Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ковалёва В.С. ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Ковалёва Валерия Сергеевна

магистрант, кафедра философии и культурологии ОГУ,

РФ, г. Оренбург

Одной из главных черт постиндустриального общества является массовое потребление товаров и услуг людьми. С одной стороны, это говорит о том, что прогресс в производстве материальных благ дошёл до той стадии, когда потребность любого индивида, живущего на Земле, может быть удовлетворена, и это, казалось бы, носит объективно позитивный характер. С другой стороны, мы наблюдаем ситуацию подмены ценностей духовных ценностями материальными, что в свою очередь представляет собой негативный процесс, приводящий к духовной деградации общества, к кризису человеческого существования в частности и кризису культуры в целом. Так чем же всё-таки является общество потребления – благом или злом? В нашей статье мы попробуем выяснить этот вопрос.

Для того, чтобы лучше понять, что представляет из себя процесс потребления, обратимся к его определению. «Потребление – использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление – расходование, использование ресурсов в процессе производства и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей. Потребление представляет конечную стадию воспроизводственного цикла» [2]. В нашей работе мы будем говорить о непроизводственном потреблении, то есть о приобретении конечных товаров и услуг людьми.

Исходя из данного определения, мы можем выяснить, что главным основанием для потребления является удовлетворение людьми их потребностей. Как известно, потребности человека условно можно разделить на материальные и духовные. К материальным потребностям мы отнесём потребность в пище, одежде, жилище, то есть в тех вещах, без которых невозможно наше с вами существование. К духовным потребностям мы отнесём потребность в познании, самопознании, самосовершенствовании, красоте и т. п. И можно с уверенностью сказать, что на современном этапе развития общества акцент делается именно на первом, причём потребление предметов быта, одежды, недвижимости происходит (в основном) не для того, чтобы выжить, а для самого потребления, то есть можно говорить о том, что данный процесс становится самоцелью. Выстраивается система, при которой обществу диктуется необходимость в накоплении материальных благ не для возможности существования, а для возможности «идти в ногу со временем», для возможности «быть не хуже других», но при этом и отличаться от других. Известный экономический постулат о том, что спрос рождает предложение, по нашему мнению, является неверным на сегодняшний день, ведь желание приобрести ту или иную вещь или услугу навязывается человеку извне.

В рамках нашей статьи будет уместно обратиться к определению капитализма. «Капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу» [3]. На наш взгляд, именно капиталистическая система породила общество потребления, и именно данной системой навязывается необходимость во всё большем приобретении и потреблении товаров и услуг. Попробуем это доказать.

Что представляет собой человек, который, не смотря на постоянное навязывание покупки нового смартфона, новой машины, в конце концов новой одежды, не делает этого, то есть осознаёт ненужность и неважность этих вещей в своей жизни? Он представляет из себя не самого лучшего работника. Такому человеку не нужно «работать за копейки», он не будет держаться за то место работы, в котором его что-то не устраивает, он будет осуществлять поиски чего-то лучшего, нового, поиски своего места в жизни. Человека, которого не интересует новые веяния моды, постоянное желание что-то приобретать (материальное), невозможно загнать в существующие рамки системы: «работай, чтобы покупать». Такого человека невозможно назвать винтиком в машине капитализма. Приведём, на наш взгляд, одну из самых подходящих цитат в рамках нашего доказательства: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)» [1]. Таким образом, личность, не ставящая главной целью жизни – приобретение и накопление материальных благ, не является вписанной в рамки существующей системы, такая личность не выполняет, по сути, свою главную функцию – функцию покупателя.

