Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2017 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дорохов В.В., Кузнецов Д.А., Михеева Ю.П. АНОМИЯ, КАК ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (дата обращения: 20.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 32 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНОМИЯ, КАК ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

Дорохов Владимир Владимрович

студент ГУПСа, факультета УПП,

РФ, г. Новосибирск

Кузнецов Денис Андреевич

студент ГУПСа, факультета УПП,

РФ, г. Новосибирск

Михеева Юлия Павловна

студент ГУПСа, факультета УПП,

РФ, г. Новосибирск

Лукьяненко Николай Владимирович

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц. СГУПСа, кафедры «Культурологии философии»

РФ,  г. Новосибирск

Проблема настоящего исследования может быть выражена в гносеологическом и предметном аспектах. В гносеологическом аспекте она заключается в том, что существующие знания недостаточно точно описывают предпосылки аномийных состояний современного российского общества. В этой недостаточности теоретического обоснования данных процессов обнаруживается и предметное противоречие. Сегодня социальные институты подвержены дисфункциональному воздействию разнообразных асоциальных процессов и явлений, «размывающих» общепринятые правила и нормы совместного существования. Теория аномии может объяснить их содержание, однако не устраняет их причин.

Поэтому становятся востребованными эмпирические исследования, направленные на выявление особенностей проявления и способов устранения аномийных состояний.

Актуальность проблемы предопределила выбор объектно-предметной области, формулировку цели и задач.

Цель исследования заключалась в рассмотрении содержания аномии как патологического состояния общества.

Теоритической основой стала теория социального реализма Э. Дюркгейма. Один из родоначальников социологической науки рассматривал реальность как совокупность социальных фактов, образующих единство сознательного и материального социального поведения. В качестве субъективной составляющей этого поведения Дюркгейм выделил группу социальных норм, которые формируют социальные связи.

С точки зрения Дюркгейма, «социальная связь (солидарность) - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества» [3, с. 287]. При этом отсутствие солидарности может привести к патологическому состоянию общества. Солидарность как своеобразное «лекарство» помогает ему справляться с «болезнью». Пока общество солидаризированно – оно нормальное.

Э. Дюркгейм писал: «Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными, другие же назовем болезненными или патологическими» [3, с. 312]. Выделяют пять патологических форм состояния общества, таких как аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы и классовые конфликты. Подробнее в настоящем исследовании рассмотрим аномию.

Э. Дюркгейм дал следующие определение аномии «это такое состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок».[6, с. 140] Другими словами, это такой порядок в обществе, где большая часть людей идет на нарушение норм права и этики осознано.

В современном российском обществе все больше учащаются явления аномии, они выражаются в раскачивании нравственных основ общества, усилении разногласий между поколениями, в росте преступности, недостатке взаимопонимания различных слоев населения.

Результаты эмпирического этапа социологического исследования в целом подтверждают основные теоретические выводы. Анализ документов, опрос позволили подтвердить проявления основных форм аномийных состояний в современном обществе.

В качестве основных причин аномии выступают такие как: отход от традиционных ценностей и значительное классовое расслоение,  что  сопровождается социально-экономическими потрясениями и обеднением большой части населения. Ведь бедные слои населения — это группа риска, наиболее подверженная отклоненческому поведению в аномийной ситуации, а статус и достаток вырабатывают иммунитет. По данным Росстата [6], уровень бедности с 2000 до 2014 года сокращался, но в последующие года наблюдается тенденция увеличения и в 2016 году уровень бедности достиг 19,8 млн. чел.[1].

Аномия проявляется во множестве различных форм. Рассмотрим наиболее выраженные формы, такие как преступность, суицид, культурная аномия.

Преступность существовала всегда, но особенно значительно возрастает в периоды экономических, социальных и политических потрясений. По данным Генеральной прокуратуры [2], с 1990 г. по 2003 г. зарегистрирован резкий рост преступности в 2,5 раза. С 2003 по 2015 год наблюдается плавное снижение числа преступлений. Но в 2015 происходит резкий скачок, вызванный экономическим кризисом 2014 года.

