Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2017 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ БИОНИЧЕСКИХ ФОРМ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ
Архитектура – это, та часть искусства, с которой мы вынуждены тесно контактировать каждый день. Первостепенная задача архитектора организовать пространство таким образом, чтобы оно было как можно более комфортабельным, функциональным и эстетическим, но не стоит забывать и об эмоциях, которые вызывают в нас архитектурные сооружения. Будь это рабочее место или жилой дом – в них мы проводим большую часть времени. В настоящее время до сих пор существует проблема, когда хорошо выверенное здание не производит должного впечатления или настроения, в конце концов недовыполняя свою функцию, как органичного пространства. Архитекторы и дизайнеры при проектировании интерьеров активно экспериментируют с формой, цветом и фактурой материалов. Так же специалистами проводятся исследовательские работы, выясняющие какое же влияние оказывает на человека тот или иной цвет и форма.
Цель данной работы - рассмотреть психологические особенности бионического формообразования в архитектуре.
В статье рассматриваются аспекты психологического влияния архитектурных форм на человека, и также изучены механизмы, благодаря которым мы отдаём предпочтение определенной группе форм.
Как с каждым годом растет потребность человека в гармоничной среде обитания, так и потребность отстраниться от «серых джунглей» города. Нам хочется больше воздуха, пространства, зелени и глади воды, но почему? В этом кроется главный секрет, что для человека по-настоящему является эстетичным, а именно – природные формы.
В мировой архитектуре за последние 50 лет использование принципов и законов формообразования живой природы вышло на новый уровень сознания архитектурного сообщества и получило название архитектурно-бионического процесса, который стал одним из направлений архитектуры - архитектурная бионика [ШОМ КЕК].
Природа окружала человека с того времени, когда он ещё не возвысился над животным миром. Это возымело эффект над его чувством прекрасного, все что хоть немного пытается имитировать природные формы или вдохновляется ими – заслуживает внимания человеческого глаза. Это объясняется обычным эффектом, то к чему мы привыкаем кажется нам наиболее красивым, а именно естественным. Оно не вызывает у нас тревогу или противоречивых чувств, потому что оно было всегда, сколько помнит себя человек. Чем чаще человеческому взору предстает объект, тем он кажется эстетичнее. Схожий эффект присутствует при феномене «зловещей долины», который тесно связан с похожими процессами восприятия происходящих у человека в мозгу. То, что кажется нам противоестественным вызывает у нас отвращение, неприязнь и даже страх.
Джон Рёскин провозглашал принцип всеобъемлющей преданности природе и её материалам. Например, в своей книге «Семь светочей архитектуры» считал, что человек в любых своих творениях сознательно или нет всегда использует природные элементы, либо повторяющие форму, либо повторяющие цвет [2]. И, как бы мы не старались оттолкнуться и создать по истине нечто новое, мы все равно ограничены своим наработанным визуальным рядом, который в основном касался «земной» естественной природы. «…И что с определенного момента, причем наступающего очень скоро человек не в состоянии продвинуться в деле создания прекрасного без прямого подражания естественным формам материального мира» (Глава IVСветоч Красоты, стр 135).
Отличным примером будет служить Эйфелева Башня, построенная в 1889, когда бионика ещё не зародилась, однако строение очевидно напоминает берцовую кость. Даже не смотря на неприродный грубый материал, из-за естественной формы она эстетически выглядит красивой.
В своем труде Джон Рёскин даже вывел некую формулу эстетики «Таким образом, мы можем установить прямую связь между Распространенностью и Красотой: зная, что некая вещь встречается часто, мы можем заключить, что она прекрасна, и можем предположить, что самые распространенные вещи суть самые прекрасные» (Глава IV Светоч Красоты, стр 139). К природным прообразам также обращается итальянский архитектор Андреа Палладио в своей книге «Четыре книги об архитектуре». В доказательство успешности применения природных форм в зодчестве он приводит древнегреческую архитектуру «Будучи подражательницей природы, архитектура не терпит, чтобы какая-нибудь её часть была чужда природе и далека от того, что свойственно природе. Поэтому мы видим, что древние архитекторы, строившие из камня здания … делали колонны вверху менее толстыми, чем у основания, беря пример у деревьев, всегда более тонких в вершине, чем по стволу или у корней» [1].
