломов
Оставить комментарий