Следующая форма аномии, ставшая объектом эмпирического исследования – самоубийство. Дюркгейм называет самоубийством «каждый смертный случай, который непосредственно и опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах».[4, с. 23]

Взяв за основу данные РБК [6], мы выявили следующие закономерности: за последние 60 лет наблюдалось два переломных момента, результатом которых стало снижение количества суицидов. Первым событием, повлиявшим на такой спад количества самоубийств, являлось начало антиалкогольной компании в 1985 году. После ее отмены в 90-е года произошел рецидив, и новый пик количества самоубийств пришелся на момент распада СССР. То есть можно предположить, что суициды стали следствием распада в начале 90-х системы нормативных регуляторов.

Заключительная форма аномии, которая рассмотрена в исследовании -падение нравственных и этических норм. Сегодня стало особенно заметным, что общество теряет культурные традиции, служившие для него своеобразным «моральным якорем».

Мораль, которая утрачивает обязательность общих принципов и норм, становится аномийной. Многие в обществе потеряли веру в идеалы и ценности, а с ней и духовные ориентиры. Вследствие чего такие понятия как добро и зло стали относительными, что приводит в результате к падению уважения к традициям и семейным ценностям. Иными словами к аномийному состоянию общества.

В качестве одного из основных социокультурного детерминанта, воздействующих на личность являются СМИ. Но всегда ли это воздействие играет положительную роль? По данным социологического исследования кандидата психологических наук О. Дроздова, 37,3% молодых людей готовы совершать незаконные действия, беря за образец своих любимых телегероев, а 58% пытаются копировать манеры героев фильмов.[8, с. 75]. Таким образом, более половины опрошенных в принципе оправдывают аномийные состояния общества и подтверждают свою готовность действовать в соответствии с ситуацией отсутствия нравственных и юридических «скреп».

Подтверждением этого вывода в некоторой степени стали результаты опроса настоящего исследования, в котором приняло участие 500 человек. Так на вопросы о важности моральных устоев и традиций для общества были получены следующие ответы: 34% респондентов утверждают что в российском обществе присутствуют моральные устои, 51% опрашиваемых говорят об их наличии в малом количестве и 15% уверены в полном отсутствии морали. Таким образом, значительное количество опрошенных ставит под сомнение авторитетность морали в обществе.

Также в результате опроса были выявлены наиболее значимые проблемы в России. По мнению респондентов, ими являются низкая оплата труда; алкоголизм; высокие цены на продукцию и услуги ЖКХ; коррупция, наркомания и бедность. Так 72% опрошенных утверждают, что разница между богатыми и бедными очень велика и порождает классовую ненависть.

Результаты теоретико-эмпирического исследования позволили сформулировать вывод о том, что в современном российском обществе обостряются социальные противоречия, приводящие к аномийным состояниям, избежание которых возможно при осуществлении соответствующих преобразований в культурной, экономической и политической сферах жизни.

 

Список литературы:

  1. ГАЗЕТА.RU – интернет–издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2017/04/18/10632695.shtml, свободный. – 20 миллионов россиян скатились в бедность.
  2. Генеральная прокуратура – портал правовой статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart, свободный. - Показатели преступности России.
  3. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991. — 432 с.
  4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Перевод с франц. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.— М.: Мысль, 1994.— 399 с.
  5. РБК – интернет–СМИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/10/02/2016/56ba00a79a79474ccbd2bccb, свободный. - Число самоубийств в России упало до самого низкого уровня за 50 лет.
  6. РОССТАТ – служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru /statistics/population/poverty/#, свободный. - Уровень бедности.
  7. Смородина М. С. Аномия общества и самоубийства // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены – 2006. – №2. – С. 140 – 147.
  8. Юревич. А. В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. – 2009. –  №10. – С. 70 – 79.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 32 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.