Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2017 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жимовский Е.М., Киселев В.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА У СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА У СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ

Жимовский Егор Михайлович

студент, кафедра архитектуры, института строительства, архитектуры и искусства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Киселев Владислав Сергеевич

студент, кафедра архитектуры, института строительства, архитектуры и искусства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Шенцова Ольга Михайловна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., кафедра архитектуры, институт строительства, архитектуры и искусства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Архитектура – это искусственно созданная человеком среда обитания, а природа – это нечто незыблемое, вечное, превращающее человеком эту среду в комфортную. Поэтому между архитектурой и живой природой происходит непрерывный процесс взаимодействия. Во все времена человек обращался к природе за помощью, в результате чего в архитектурной практике появились такие образцы как колонны египетских храмов, палаццо Ренессанса и дворцы классицизма, образно-художественные приемы формообразования в русских храмах; капители колонн и т.д. И сегодня бионический стиль в архитектуре набирает все большие обороты и является доминирующим в мировой архитектуре. Архитектор в процессе всей своей трудовой деятельности, должен заниматься поиском новых архитектурных идей. Творческий потенциал будущих архитекторов должен быть на таком уровне, чтобы он мог самостоятельно формулировать и решать проблемы современной архитектуры, поэтому одним из основных профессиональных компетенций выпускника-архитектора - является готовность к активному творческому поиску [8].

Бытует мнение, что всех студентов невозможно обучить творчеству на одинаково высоком уровне  по стандартной традиционной программе обучения. Поэтому важно, чтобы в системе архитектурного образования все дисциплины образовательной программы были выстроены в единую систему, которая позволяет студенту непрерывно получать необходимые навыки творческой деятельности.

Включение студентов-архитекторов в творческий поиск в процессе архитектурного проектирования является важным условием в формировании у студентов творческого мышления.  И важным в процессе творческого поиска являются интересные актуальные тематические курсы (дисциплины).  Одним из звеньев системы подготовки архитекторов в ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» является дисциплина «Геометрия форм и бионика», которая изучается на 3 курсе и  целью которой является формирование у студентов: представления о теоретическом обосновании проблемы, в которой формы существования природы становятся основой для формообразования в архитектуре; методологических основ формообразования в архитектуре на основе природного ландшафта Урала;  принципов формообразования архитектуры на основе технологии функционирования живой природы; умений использовать законы природы в градостроительстве, архитектуре и дизайне [6].

Цель данной работы - поделиться своим опытом бионического проектирования в рамках учебной дисциплины проектного цикла "Геометрия форм и бионика".

Программа  заданий по дисциплине предполагает принцип усложнения от задания к заданию и предполагает выполнение средствами ручной или компьютерной архитектурной графики (клаулзура). Рассмотрим на авторских примерах содержание этих заданий.

Задание 1. Формообразование и трансформация объекта живой природы (флоры или фауны) в архитектурный объект – малая архитектурная форма (рис. 1). Цель задания - передать архитектурную идею малой архитектурной формы  на основе объекта живой природы.

 

Рисунок 1. Формообразование и трансформация объекта живой природы в архитектурный объект:  слева -Малая архитектурная форма-беседка. Прообраз - опята. Автор: Киселев В.С., справа - Пешеходный переход. Прообраз - лангуст. Автор: Жимовский Е.М.

 

Задание 2. Принцип комбинаторности и повторяемости форм живой природы при формообразовании архитектурного объекта (малоэтажное общественное сооружение). Цель задания - передать архитектурную идею одноэтажного общественного сооружения на основе объекта живой природы с применением принципа комбинаторности [5].

 

Рисунок 2. Принцип комбинаторности и повторяемости форм живой природы при формообразовании архитектурного объекта:  Автор: Жимовский Е.М.

 

Задание 3. Использование тектонических структур форм живой природы при формообразовании архитектурного объекта (высотное сооружение) (рис. 3). Цель задания - передать архитектурную идею высотного сооружения (жилой дом, научный центр, офисное сооружение и т.п.) на основе объекта живой природы используя тектонические структур формы живой природы.

 

Рисунок 3. Использование тектонических структур форм живой природы при формообразовании архитектурного объекта: высотное здание Автор: Жимовский Е.М.

 

В процессе выполнения творческих учебных заданий использовался поэтапный метод трансформации формы живой природы в архитектурный объект, разработанный О.М. Шенцовой [7]. Рассмотрим этот метод на основе природной формы листа дерева.

Этапы трансформации формы живой природы в архитектурный объект

1. Выбор объекта живой природы, на основе которого будет осуществляться моделирование;

2. Изучение бионической структуры этого объекта (строение, функционирование, характер движения), выполнение ряда зарисовок (рис. 4);

Виды каркасов листовых пластинок (жилкование или нерватура)

 

Рисунок 4. Изучение бионической структуры объекта

 

3. Стилизация объекта живой природы (рис. 5)

 

Рисунок 5. Стилизация объекта

 

4. Выбор именно той характерной особенности, которая будет взята за основу моделирования новой формы и подробное ее изучение;

5. На основе подробного анализа исходной формы, проектирование своего объекта;

6. Выполнение архитектурной или дизайн-концепции спроектированного объекта (рис. 6).

 

Рисунок 6. Выполнение архитектурной или дизайн-концепции

 

Список литературы:

  1. Краснова Т.В., Дворецкий В.А. Проектирование концепции в дизайне и архитектуре// Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-10. С. 1453-1458.
  2. Ульчицкий О.А., Булатова Е.К., Антипанов А.И. Современная архитектура. Современные пространственные и пластические искусства учебное пособие [Электронный ресурс]. - Магнитогорск, 2015. Сер. Учебная литература для высшего образования.  – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Усатая Т.В., Шенцова О.М. Основы проектирования архитектурной среды. Магнитогорск, 2008.
  4. Шенцова О.М. Принцип комбинаторности в архитектуре //Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2015. Т. 1. С. 334-341.
  5. Шенцова О.М., Хисматуллина Д.Д., Федосихин В.С.//Профессиональная подготовка архитекторов в Магнитогорске для создания комфортной жилой среды города. //Жилищное строительство. 2012. № 5. С. 9-12.
  6. Шенцова о.М. место бионики в архитектуре и дизайне и методический аспект преподавания ее в вузе//Архитектура. Строительство. Образование. 2013. №2. С. 273-284
  7. Шенцова, О.М., Казанева, Е.К. Геометрия форм и бионика: учебное пособие/О.М. Шенцова, Е.К. Казанева. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. -228 с.
  8. Shentsova O.M., Kayumova N.A., Krasnova T.V., Usataya T.V., Usatiy D.U., Deryabina L.V.  Modelling  students creativity development in practice of higher education in Russia. Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9.  № 29. С. 95393.   DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i29/95393
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.