Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2017 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТЕ «БУРЯТСКИЙ КОЛОРИТ»
В Российский энциклопедический словарь дает такое определение: досуга – это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры; общение с другими людьми [1, с. 205].
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников выделили: «В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией»[4, с. 145].
Форма досуговой деятельности – это структура содержания профессиональной активности учреждений культуры, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. На практике досуговая деятельность реализуется в виде досуговых программ (мероприятий)[3, с. 78].
Выделяют две основные формы досуга подростков: организованный и неорганизованный досуг. К организованной сфере досуга относятся социальные центры, дома творчества, молодежные клубы, спортивные и художественные секции. Образованные организации, которые занимаются досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, где происходит социализация личности, самореализация, так же оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения.
Культура досуга подростков так же во многом зависит от реализации следующих видов досуговой деятельности: деятельность подростков в социальной сфере, наличие различных форм образования и самообразования, реализация различных культурно-творческих форм досуга, участие в мероприятиях спортивного характера и участие в развлекательных и рекреационных мероприятиях. Также культура досуга способствует толерантному поведению, за счет смены вида деятельности направленные на межнациональное общение, ознакомление с культурой и традициями разных этносов, в данном случае с бурятской народностью.
Образовательное пространство как сфера социально-культурной деятельности отличается множеством функции и разновидностью уровней. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные толерантные, духовно-нравственные, национальные и этнически ориентированные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения среднего и дополнительного образования.
Социокультурные изменения в современном обществе могут сыграть важную роль при изучении взаимодействия и сближения межнациональных культур. Для большинства межнациональных культур возникает существенная угроза исчезновения своих исторически сложившихся социокультурных традиций. В связи с этим встает потребность в изучении степени сохранения своей принадлежности к той или иной культуре.
На данный момент в обществе возрастает интерес к ценностям и традициям, так же обычаям, обрядам и религиозным ритуалам своей этнической принадлежности. В ситуации социально-культурного недостатка человек возвращается к утерянным духовным ценностям через восстановление социокультурных традиций.
Сохранение и развитие традиционных этнических культур требует изучения современного восстановления национальных ценностей на примере современной жизни бурятского этноса. Бурятская народность в данном случае является одной из самых устойчивых групп городского населения, связанных с воспроизводством и сохранением этнокультурных ценностей. В настоящее время происходит частичное национальное восстановление, которое привело к возвращению прежнему этнокультурному образу жизни.
Большое значение в системе традиционных социокультурных ценностей занимает праздник. Он соединяет в себе ценности национальной культуры и современность ее подачи. В настоящее время усиливается роль традиционных ценностей и значимость национальных праздников у современного бурятского этноса. В национальных праздниках преобладают ценности этноса, которые выражаются в творческой и игровой форме. Традиции бурятского народа неразрывно связаны с самым главным праздником в году – Сагаалганом. Это новый год по лунному календарю, в котором проводиться проводы всей семьей за праздничным столом уходящего года. В проекте «Бурятский колорит» применяются формы досуговой деятельности, приуроченные к празднику. Основная задача приобщение к позитивному межнациональному отношению решается через внеурочную деятельность и организацию внеклассной работы.
Во внеурочной деятельности часто используются такие образовательные и социально-культурные формы, как национальные фестивали, беседы, классные собрания, экскурсии, в результате которых формируется положительное отношение к межнациональному взаимодействию. В процессе форм досуговой деятельности предполагается творческий результат совместной проделанной работы. В последнее время становятся популярными процессы непосредственного межкультурного взаимодействия – форумы, межнациональные фестивали, конкурсы, встречи, которые повышают уровень сформированности толерантной, социальной и коммуникативной компетентности подростков.
Педагогическая задача по формированию межнациональных отношений в рамках социально-культурной деятельности предполагает изучение участниками знания и умения, необходимых для толерантного межэтнического взаимодействия. В данном проекте, это знакомство с одной из национальностей, решение межэтнических конфликтов, изучение и обработка особенностей национальности, противостоять негативным проявлениям интолерантного поведения и пресекать такое поведение в отношении других людей, творческое восприятие традиций и ценностей, умение урегулировать конфликты мирным путем, умение формировать собственное мнения и принимать самостоятельные решения.
В основе педагогического воспитания толерантного общения начинается с начальных классов с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к сверстникам, вежливости к старшим, сдержанности негативных чувств, лживости. В средних классах воспитание толерантного общения усложняются, так как особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, не смотря на этническую принадлежность, сочувствие к горю и другим нуждам чужих людей, проявление уважения и милосердия.
Проект «Бурятский колорит» как форма организации досуговой деятельности, очень интересен, он развивает как творческий потенциал и толерантные коммуникации, так и учит работать в команде, проявлять интерес к новой форме досуговой деятельности и изучить традиции, ценности бурятского этноса.
В процессе разработки и реализации проекта «Бурятский колорит» в организации досуговой деятельности обучающихся среднего школьного возраста были проведены мероприятия:
- «Исполнительница желаний – богиня Зеленая Тара» - экскурсия, выездная экскурсия к медной статуе Зеленая тара в г. Сургут ул. Мелик-Карамова;
- «Буузы» - мастер-класс, демонстрация техники лепки национального бурятского блюда буузы;
- «Сурхарбан» - национальные игр: «Бараньи кости», «Стрельба из лука», «волк и ягнята»;
- «Мандала» - художественный вечер, демонстрация песочной техники мандалы, просмотр видео материала;
- «Ёхор»-мастер - класс, демонстрация танцевальных движений бурятского танца «ёхор»;
- «Бурятский колорит» - фестиваль, итоговое заключительное мероприятие.
Творческая деятельность поможет объединить обучающихся средних классов, раскрепостить их, помочь в решении различных проблем, научит работать в команде и разовьет командный дух, так же познакомит с традициями и обычаями бурятской этнической группы и положит началу формирования межнационального взаимодействия.
Список литературы:
- Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 1456 с.
- Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 2009. № 6. — С. 51–55.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2007. – 145 с.
- Клименко Е. В. Формирование межэтнической толерантности личности в процессе социально-культурной деятельности // Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 37(80). С. 163-166.
дипломов
Оставить комментарий