А что представляет собой человек, который вписан в данную систему, и желание приобретать в его пирамиде потребностей находится на одном из высоких уровней? Такой человек является отличным работником. Он готов работать день и ночь, лишь бы заработать больше денег на очередное приобретение. Он готов брать дополнительную работу в надежде на очередную покупку. Человек-потребитель является наилучшим из возможных вариантов для поддержания системы капитализма, сложившейся во многих развитых странах. Такой человек лишь использует уже созданное, уже произведённое. Такой человек не способен к проявлению творческих способностей, он довольствуется возможностью не создания чего-то нового, а покупки всего необходимого (порой якобы необходимого). Такой человек утрачивает способность мыслить, в сознание человека помещается мысль о неполноценности без того или иного товара и услуги (реклама часто использует этот приём), и дабы не испытывать данное неприятное чувство, которое может переродиться в комплекс, он приобретает всё больше и больше.

Так какие же процессы происходят в массовом сознании, какие черты приобретаются у людей, живущих в обществе потребления? Следствием массового потребления является, во-первых, подмена духовных ценностей материальными. Когда человек всё своё время тратит на зарабатывание денег, а затем оставшееся время тратит на приобретение товаров и услуг, абсолютно не остаётся времени на духовное развитие. Индивид превращается в «духовное ничто». Во-вторых, происходит подмена понятий о жизни и её смысле. Этот вопрос очень обширен и неоднозначен, но всё-таки можно смело говорить о том, что происходит утрата подлинного человеческого бытия, «быть» заменяется «иметь». Об этом обстоятельстве писали многие мыслители XX столетия, но лучше всех, на наш взгляд, по этому поводу высказывался немецкий мыслитель Эрих Фромм (1900 –1980).

В своей книге «Иметь или быть?» (1976) немецкий мыслитель пишет: «Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно способствует уменьшению ощущения беспокойства и тревоги, поскольку то, чем человек владеет, не может быть у него отобрано; но с другой – оно вынуждает человека потреблять все больше и больше, так как всякое потребление со временем перестает приносить удовольствие. Нынешние потребители вполне могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю» [4].

Но самым негативным последствием существования общества потребления, на наш взгляд, является перенос модели экономического поведения на социальные отношения. Человек продаёт себя как товар, человек покупает других как товар. Человек превращается не в цель, а в средство. Человек становится таким же ресурсом для достижения экономических целей, как и множество других существующих ресурсов. И он не замечает этого, а если замечает, то его это устраивает. Происходит процесс дегуманизации. О каком гуманизме может идти речь, если один процент богатых владеет половиной всех ресурсов на Земле [5], а остальные девяносто девять процентов людей являются лишь средством, расходным материалом для всё большего обогащения одного процента так называемых хозяев жизни. «Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет – он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами: добротой, умом, артистическими способностями» [4].

Таким образом, человек в обществе потребления утрачивает своё истинное «Я», он оказывается полностью во власти той экономической системы, в которой существует, такой человек по сути не является свободным существом. Что же ждёт такую систему: благоденствие и процветание или распад? На этот вопрос однозначного ответа не существует, однако бесконечное потребление и постоянное получение приятных эмоций, связанных с приобретениями, невозможно. Человеческая природа такова, что духовные потребности, жажда активного творческого преобразования в нём всегда живы, и нужен лишь толчок к осознанию необходимости перемен в существующем положении вещей. Подмена целей жизни средствами жизни – один из ярких симптомов кризиса культуры, и без решения этой проблемы невозможно существование человека и человечества в его подлинном состоянии.

 

Список литературы:

  1. Арнольд, В. И. Новый обскурантизм и Российское просвещение // Научно-просветительский журнал Скепсис. – 2003. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://scepsis.net/library/id_650.html
  2. Райзберг, Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/11426
  3. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В. Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/495/%D0%9A%D0%90%D0%9F%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%9C
  4. Фромм, Э. «Иметь или быть?». Киев: Ника-Центр, 1998. – 400 c. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe2.txt_with-big-pictures.html
  5. Oxfam: 1% богатых владеет половиной общемировых средств [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.bbc.com/russian/business/2015/01/150119_oxfam_wealth_inequality
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.