Дж. Рёскин же наоборот, считал классическую архитектуру слишком стандартизированной и пустой в своей содержательности. Его эталоном была готическая архитектура, а в особенности узоры на окнах храмов в Кане, Байё, Руане и Бове. Но не стоит считать, что это единственные примеры удачного применения природных элементов в архитектуре. Например, архитектура Древнего Египта, которая своими наработками дала развитие уже упомянутой греческой архитектуре. В основаниях колонн использовалась стилизация лотоса или кувшинки, а стены и архитектурные элементы украшались растительными и животными орнаментами. Пусть и почти все сохранившееся египетские архитектурные сооружения имеют жесткие геометрические формы, этот эффект искусственности сглаживался царствующей темой оазиса посреди пустыни. Растительные орнаменты также нашли свое применение и в архитектуре Месопатамии и Ассирии, в дальнейшем перейдя и в древнеиндийское зодчество в виде мотивов пальметты. Архитектура Древнего Китая и Японии отличилась в другом, она не стремилась к имитации форм в жилищах и религиозных постройках, если не считать фирменную покатую крышу. Помимо очевидно натуральных цветов и материалов, китайские и японские зодчие стремились затерять дома в природном пейзаже. Дом как бы становится частью декораций или фигурой в диораме. Они не стремились к подавлению природы, а к гармонии с ней. Поэтому сады во внутренних дворах также были важны, как и вид открывающийся из жилища. В ландшафтном дизайне они всячески избегали геометрической правильности. Уже тогда, человек стремился окружить себя привычными и эстетически красивыми вещами насколько это было возможным, некоторые приемы до сих пор активно используются в дизайне и архитектуре. Но что же после всего этого может дать нашим эстетическим потребностям бионика? Она предлагает нам не частичное заимствование у природы, а почти что полное.
Бионические здания сочетают в себе экологичность материалов, природные формы, пространство и функциональность подобной, которую мы уже встречали в естественной среде. Достаточно одного элемента, имеющего натуральный характер, чтобы здание не отталкивало человеческое воображение. Поэтому многие здания, жертвующие экологичностью ради конструкции и инженерной задумки, с лихвой восполняют свою притягательность формой.
Такие сооружения вступают в связь не только со средой в которой находятся, но и с человеком. Своими формами они не выдергивают его в неестественные условия, а возвращают к тому, чего очень мало в бетонных мегаполисах, со временем которых будет становиться только больше.
Проблема перенаселения планеты уже нависает над нами, что даёт нам понять, что невозможно создать для человека достаточно комфортное существование, не применяя многоэтажной застройки. Однако мы это можем исправить благодаря природным формам, использованию зелени и материалов напоминающих нам об истоках человеческого пути. Проведенная работа показала, что формы зданий и сооружений, крыш, а также комнат, мебели, предметов быта небезразличны для энергетики пространства и могут как негативно, так и благоприятно влиять на психофизическое состояние человека.
Список литературы:
- Андреа Палладио. Четыре книги об архитектуре.
- Джон Рёскин. Лекции об искусстве. Пер. с англ. – СПб. 2015. – 448с.
- Огюст Шуази. Мировая архитектура: История. Стили. Направления. – М. 2010. – 544с.
- Усатая, Т.В., Шенцова, О.М. Основы проектирования архитектурной среды: учебное пособие//Т.В. Усатая, О.М. Шенцова. - Магнитогорск, 2008.
- Шенцова О.М., Казанева Е.К. История бионического стиля в архитектуре//В мире научных открытий. 2015. № 7.8 (67). С. 2814-2826.
- Шенцова, О.М., Казанева, Е.К. Геометрия форм и бионика: учебное пособие/О.М. Шенцова, Е.К. Казанева. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. -228 с.
- Шенцова О.М. Сочетания архитектурных форм//Архитектура. Строительство. Образование. 2017. № 1(9). С. 53-58.
дипломов
Оставить комментарий